Найти в Дзене
Evsshoots

ФОТОГРАФИЯ НАЧАЛО.

Оглавление

ФОТОГРАФИЯ - ЭТО ИСКУССТВО. Это искусство сохранять мгновения и запечатлевать важные события на бумаге. Оно стало неотъемлемой частью нашей жизни: позволяет делиться впечатлениями и мыслями, передавать информацию, изучать мир вокруг, выражать свою индивидуальность. История возникновения фотографии — это долгий путь, знание которого помогает понять, каким образом эта удивительная форма искусства появилась и развивалась на протяжении веков.

Как же все началось?

Предпосылки и ранние эксперименты.

С давних времен люди стремились запечатлеть мир вокруг себя. До изобретения фотографии точного и надежного способа это сделать не существовало.

Первые попытки были связаны с использованием камеры-обскура.

Камера-обскура

Камера-обскура в музее
Камера-обскура в музее

Еще до изобретения фотографии, люди были знакомы с принципами, на которых она в итоге была основана. Они могли создавать изображения на стене или листе бумаги, однако фотопечать в то время была невозможна, поскольку сохранение светового изображения оказалось более сложной задачей, чем его проецирование. Инструмент, использовавшийся для работы с изображениями назывался камера-обскура (что в переводе с латыни означает «темная комната») и он существовал за несколько столетий до появления фотографии.

Считается, что камера-обскура была изобретена примерно в XIII-XIV столетиях, однако в летописи арабского ученого Хасана ибн Хасана, X в., описаны принципы работы камеры-обскуры, на которых в итоге была основана аналоговая фотография.

Это устройство, которое позволяло проецировать изображение на плоскость с помощью отверстия и линзы. Оно использовалось для наблюдения за окружающим миром и создания реалистичных рисунков.

Художники применяли камеры-обскура для создания набросков и эскизов. Они проецировали и передавали изображение на холст, чтобы получить более точное представление о форме и пропорциях объектов.

Камера-обскура в сущности представляет собой тёмную закрытую коробку с отверстием в одной из стенок. Отверстие должно быть достаточно малым относительно размера коробки чтобы камера-обскура правильно работала. Принцип её работы основан на законах оптики: свет, проходящий через крошечное отверстие, трансформируется и создает изображение на встречаемой поверхности, которой является стенка ящика. Изображение было зеркальным и перевернутым, однако современная аналоговая камера работает примерно таким же образом, отличаясь только наличием зеркала и пленки для сохранения созданного светом изображения.

Процесс использования камеры-обскуры выглядел очень странным и пугающим для людей в те далекие времена и Джованни Баттиста вынужден был отказаться от своей идеи после того, как его арестовали по обвинению в колдовстве.

Рисунок изображает работу в камере-обскуре как это выглядело в то время.
Рисунок изображает работу в камере-обскуре как это выглядело в то время.

Сегодня можно констатировать, что камера-обскура была прототипом современного фотоаппарата. Установка пленки и запечатление изображения было логическим продолжением.

Самая первая фотография в мире.

Первое фотографическое изображение было сделано Нисефором Ньепсом ещё в 1822 году по изобретённому им методу гелиографии.

Ньепс (Niepce) Нисефор (полное имя Жозеф Нисефор) (7 марта 1765, Шалон-сюр-Сон, Франция — 5 июля 1833, там же), французский изобретатель, один из создателей фотографии.
Ньепс (Niepce) Нисефор (полное имя Жозеф Нисефор) (7 марта 1765, Шалон-сюр-Сон, Франция — 5 июля 1833, там же), французский изобретатель, один из создателей фотографии.

Но до нас дошло лишь изображение 1826 года — «Вид из окна в Ле Гра». Экспозиция снимка составила около восьми часов, так что солнце на фотографии успело пройти с востока на запад, осветив обе стороны изображенного здания.

-4

А затем негатив был отпечатан с металлической пластины.

-5

У этого изображения мало художественной ценности помимо того, что это первая фотография, из когда-либо сделанных и дошедших до нас.

Как уже говорилось выше, к этому времени люди уже знали, как спроецировать изображения, но они не могли сохранять и «записывать» свет. Ньепс придумал использовать нефтепродукт, так называемый «иудейский битум». Битум затвердевает под воздействием света, а не затвердевшее вещество можно было затем смыть. В качестве носителя Ньепс использовал отполированные металлические пластины, а полученное на них негативное изображение можно было покрыть чернилами и напечатать как литографию. Одной из множества трудностей этого метода являлось то, что металлические пластины были тяжёлыми, дорогими в производстве и требовали много времени для тщательной полировки.

