Найти в Дзене

Феномен успеха оркестра musicAeterna

Оглавление

Уникальные дирижерские интерпретации музыкальных произведений – чрезвычайно важный фактор успеха музыкального коллектива, однако, далеко не единственный. Основанный на базе Новосибирского театра оперы и балета в 2004 году оркестр musicAeterna за 18 лет своего существования приобрел поистине мировую известность и сегодня осуществляет свою деятельность уже в статусе самостоятельного творческого коллектива. Его желают заполучить на свои сцены самые престижные музыкальные фестивали и филармонические площадки, а концерты проходят с неизменными аншлагами при очень высоких ценах на билеты. Настоящая статья – попытка разобраться в том, какие факторы способствуют успеху оркестра musicAeterna. Один из авторов нашего канала ЛитМузБес как бы «выносит за скобки» музыкальные интерпретации дирижера Теодора Курентзиса и исследует другие неизвестные в уравнении творческого успеха оркестра.

_________________________________________________________________________

➡️Но прежде, чем мы продолжим, я прошу вас подписаться на наш канал @litmusbes. Нам это очень важно⬅️

__________________________________________________________________________

Часть первая

Большой зал Московской консерватории имени Чайковского, дневная репетиция оркестра musicAeterna, открытая для посещения студентами. Сидя за пультами, оркестранты готовятся к её началу. Звуки музыкальных инструментов замолкают и на сцене стремительно появляется маэстро, приветствуя оркестр. Он опускает стул дирижера в партер, его примеру следуют все артисты (за исключением исполнителей на духовых инструментах и части струнной группы). В продолжение двухчасовой репетиции ни один из них не присядет, но каждый будет выкладываться в процессе исполнения как в первый и последний раз в своей жизни.

musicAeterna
musicAeterna

Психофизика артиста оркестра и музыканта-солиста во многом различна. С ученических лет многочасовые индивидуальные занятия проходят сидя, что позволяет экономить энергию, то же происходит и на учебных занятиях по дисциплине «Оркестровый класс». Когда же музыкант солирует на концерте, то от него требуется высшее напряжение психической энергии для достижения высокого качества исполнения – здесь ему не спрятаться за других оркестрантов или участников ансамбля. Очевидно, что принцип проведения репетиций и концертов оркестра musicAeterna «на ногах» учитывает этот психологический аспект музыкального исполнительства.

«Оркестр солистов» – так часто говорят про коллектив, собранный и возглавляемый дирижером Теодором Курентзисом. Первая скрипка оркестра musicAeterna Афанасий Чупин отмечает, что «в оркестре много солирующих музыкантов с большой концертной практикой. Солист – априори индивидуальность, но современный музыкант-лидер умеет вписывать себя в ансамбль, играть по командным правилам»*. Привлечение высококлассных музыкантов со всей России и из других стран – стратегия, которой вот уже много лет придерживается руководство оркестра.

Теодор Курентзис
Теодор Курентзис

Состав оркестра формировался с 2004 года и по сей день претерпевает изменения (с 2004 по 2010 годы оркестр базировался в Новосибирске, затем в Перми, в обоих городах входя в структуру театров оперы и балета, а с 2019 года обосновался в Санкт-Петербурге, став самостоятельным коллективом)**. В 2011 году театральный и музыкальный критик Илья Кухаренко, будучи на тот момент креативным продюсером оркестра musicAeterna, работавшего на базе Пермского театра оперы и балета делился своими мыслями о причинах высокого художественного уровня коллектива: «Вы видели Теодора – он вообще не склонен к компромиссам, особенно к творческим компромиссам, поэтому мы всегда приглашаем не просто лучших, но самых лучших. И это удивительная история, когда люди, сделавшие международную сольную карьеру, соглашаются к нам сюда (в Пермь – прим. ред.) приехать и быть здесь (полноценно быть!) и в качестве солистов, и в качестве концертмейстеров, и в составе ансамбля»***.

Продолжение следует…

_________________________________________________________________________

Примечания:

* Ченчикова Ю., Косолапова О. (2016) Грани вечной музыки: оркестранты Теодора Курентзиса о тайнах мастерства [Электронный ресурс] // Москва24, 20 декабря 2016 года. Режим доступа: свободный. Загл. с экрана. Яз. рус. (дата обращения: август 2021 г.).

** Банникова, И. И. Просветительские проекты современной академической музыки / И. И. Банникова // Интеграция искусств в современном художественном образовании : Материалы III Всероссийской (с международным участием) научно-практической конференции (заочной), Орел, 21 мая 2020 года / Редколлегия: И.И. Банникова, В.И. Юдина. – Орел: Орловский государственный институт культуры, 2020. – С. 61-68.

*** Ребель, Г. М. Открытие Курентзиса / Г. М. Ребель // Филолог. – 2011. – № 15. – С. 12.

_________________________________________________________________________

Смотрите другие статьи автора:

_________________________________________________________________________

Подписываетесь на канал, ставьте 👍, если вам понравилось, пишите комментарии, а также будем признательны за рассылку наших статей вашим друзьям и близким. Нам — продвижение, вам — качественный контент. 😊