Найти тему

«ТАНЕЦ — ЭТО Я!»

О том, что предопределило его приход на эстраду, великий артист рассказывал, вновь обращаясь к своему детству: «Я не мог бы сказать, что резче запомнилось из первых лет жизни — цветущие горы родного аула Старые Атаги, полёт орлов над снежными вершинами или крылатая, величавая поступь нашей лезгинки. Я не мог бы сказать, что раньше врезалось в мою память — шум и пение горных рек или ритмически-чеканные звуки дойр и пение наших стариков. Я не могу сказать, что больше поражало меня — плавное движение прозрачных облаков в синих небесах или неслышные движения девушек-горянок в их изукрашенных золотом воздушных костюмах. Впечатления моего детства неотделимы от танца».

Сто лет назад — 15 июля 1924 года — в предгорном селении Старые Атаги в семье бывшего красного партизана, выходца из чеченского рода Ишхоевых Алисултана Эсамбаева родился мальчик Махмуд. Судьба распорядится так, что этому одарённому, необычайно восприимчивому ко всему прекрасному ребёнку, влюблённому в танцевальное наследие своего народа, предстояло покорить просторы не только родного края и необъятного Советского Союза, но и всего мира. Недаром танцовщика будут наделять самыми высокими эпитетами и называть «явлением в искусстве XX столетия», «живой энциклопедией мировой народной хореографии», «Паганини танца».

Феномен Эсамбаева удивлял и профессионалов-танцоров, артистов балета, критиков, искусствоведов, и простых людей во многих странах мира, восхищавшихся его потрясающим творчеством. Талант артиста, словно горный звонкий родник, являлся неиссякаемым, искромётным, наполненным особой энергетикой, необъяснимой лишь трудолюбием, работоспособностью и настойчивостью. Он покорял благородным внешним видом, стройностью, статностью, тренированностью тела, умевшего, если необходимо, «любить, мечтать, ненавидеть». О такой эсамбаевской фактуре ходили легенды. А о его способности за какие-то мгновения создавать различные по внутреннему содержанию и внешним проявлениям характеры, вести со сцены полный глубокого смысла разговор о жизни человека и всего человечества писали исследователи и восторженно отзывались зрители, массово посещавшие концерты артиста.

Его звезда загорелась в очень раннем возрасте. В семь лет Махмуд уже танцевал на больших торжествах и свадьбах. Его танец в буквальном смысле притягивал как магнит.

Стремительное же восхождение Эсамбаева к творческим вершинам фактически начнётся с VI Всемирного фестиваля молодёжи и студентов, проходившего с 28 июля по 11 августа 1957 года в Москве. А до его открытия Махмуд станет победителем Всероссийского конкурса, на котором был представлен его непревзойдённый индийский «Золотой бог», поставленный преподавателем студии Государственного ансамбля народного танца СССР Элеонорой Гри- куровой, первоначально сомневавшейся и не верившей в возможности уже не такого и молодого танцора, который, однако, покорил её бесспорным талантом и абсолютно точным повторением всех движений.

И вот — оглушительный успех на Всемирном фестивале в Москве. Это был доселе небывалый триумф советского искусства и культуры, представленных лучшими молодыми творческими силами огромной страны. На сцене Колонного зала Дома Союзов Махмуд показывает новую работу — таджикский танец с ножами. Затем по предложению председателя жюри конкурса, выдающейся балерины Галины Улановой артист покорит зрителей исполнением испанского пасодобля с кастаньетами, а также исполнит «Танец в ресторане» из балета Р. Глиэра «Красный мак». В день подведения итогов конкурсов имя Эсамбаева будет дважды названо в числе победителей — в народном и в характерном танцах.

-2

За долгие годы упорного, самоотверженного, на пределе физических возможностей труда Эсамбаев создаст целую галерею незабываемых сценических образов. Они станут его своеобразной визитной карточкой и войдут в историю хореографии под названием многолетней программы «Танцы народов мира», среди которых такие шедевры, как ритуальный «Танец огня», индийский «Золотой бог», бразильский «Макумба», венесуэльский «Хоропо», колумбийский «Бамбуко», узбекский «Чабан», башкирский «Воин», чеченские и танцы других народов Кавказа. Ни до него, ни после таких явлений на нашей эстраде не было. Может быть, когда-нибудь кто-то одарённый, по-настоящему талантливый и появится, но сможет ли он повторить тот профессиональный путь, который прошёл великий чеченский танцор? Путь творца с неограниченными профессиональными возможностями и потрясающим, завораживающим, чарующим артистизмом? Как говорится, поживём — увидим.

