Найти в Дзене
Курская слобода

Виртуальные "афонцы". В конце XIX века лжемонахи обрушили на Курскую губернию сотни писем с призывом жертвовать на афонские монастыри

«Поминаем за всякую милостыню». Под таким девизом в конце 1892 – начале 1893 годов на Курскую губернию обрушились сотни писем, в которых некие аферисты приглашали мирян принять участие в благотворительной акции – высылке денежных пожертвований на Афонские монастыри.

Святое ремесло

В России отношение к нищенству и пьянству всегда было своеобразным. Верующие считали, что ближе всех к Иисусу Христу в реальной жизни стоят нищие, словно повторяя его поведением и обликом. Они замаливают общие грехи, и милостыня им должна даваться без разбора, нуждается в ней просящий или нет – ведь нищий просит именем Христовым.

Поэтому штрафы за «слепую» раздачу милостыни, введенные Петром I, общество не приняло. А нищая братия, приспосабливаясь к репрессивной государственной машине, грозившей принудительной ссылкой, изобретала новые формы заработка, доказывая свой высокий профессионализм.

В XIX веке ученые поделили представителей этого класса на два основных разряда – «христарадники» (попрошайки) и «охотники» (нищие высшей категории). И те, и другие делились на виды, в зависимости от «специализа­ции»: богомолы (просящие милостыню на церковной паперти), могильщики (работающие на кладбищах), железнодорожники, сочинители (обращаются к благотворителям с просительными письмами), погорельцы и т.д.

«Сочинители» атакуют Курскую губернию

К концу XIX века профессионалы составляли до 80% от общего количества просящих подаяние. Простодушные куряне легко поддавались на обман, финансируя пьяные оргии в городских подворотнях, в которых участвовали люди дна всех возрастов и полов. Немногочисленная полиция довольно сносно несла свою службу, пресекая антиобщественное поведение. Но когда весною 1890 года обыватели стали получать по почте письма с замысловатыми обратными адресами, призывавшие «Христа ради» жертвовать, пересылая им свои кровные, и дело дошло до губернатора Виктора Вильгельмовича фон Валя, то последний только развел руками. Правда, 4 июня он издал циркуляр, в котором обращалось внимание полиции на «незаконное приглашение к высылке денежных пожертвований» и предписывалось ознакомить население с этими фактами. Однако профилактическая работа не принесла желаемого результата, и спустя два года сочинители вновь обрушили свои послания на нашу губернию. Но на этот раз прохиндеев ждало разочарование ввиду непримиримой и последовательной позиции нового губернатора Алексея Дмитриевича Милютина.

Виктор Втльгельмович фон Валь - курский губернатор (1889-1892)
Виктор Втльгельмович фон Валь - курский губернатор (1889-1892)

В Государственном архиве Курской области сохранились подлинные письма с просьбами о пожертвованиях и документы, рассказывающие о реакции властей.

Практически все послания указывали следующий обратный адрес: через Одессу в Константинополь на Русскую почту (или в контору Русского агентства), до востребования. Адресатами выступали мнимые монахи афонских монастырей.

Гора Афон. Гравюра конца XIX века
Гора Афон. Гравюра конца XIX века

Так, «афонский старец» келии Пресвятой Богородицы схимонах Илия Пащенко, после пространного и местами гипнотизирующего обращения, предусмотрительно увещевал о получении жертвователями «ответной квитанции». А для пущей убедительности на конверте красовалась печать с указанием его имени и надписью «Святая Гора Афон».

Следующий проходимец представлялся иеросхимонахом, настоятелем келии Успения Божьей Матери Космой Резниковым. Отец Косма, дабы не утруждать смиренных рабов Божьих догадками о размерах милостыни, набрался наглости и включил в обращение прейскурант – «Чин поминовения нашей обители». Вечное ежедневное поминовение «за одно имя» стоило 30 рублей, вечное субботнее – 10 рублей, годовое ежедневное – 5 рублей.

Другой афонский иеросхимонах Иоакиний Литвиненко, «русских отшельни­ков духовник» (так на печати – авт.), заканчивал письмо словами: «Благочестивые христелюбцы Силою Небеснаго Творца начало сделано мною и конец поручаю теплому и ревностному участию высокодостойнейших благотворителей в нашей благословенной России». Распознать же алчущего прощелыгу помогает приписка: «При этом просим еще, если не составит для Вас труда, благоволите сообщить нам адреса некоторых благотворительных лиц, к которым мы также могли бы обратиться с просьбою».

Граф Алеесей Дмитриевич Милютин - курский губернатор (1892-1902)
Граф Алеесей Дмитриевич Милютин - курский губернатор (1892-1902)

Губернатор Милютин распорядился вывесить объявления, изобличавшие лжестарцев, по всей губернии. Полиции было поручено неустанно вести разъяснительную работу с населением и отчитываться по ее итогам еженедельно уездным исправникам. Но все же основная нагрузка в наведении порядка легла на приходских священников, которые в течение нескольких месяцев упорно доводили до сведения прихожан греховную кошунственностъ подобных обращений и ответов на них. Взаимодействие светских и духовных властей принесло ощутимый результат – больше куряне подобных писем не получали.

Кстати. Согласно определению юбилейного Архиерейского собора 2001 года священник в рясе не должен просить милостыню. Если же он так делает, то поступает вопреки решению Собора. Сбором пожертвований могут заниматься миряне, и для этого им следует иметь письменное разрешение как от архиерея той епархии, к которой он принадлежит, так и от архиерея епар­хии, на территории которой собирает пожертвования.

Будем рады видеть вас здесь: https://t.me/sayan_dialect