Значительный вклад в становление фотографии внес также Луи Дагер — французский художник и изобретатель. В 1839 году он представил миру новый метод изготовления изображений, который получил название «дагеротипия».

Луи Дагер (18 ноября 1787 — 10 июля 1851) — французский художник, химик и изобретатель, один из создателей фотографии.
Луи Дагер (18 ноября 1787 — 10 июля 1851) — французский художник, химик и изобретатель, один из создателей фотографии.

Процесс дагеротипии основывался на химической реакции с чувствительными к свету пластинами, покрытыми слоем серебра. Эти пластины затем обрабатывались растворами, придающими изображению видимость. После этого фиксировались и становились невоспроизводимыми. Дагеротипы отличались удивительной детализацией и четкостью.

(Луи Дагер. «Бульвар дю Тампль в Париже». 1838 год)
(Луи Дагер. «Бульвар дю Тампль в Париже». 1838 год)

Внедрение дагеротипии вызвало настоящий фотографический бум. Студии, специализирующиеся на создании портретов в стиле дагеротипии, расцветали во многих городах. Такие снимки стали доступными широкому кругу населения и были особенно популярны среди художников, аристократии и общественных деятелей.

В 1839 году сэр Джон Гершель нашел способ изготовить первый стеклянный негатив вместо металлического. В том же году он придумал термин «Фотография», производный из греческий слов, означающих «свет» и «писать». Несмотря на то, что процесс стал проще, а результат лучше – потребовалось еще много времени чтобы фотография стала широко известна.

В начале фотография либо использовалась художниками как подспорье в работе или во всяком случае следовала тем же принципам, что художественные полотна. Первыми широко известными фотопортретами были одиночные или семейные снимки на память. Наконец, после десятилетий усовершенствований и исправлений, массовое использование фотокамер началось с камер Eastman Kodak. Они вышли на рынок в 1888 году с лозунгом «Вы нажимаете на кнопку – мы делаем всё остальное».

камера kodak brownie джордж истмен 1900
камера kodak brownie джордж истмен 1900

В 1901 году была представлена камера Kodak Brownie, ставшая первой коммерческой камерой на рынке, доступной среднему классу. Камера делала только черно-белые снимки, но была очень популярной благодаря своей эффективности и простоте использования. Цветная фотография, несмотря на то, что разрабатывалась на протяжении XIX столетия, не нашла коммерческого воплощения до середины XX века. Учёные в начале века не могли сохранить цвет достаточно надолго, он пропадал со временем в связи с несовершенством рецептов. Несколько способов цветной фотографии запатентовали в 1862 году два французских изобретателя, работавших независимо друг от друга: Луи Дюко дю Орон и Шарль Кро.

В итоге, первая работающая цветная фотопластинка появилась на рынке в 1907 году. Использовавшийся в ней метод был основан на экране из фильтров. Экран позволял фильтровать красный, зеленый и/или синий свет. Фотопластинка затем обращалась с получением позитивного изображения. Использование этого же экрана в процессе фотопечати позволяло получить цветную фотографию. Данная технология, слегка доработанная используется до сих пор. Красный, зеленый и синий – основные цвета для телевизионных и компьютерных экранов, с этим связан и режим RGB (red+green+blue) в многих графических приложениях.

Тартановая лента Первое в истории достоверное цветное фотографическое изображение, полученное Джеймсом Клерком Максвеллом по методу тройной экспозиции и продемонстрированное им в ходе лекции на тему особенностей цветового зрения в лондонском Королевском институте Великобритании 17 мая 1861 года.
Тартановая лента Первое в истории достоверное цветное фотографическое изображение, полученное Джеймсом Клерком Максвеллом по методу тройной экспозиции и продемонстрированное им в ходе лекции на тему особенностей цветового зрения в лондонском Королевском институте Великобритании 17 мая 1861 года.

Первую цветную фотографию, изображение клетчатой ленты, сделал в 1861 году знаменитый шотландский физик Джеймс Клерк Максвелл, известный за свои работы в области электромагнетизма. Несмотря на большое влияние, оказанное данной фотографией на развитие фотоиндустрии, имя Максвелла редко вспоминают за это. Причина в том, что изобретения в области физики затмили собой достижение в фотографии.