Для Эсамбаева творческая деятельность имела особое значение. Он очень скрупулёзно подходил к подготовке концертных программ, поскольку сам танец как неповторимое явление был для него олицетворением жизненных взглядов и мировосприятия. «Для меня узнать народ — значит узнать его танец, рождённый выдумкой, изобретательностью, воображением, разумом народа. Танцы, которые издревле живут в народе и создаются сегодня, — подлинная энциклопедия жизни. В каком бы далёком краю вы ни оказались, как бы далеко ни занесла вас судьба, взглянув на танцы, вы живо почувствуете склад жизни обитателей этой страны, их горе и радости, их мечты и надежды, существо их национального характера. И как бы различны ни были танцы народов нашей страны и всего мира, сквозь бесконечное многообразие красок, приёмов, особенностей исполнения вы ощущаете глубокое духовное родство хореографии, рождённой на разных широтах».

Шестьдесят пять лет назад, в мае 1959 года, Махмуд Алисултанович впервые выехал на гастроли за рубеж в составе труппы «Звёзды советского балета». Начав маршрут с Парижа, артист продолжит турне в странах Латинской Америки, посетит Венесуэлу, Колумбию, Кубу, Ямайку, Мексику, Бразилию, Аргентину, Чили, осваивая местные народные танцы. Четыре месяца, проведённые на дальних континентах, были особенно плодотворными — в СССР Эсамбаев прибудет с новой неповторимой программой.

За границей великий танцовщик бывал многократно. Его талант покорил зрителей США, Канады, Франции и многих других стран. Ритмичные, пластичные, грациозные, завораживающие выступления пользовались большим успехом. О чеченском танцоре писали все зарубежные газеты, его показывали по телевидению. Он стал тогда символом советского искусства.

Эсамбаев никогда не уставал от работы. И с годами не желал сбавлять обороты, продолжая заниматься танцами до тех пор, пока позволяло здоровье. Как-то, будучи на седьмом десятке, на вопрос журналистов о том, что планирует делать в преклонном возрасте, сразу же ответил: «Танцевать, танцевать, танцевать!».

Возможности человека огромны. Эта истина у всех на устах. А вот претворить её в жизнь порой не хватает ни сил, ни воли, ни мужества, ни элементарного терпения. Говоря об этом, хочу выразить, может быть, тривиальную, но лично мне очень дорогую мысль: когда человек занимается любимым делом, он по-настоящему счастлив и дорожит этим.

В советские годы Махмуд Эсамбаев был в числе самых любимых и почитаемых в народе эстрадных артистов. Его концерты (а с годами он привносил в них и разговорный жанр, так как выступал в качестве страстного пропагандиста танцевального искусства) всегда проходили при полных залах, в которых царила особая эсамбаевская энергетика. При этом великий танцор оставался скромным человеком. Он был действительно во всех отношениях советским артистом: боготворя свою малую родину, не расставаясь с папахой, нёс светоч советской культуры на широких просторах великой страны.

-3

О признании огромных и несомненных заслуг в популяризации танцевального искусства свидетельствует тот факт, что уже в 1957 году Махмуд Эсамбаев становится заслуженным артистом РСФСР, после ему были присвоены почётные звания народного артиста шести республик: РСФСР, Киргизской ССР, Чечено-Ингушской АССР, а таюке Северной Осетии, Кабардино-Балкарии, Дагестана. В 1974 году выдающийся исполнитель удостаивается звания народного артиста СССР. В июле 1984-го указом Президиума Верховного Совета СССР за выдающиеся заслуги в развитии хореографического искусства и в связи с шестидесятилетием со дня рождения Махмуду Эсамбаеву присваивают высокое звание Героя Социалистического Труда. Артист будет гордо нести это высочайшее звание. Не будет снимать Звезду Героя и после развала СССР, напоминая о своей принадлежности к великой стране, её славной истории, в которую навечно вписано и его имя. Помимо многочисленных профессиональных наград, Махмуд Алисултанович награждён орденами Трудового Красного Знамени, Отечественной войны IIстепени, орденом «За заслуги перед Отечеством» IIIстепени, орденом Дружбы народов.

Великий аварский советский поэт Расул Гамзатов однажды точно подметил: «Иногда читаешь подпись под статьёй в газете или журнале: фамилия и, через запятую, «писатель». Будто должность такая существует. Не придёт же никому в голову к фамилии Махмуда Эсамбаева прибавить — «танцор». Ведь даже далёкому от искусства человеку ясно: Махмуд Эсамбаев не просто танцор, он — Махмуд Эсамбаев». И этим всё сказано!

«Танец — это я!» — с гордостью говорил сам мастер, оставшийся непревзойдённым. Что, собственно, и не удивительно, ведь у каждого самородка свои грани таланта, темперамент и манера творческого самовыражения. Так устроено в жизни, и в этом есть её неповторимость и уникальность.

Пусть же из далёких просторов Галактики нам светит малая планета Эсамбаев, открытая в 1982 году астрономом Крымской астрофизической обсерватории Людмилой Черных. Имя великого танцора носят хореографические коллективы, улицы населённых пунктов. Память о выдающемся артисте, гражданине, подвижнике увековечена в памятниках. Живёт она и в наших сердцах.

Руслан СЕМЯШКИН.

Фото из открытых источников.

Сайт "Крымские известия"
Сообщество в ВК