Первые концерты международного фестивального оркестра, который основал дирижёр Теодор Курентзис, прошли на крупнейших европейских площадках. В октябре 2022 года выступления лучших музыкантов взорвали Люксембургскую филармонию, Концертный зал Лейсхалле в Гамбурге, Венский концертхаус и Берлинскую филармонию. Чем же коллектив Utopia заслужил подобную волну признания и откуда взялся? Сейчас всё расскажу.
______________________________________________________________
➡️Но прежде, чем мы продолжим, я прошу вас подписаться на наш канал @litmusbes. Нам это очень важно⬅️
_______________________________________________________________
Концепт «утопического» оркестра
В проекте Utopia поучаствовали 116 музыкантов из 30 государств. Можно сказать, что целью этого независимого коллектива стала попытка найти свой собственный, необычный подход к созданию музыки. Но разве это не задача, которую ставит перед собой каждый второй музыкант? Звучит действительно похоже, но всё не так просто, как кажется на первый взгляд.
Каждый концертмейстер или солист одного из ведущих мировых ансамблей, участвующий в проекте, полностью отдаёт себя кропотливому творческому поиску. В Utopia ценится не только безукоризненная техника и мастерство профессионального исполнителя, но и плодотворная и серьезная подготовительная и исследовательская работа. Это и делает детище Теодора Курентзиса единственным в своём роде.
Настало время поговорить о создателе
На нашем канале мы уже неоднократно упоминали Теодора Курентзиса, создавшего оркестр Utopia. Помимо этого, он основал один из самых востребованных музыкальных коллективов Европы musicAeterna (кстати, вот первая, вторая и третья части рассказа о нём), а ещё он – главный дирижёр германского оркестра SWR Symphony Orchestra.
Родился и вырос Курентзис в Греции, где и началось его музыкальное образование. С четырёх лет мальчик обучался играть на фортепиано, а с восьми – на скрипке. В 1994 году он приехал в Россию, чтобы пройти обучение у легендарного профессора Санкт-Петербургской государственной консерватории Ильи Мусина.
Как дирижёр-постановщик и музыкальный руководитель Курентзис работал с крупнейшими оперными театрами в России и странах Европы, такими как Парижская национальная опера, Баварская государственная опера, Цюрихская опера, Королевский театр в Мадриде и Большой театр. С ним сотрудничали ведущие мастера западной сцены: Роберт Уилсон, Ромео Кастеллуччи, Питер Селларс, Дмитрий Черняков и Теодороc Терзопулос.
Создатель Utopia целых девять раз получил российскую национальную театральную премию «Золотая Маска», а ещё его удостаивали государственной награды Греции «Ордена Феникса» и государственной награды Российской Федерации «Ордена Дружбы». Его хор musicAeterna в 2018 официально признали самым лучшим в мире, а художественному руководителю коллектива (то есть самому Теодору) выдали Международную оперную премию Opera Awards.
Но вернёмся к Utopia, точнее к первому концерту коллектива
В программу первого концерта оркестра вошли произведения и композиции, эталонно воплощающие творческие установки первой трети XX века: Третья оркестровая сюита Игоря Стравинского из балета «Жар-птица» и два сочинения Мориса Равеля – Вторая сюита из балета «Дафнис и Хлоя» и хореографическая поэма для оркестра «Вальс». В тот период времени сочинения этих авторов в первую очередь взошли на пьедестал совершенства.
Исполнители Utopia очень хотели создать особенную атмосферу утончённой артистичности, витавшую в воздухе европейских государств того времени. Именно тогда художники объявили выход из метафизического мира в сторону чувственного опыта и декоративности. В те времена ценился «особый дар художественного восприятия», а искусство возводили в изысканный культ. Композиторы тяготели к созданию предельно изощрённых партитур с множеством изысканных аристократичных деталей. В оркестровой музыке сквозила рафинированная изобретательность, которая ранее была более присуща камерным жанрам. Амбиции творцов толкали людей раз за разом создавать идеалы.
Кстати, в сюжете всех пьес первого концерта Utopia сквозит та или иная форма лучших времён и непосредственно утопии ушедших лет Древней Греции, давних русских сказок и двора австрийского императора. Золотые краски и светлые тона насквозь пропитывает каждую ноту. Послушайте.
Автор статьи: Александра Найрас-Кель
________________________________________________________________________
Наш телеграмм-канал:
________________________________________________________________________
Читайте также:
________________________________________________________________________
Подписывайтесь на канал, ставьте 👍, если вам понравилось, пишите комментарии, а также будем признательны за рассылку наших статей вашим друзьям и близким. Нам — продвижение, вам — качественный контент! 😊