Кино, как вид искусства появился не в России. И, даже, не в Америке. И не в Англии! Его путём целенаправленных экспериментов создали французские братья Люмьер, владельцы фабрики фототоваров, по сути, инженер и бизнесмен. Хотя, до премьеры фильма «Прибытие поезда» на бульваре Капуцинок, было несчётное количество разработок движущихся картинок по всему миру, в том числе и в России. У Аристотеля есть упоминания «живых» рисунков, которые каждый школьник знает по пляшущим человечкам на уголках страниц в учебниках. По крайней мере, в мои школьные годы, редкий учебник не был испорчен «палкой, палкой, огуречком» на паре десятков уголков.
Вот как-то Голливуд не слышит в свой адрес, что они ничего из себя не представляют, а это всё у французов скапитализдено. Вот честное слово, как-то странно слышать, что мы, типа, за всем заграничным гоняемся, всё повторить пытаемся, догоняем… А по сути весь мир друг друга догоняет. В России было столько изобретено, в том числе и для цветной фотографии, что потом легло в основу технологий, дошедших до наших дней, аж утонуть в информации можно. Кино, радио, телевидение, объёмное изображение – всё это разрабатывалось одновременно в разных частях света и идеи перетекали из страны в страну.
Увлечённые люди вообще такие, что не могут держать находку или открытие в себе. Им по закону честолюбия положено на весь мир о своих успехах кричать безотлагательно. Это сейчас бизнесмены обеспокоились коммерческой тайной, а власти безопасностью суверенитета. А раньше инженеры и учёные делились друг с другом находками в технологиях с блеском в глазах. А технологии всегда создавались сообща. Потому что есть закон единого информационного поля. Точно такая же катавасия с признанием первенства было у создателей железнодорожных локомотивов, автомобилей, компьютеров. От того и стандартов было не счесть.
Кино в этом плане повезло. Эта отрасль не была слишком широкой из-за своей дороговизны. А братья Люмьер по праву считаются создателями кино, потому что нашли именно тот универсальный метод съёмки и показа, который, практически без изменений, просуществовал до появления цифры. Как видите, пальмовая ветвь в руках у тех, кто объединил все до того существовавшие разработки и открытия в применимую широкими массами форму. И на этой почве говорить, что в России нет своего кино бессмысленно.
Мы можем говорить только о двух вещах – художественных приёмах и содержании. И с момента появления первых разыгранных перед кинокамерой сценок, в каждой стране стал проявляться свой национальный кинематографический почерк. А снимали первые фильмы по моментальным идеям, которых было достаточно сначала на одну сценку, потом на сюжет, а сейчас мы пришли к нескончаемым сериалам длиною в десятки сезонов. Считайте, что первые фильмы это были экранизации баек и анекдотов из жизни за окнами киностудий.
Вообще первые кинопродюсеры были похожи на современных блогеров. Точно так же покупали дорогое оборудование, кривлялись перед камерой и тут же выдавали в прокат. Думаете под Луной ещё что-то новое найти можно? Только видоизменённое, ибо человек не меняется. Меняются лишь внешние атрибуты жизни. Вместо почтовых голубей всемирная паутина, вместо плёнки флешка, вместо поездки на день рождения к дальним родственникам из провинции сеанс видеосвязи.
А вот содержание всегда и везде было своё. Пока англичане смеялись над шотландцами, французы высмеивали жигало-неудачников, в России задавались вселенскими вопросами. Есть же термин Русская литература. Есть французская литература, английская, китайская. Не по цвету паспорта писателя, а по духу и идеям. Точно так же и кино стало в каждой стране своё, со своими идеями и поднимаемыми темами.
Первый русский игровой фильм «Понизовая вольница» был снят по мотивам народной песни «Из-за острова на стрежень». Вот так, сразу минуя кривляния перед камерой, русские кинематографисты бросились в омут глобальных проблем справедливости и вечной любви. А вы как думали, чего это Россия прыгнула из феодализма сразу в социализм, минуя промежуточные мучения капитализмом? Так и в кино произошло. Наши энтузиасты нового искусства моментально погрузились в новый, неизведанный мир движущихся картинок со всем набором наболевшего душевного дискомфорта. Что-что, а страдать в России умели, умеют и будут это делать как нигде в мире.
С одной стороны, кино изобрели французы, но как техническую возможность. Книгу тоже кто-то изобрёл, догадавшись сшить листы и обернуть кожей. Мы, даже, не помним имени этого человека и его принадлежность ни к стране, ни к вере, ни к клану. Зато литература есть у каждой нации своя, особенная. И кино так же. Но ведь кинематографисты во всём мире это те же учёные, кто предан своему искусству полностью. И кинематографисты обмениваются идеями, опытом, ракурсами, освещением, шумами и прочими инструментами выразительности.
В 1925 году Сергей Эйзенштейн снял один из величайших мировых фильмов «Броненосец "Потёмкин"». При том, что это фильм из СССР, с явно идеологической подоплёкой, его признали во всём мире новаторским, а позже примером академической кинематографии. Сергей Эйзенштейн использовал в этом фильме столько новаторских решений, что все они стали хрестоматийными правилами, как надо снимать и монтировать кино. И после этого вы хотите сказать, что Россия что-то там у кого-то заимствует?
Ещё один новатор российского кино, теоретик документалистики Дзига Вертов создал в 1929 году документальный фильм «Человек с киноаппаратом», где впервые применил методы съёмки скрытой камерой и точкой зрения «глазами героя», тогда это американцы прозвали «киноглаз». Сейчас этими техниками пользуются не только документалисты всего мира, но и создатели блокбастеров со звёздами мирового кино. А по книгам Вертова учатся студенты киновузов. Вот такое российское кино, по сути, создавшее весь мировой кинематограф, которым мы довольствуемся поныне.
В СССР приезжали учиться снимать комбинированные съёмки голливудские специалисты. Небезызвестный автор «Звёздных войн» Джордж Лукас неоднократно признавался в своих интервью, что многие технические решения для съёмок первого фильма звёздной саги подсмотрел в советских сказках и фантастических кинолентах. Советские фильмы, несмотря на «железный занавес», брали «Оскаров», золотые «Пальмовые ветви», «Медведей» и «Львов» всех мастей. Что это, как не признание новаторства?
Вот только сейчас времена поменялись. С развалом СССР в России образовалась культурная яма. Мы ринулись копировать западный образ жизни, западную музыку, товары, даже, метод напиваться. Понятие «российское кино» было раздавлено эшелонами видеокассет с Запада, голливудскими дельцами от кино и пропагандистами. Но энтузиасты, поистине русские режиссёры, как-то старались сохранить ту неповторимую экранизацию русской души, которой нет больше нигде на планете. Именно благодаря им, нашим учителям, сейчас, когда к нам вернулось национальное самосознание, мы вдруг обнаружили, что «Чебурашка» может собрать в прокате семь миллиардов рублей.
Мы очень долго, целых тридцать лет догоняли, подражали и пытались играть под Запад, что устали от этого. И вот, русская душа прорвалась. Своим неудержимым порывом вырвалась наружу и у нас стали снимать сказки, свою фантастику, про своих героев, космонавтов, артистов, прошлое, настоящее и будущее. Мировому кинематографу скоро будет 130 лет и всего 30 мы догоняли, причём не в начале. Теперь у России вернулась возможность вновь привнести в мировой кинематограф что-то новенькое. Вот в космосе кино сняли. Голливуд тихо завидует. Уже. А по количеству снимаемых фильмов мы, думаю, к Болливуду скоро подберёмся.