Дальнейших перспектив у шведско-норвежского союза король Магнус не особо видел и сохранить его не старался. Имея двух сыновей, Магнус, когда его дети были еще малы, назначил старшего, Эрика – наследником в Швеции, а младшего, Хокона – уже не просто наследником Норвегии, а ее «независимым» королем в 1343 году, скромно оставив себе пост регента. То есть, Магнус изначально не собирался оставлять после себя объединенные королевства.
Отсутствие братьев не спасло Магнуса Эрикссона от проблем и неурядиц. Со шведской знатью, как это часто бывало, он не ужился, а для пополнения казны и личных нужд покусился и на «святая святых» - церковную десятину. Воевал, он, кстати, и с Новгородом, но не слишком удачно. Весной 1348 года, Магнус обратился к Новгородской республике с воззванием добровольно принять католичество, в противном же случае он заставит новгородцев это сделать. Новгородцы ответили королю, что если он желает обсудить вопросы веры, то для начала пусть почтит визитом Константинополь, откуда и есть пошла русская вера.
Магнус организовал два чахоточных крестовых похода на русские земли, дважды брал Орешек (в 1348-ом и 1350-ом года) и дважды новгородцы его вышвыривали обратно. На этом король и успокоился, так как вскоре встал вопрос о его дальнейшем пребывании уже, собственно, в самой Швеции.
На сторону недовольной шведской знати встал его старший сын Эрик, и Магнус был вынужден сделать его соправителем, причем сыну досталась большая часть королевства. Намереваясь исправить положение и вновь вернуть Швецию под единоличное правление, Магнус заключил союз с датчанином Вальдемаром IV, вот только вскоре молодой Эрик внезапно скончался и союз с Данией с оговоренными уступками территорий (в награду за помощь) потерял смысл и был немедленно разорван. Это привело к военным столкновениям с датчанами, мир был заключен в 1361 году, на тяжелых для Швеции условиях, некоторые территории были утрачены. С младшим сыном отношения складывались не лучшим образом, в частности, из-за разногласий по поводу мира с Данией: Магнус был даже схвачен по приказу Хокона и заключен в темницу.
Что и говорить – в 1362 году Магнусу и этого своего сына пришлось делать соправителем. С Данией же отношения нормализовались: в апреле 1363 года, Хокон вступил в брак с младшей дочерью короля Вальдемара IV Аттердага, Маргрет, что имело самые далеко идущие последствия. Но уже осенью этого же года, часть знати недовольная Магнусом и понимая при этом, что Хокон уже не пойдет против отца (против него они тоже ополчились, так как брак с датчанкой некоторых почему-то не устраивал), вспомнила о другой линии претендентов на шведскую корону.
Сестра Магнуса Эрикссона, Евфимия была выдана замуж за герцога Мекленбурга Альбрехта II Великого, принимавшего энергичное участие в скандинавских распрях. Сыновей у Альбрехта II и Евфимии было трое, вот второго сына, которого также, как и отца звали Альбрехтом, шведы и попросили себе в короли. Предположу, что пригласить на трон старшего сына Альбрехта – Генриха, мятежники не могли, потому что тот был женат (с 1362 года) на Ингеборге, старшей дочери датского короля, соответственно он мог отказаться выступить против мужа сестры своей жены, ведь и так осложнений с Данией у Мекленбургов хватало.
Поход двух Альбрехтов, отца и сына, в Швецию, состоявшийся осенью 1363 года был триумфальным, города Стокгольм и Кальмар, где было много немцев, сдались без боя. Уже в феврале 1364 года Альбрехт был выбран и провозглашен новым королем. Магнус и Хокон удерживали лишь малую часть территории, и, что интересно, за них стояли простые люди, во-первых, не очень вникавшие во все эти династические хитросплетения, а, во-вторых, совершенно не понимающие, какого дьявола на их земле нужен король родом из Германии, когда уже есть свои, даже целых два.
Магнус и Хокон, пытались продолжить борьбу, но в 1365-ом были разбиты Мекленбургами и их сторонниками, в битве при Гатаскогоне, Магнус попал в плен и был освобожден только в 1371 году. Хокон сохранил за собой только некоторые западные земли Швеции и по договору был вынужден отказаться от шведской короны. Оставшуюся часть жизни Магнус провел в Норвегии, помогая сыну и его жене в административных делах; 1 декабря 1374 года корабль, на котором король возвращался из Исландии (также бывшей во владении норвежских королей) потерпел крушение у родных фьордов. Короля Магнуса успели вытащить, но он скончался на берегу.
Что же касается нового короля Альбрехта (хотя он должен считаться Первым, как король Швеции, у него отсутствует порядковый номер, его предпочитают именовать Третьим, как герцога Мекленбурга), то дела у него обстояли не лучшим образом. С каждым годом он контролировал всё меньше и меньше территорий, шаг за шагом увеличивая привилегии знати. Можно задаваться наивным вопросом с точки зрения дня сегодняшнего – а стоило ли ввязываться в борьбу за такую корону, где власть монарха не абсолютна, где королю постоянно приходиться договариваться с переменчивой знатью? Не стоило ли послать к черту шведских мятежников, прибывших к его отцу с таким «уникальным» предложением?
Но статус короля, даже не имевшего абсолютной власти, был слишком престижен, а годовые доходы даже части королевства, не так уж и плохи, вероятно, только этим и обусловлена упрямая борьба Мекленбургских герцогов за корону, на которую они имели пока не слишком первые права. В 1386 году Альбрехт попытался скинуть с себя унижавшее его бремя подчинения шведской аристократии. И славное рыцарство забеспокоилось – «такой король нам не нужен!» и… пошло на поклон (как когда-то к отцу Альбрехта) к новой ярко сияющей звезде Севера – Маргрете Датской, регенту Дании и Норвегии.
*****
Поддержать автора: 2202 2053 7037 8017
Всем огромное спасибо за донаты