Военка. Российское и зарубежное военное обозрение. 1 августа 2024 г. - Испания и Турция в настоящее время ведут продвинутые переговоры о стратегическом обмене военным оборудованием. Предложение на столе переговоров включает обмен 24 турецких учебных самолетов HÜRJET на шесть испанских транспортных самолетов A400M. Это событие происходит в то время, когда Испания стремится заменить свои учебные самолеты Northrop Grumman F-5M, срок эксплуатации которых истекает к 2030 году.
Недавно прототип HÜRJET доказал свои возможности, приземлившись на авиабазе Торрехон в Мадриде, где он проходит оценку со стороны испанских военно-воздушных и космических сил. Этот шаг иллюстрирует продвинутую стадию переговоров и демонстрирует сильную приверженность Турции продвижению своих самолетов на международной арене.
С коммерческой точки зрения этот обмен кажется выгодным для обеих стран. Для Испании это возможность модернизировать свою учебную эскадрилью, стратегически разместив часть своих излишков A400M, которые в меньшей степени нужны в текущей конфигурации ее ВВС. Для Турции это соглашение будет означать не только расширение ее парка A400M, но и шанс укрепить международный авторитет HÜRJET как жизнеспособного выбора для обучения летчиков-истребителей.
Уважаемые читатели, друзья, буду благодарен Вам за подписку на Военку, чтобы не пропустить новые публикации и поддержать автора. Спасибо каждому!
Ранее Испания пыталась осуществить аналогичные сделки по A400M, изучая варианты с Южной Кореей в 2019 году. Кроме того, попытки разработать внутренние решения, такие как AFJT от Airbus, были затруднены финансовыми ограничениями и отсутствием международного интереса, что привело к сотрудничеству с другими игроками отрасли, в частности с итальянской Leonardo, в разработке учебно-тренировочного самолета M-346.
Испания, как один из ключевых участников консорциума Airbus, сыграла значительную роль в производстве самолета A400M. Правительство Испании во главе с Хосе Марией Аснаром объявило в июне 2001 года о своем намерении приобрести 27 транспортных самолетов A400M с первоначальными инвестициями в размере 3,453 млрд евро. Это обязательство было закреплено 14 декабря 2001 года с одобрением Меморандума о взаимопонимании (МОВ) по разработке, производству и начальной поддержке программы A400M. На протяжении многих лет, несмотря на то, что некоторые европейские страны сократили свои заказы или вышли из программы, Испания сохраняла свои обязательства, хотя график платежей за 27 самолетов был продлен на год в 2003 году без изменения общего взноса.
Однако рост расходов на проект A400M заставил Испанию увеличить свои финансовые обязательства, взносы выросли до 4,443 млрд евро в 2009 году и далее до 5,493 млрд евро в 2010 году. Экономический кризис 2013 года заставил Испанию пересмотреть свой план закупок, в конечном итоге решив сохранить только 14 из 27 заказанных самолетов A400M и направить оставшиеся 13 на экспорт. Это решение совпало с аналогичным сокращением парка самолетов A400M в Германии. Несмотря на усилия по поиску покупателей на излишки самолетов, Испания изо всех сил пыталась продать 13 оставшихся самолетов, тем более, что другие страны также пытались избавиться от своих излишков A400M.
В октябре 2017 года Министерство обороны Испании объявило о пересмотренном графике поставок: первые 14 самолетов, переоборудованные в соответствии с новыми потребностями поставлены в период с 2016 по 2022 год, а оставшиеся 13 самолетов были отложены на период с 2025 по 2030 год. Эта задержка дала Испании некоторую свободу действий для поиска потенциальных покупателей, хотя ни один из них не материализовался. Более того, в 2016 году Испания подписала соглашение с Airbus, которое включало штрафную оговорку в размере 243 миллионов евро, если Испания отменит оставшиеся заказы или не сможет перепродать излишки самолетов. Эта ситуация подчеркивает проблемы, с которыми сталкивается Испания при управлении своим парком A400M в условиях меняющихся оборонных потребностей и экономических ограничений.
Имея в настоящее время в эксплуатации 14 A400M и планируя увеличить это число до 17, Испания намерена выставить на рынок оставшиеся десять самолетов. Кроме того, испанские ВВС недавно инициировали программу модернизации для своих F-5M, все еще находящихся в эксплуатации, проект, порученный израильской компании IAI, с целью продления срока службы этих самолетов до 2030 года.
Этот потенциальный обмен между Испанией и Турцией может послужить моделью для других стран, стремящихся оптимизировать свои ресурсы, одновременно повышая возможности своих ВВС. Имея последствия, выходящие далеко за пределы границ обеих стран, это соглашение может переопределить стратегическое сотрудничество в европейской военной авиации и за ее пределами.
Усовершенствованный реактивный учебный самолет и легкий штурмовик HÜRJET, одномоторный тандемный самолет, оснащен современной авионикой и высокопроизводительными характеристиками, которые делают его необходимым для современной подготовки пилотов. Его эксплуатационные характеристики позволяют ему преуспеть в роли передового реактивного учебного самолета, отвечая критическим потребностям международных и турецких операций ВВС. Боевой вариант HÜRJET действует как фактор усиления на поле боя, предлагая широкий спектр возможностей для выполнения миссий и обширную полезную нагрузку. Этот проект начался с целью замены устаревших самолетов T-38, используемых для передового реактивного обучения, и самолетов F-5, используемых акробатическими группами, тем самым представляя современный, высокопроизводительный многоцелевой самолет.
HÜRJET также предназначен для замены старых реактивных учебных самолетов, многие из которых находятся в эксплуатации более 20 лет. С ростом числа самолетов 5-го поколения, таких как TFX (ХАН) и F-35, потребность в современных реактивных учебных самолетах возросла из-за их меняющихся конфигураций. Turkish Aerospace инициировала программу HÜRJET, нацеленную на рынок многоцелевых самолетов, используя свой опыт и навыки в экономически эффективном проектировании и производстве учебных и легких авиационных систем. Эта инициатива направлена на удовлетворение как внутренних, так и международных требований, предлагая современное решение для обучения пилотов и легких ударных ролей.
HÜRJET, длина которого составляет 13,6 метра, размах крыла — 9,5 метра, а высота — 5,1 метра, имеет площадь крыла 25 квадратных метров и тягу 17 600 фунтов. Его характеристики включают дальность полета 2222 километра, практический потолок 45 000 футов и максимальную скорость 1,4 Маха. Самолет может выдерживать нагрузки до 5,5 g и перевозить полезную нагрузку до 2721 килограмма. Двигатель, приводящий в действие HÜRJET, разработан американской компанией General Electric, а именно модель F404-GE-102.
Уважаемые читатели, друзья, буду благодарен Вам за подписку на Военку, чтобы не пропустить новые публикации и поддержать автора. Спасибо каждому!