Найти тему
МИР МАСЕЛ И СМАЗОК

Заглянем внутрь: из чего действительно состоит моторное масло?

Картинка 1. Заглянем внутрь: из чего действительно состоит моторное масло
Картинка 1. Заглянем внутрь: из чего действительно состоит моторное масло

Каждый тип автомобильного масла, будь то моторное, трансмиссионное или индустриальное, формируется из двух ключевых элементов: основы масла и комплекса добавок. Пропорции этих составляющих определяются функциональными требованиями продукта: доля основы может составлять от 75% до 99% объема, в то время как добавки могут занимать от 1% до 25%.

Обозначения на упаковке, такие как «синтетическое», «полусинтетическое» или «минеральное» масло, дают представление о типах базовых масел, использованных в процессе производства.

Классификация Основных Компонентов для Автомобильных Масел

Согласно классификации API 1509, базовые масла подразделяются на пять категорий. Эти категории определяются исходя из их источника, содержания ненасыщенных углеводородов (оптимально - минимальное количество), уровня серы (желательно - низкий) и величины индекса вязкости (чем выше индекс, тем лучше, поскольку это указывает на более широкий диапазон температур, при которых масло сохраняет свои рабочие характеристики). В данной статье мы рассмотрим достоинства и недостатки каждой из этих групп.

Картинка 2. Картинка из бесплатных фотостоков
Картинка 2. Картинка из бесплатных фотостоков

Базовые масла: Категория I

Базовые масла первой группы обычно именуются как "минеральные". Они производятся прямо из нефтяного мазута путём применения специализированных растворителей, которые очищают масляные фракции от нежелательных и потенциально вредных элементов. Этот процесс включает в себя методы селективной очистки и депарафинизации с использованием растворителей.

Преимущества:

  • Простота производственного процесса
  • Низкая стоимость изготовления
  • Отличная совместимость с присадками

Недостатки:

  • Ограниченная окислительная стабильность
  • Тенденция к накоплению отложений
  • Узкий диапазон рабочих температур
  • Выраженный запах продуктов нефтепереработки

Благодаря простоте производства, масла первой группы исторически занимают до 70% от общемирового объёма смазочных материалов, что делает их наиболее широко распространённым типом базовых масел.

Базовые масла: Категория II

Масла второй группы характеризуются уменьшенным содержанием углеводородов, подверженных окислению. Они представляют собой гидроочищенные продукты, получаемые двумя основными методами. Первый метод включает гидроочистку масляных фракций после их селективной очистки. Второй метод исключает использование растворителей, заменяя их обработкой водородом при помощи катализаторов, что известно как гидрокрекинг.

Картинка 3. Картинка из бесплатных фотостоков
Картинка 3. Картинка из бесплатных фотостоков

Преимущества:

  • Сниженное содержание примесей серы, азота, тяжелых металлов и ароматических углеводородов
  • Более однородная структура сырья
  • Высокий индекс вязкости
  • Низкая испаряемость масла
  • Улучшенная термоокислительная стабильность

Недостатки:

  • Индекс вязкости остаётся ниже, чем у масел третьей группы
  • Более высокая себестоимость по сравнению с маслами первой группы

Базовые масла: Категория III

Эти масла также относятся к нефтяным, однако их свойства близки к синтетическим углеводородам четвертой группы. Базовые масла III группы обладают эксплуатационными характеристиками, схожими с синтетическими, благодаря чему в большинстве стран они классифицируются как синтетические.

Для производства масел III группы применяются дополнительные технологические процессы, такие как гидроизомеризация, гидрокрекинг и каталитическая гидроизодепарафинизация.

В процессе гидроизомеризации специалисты компании CONDOR OIL осуществляют глубокую переработку сырья на молекулярном уровне, что позволяет получить масла III группы с очень высоким индексом вязкости (VHVI), выделяющиеся в отдельную неофициальную подкатегорию III+ с улучшенными характеристиками.

Картинка 4. CONDOR OIL
Картинка 4. CONDOR OIL

Преимущества:

  • Очень высокий индекс вязкости
  • Высокая устойчивость к окислению
  • Минимальное содержание примесей и ароматических углеводородов
  • Низкая испаряемость, что снижает расход масла

Недостатки:

  • Стоимость производства примерно в 2,5 раза выше, чем у масел первой группы
  • Невозможность производства высоковязких основ с использованием данного метода

Базовые масла: Категория IV

Базовые масла ПАО — это синтетические масла, получаемые из полиальфаолефинов. Их производство предполагает строительство специализированных химических заводов, что ограничивает количество производителей по сравнению с общим числом производителей моторных масел.

Синтез ПАО осуществляется через химические реакции из этилена.

Преимущества:

  • Очень высокая окислительная стабильность
  • Малая испаряемость
  • Высокий индекс вязкости
  • Широкий диапазон температурной стабильности: от −70°𝐶−70°C до +180°𝐶+180°C

Недостатки:

  • Сложности с растворением присадок: необходимы специальные добавки для улучшения растворимости
  • Высокая стоимость: ПАО используется там, где это абсолютно необходимо, и в строго ограниченных количествах

В линейке продукции CONDOR OIL представлены моторные масла на основе ПАО, такие как CONDOR OIL 5W-30.

Картинка 5. Картинка из бесплатных фотостоков
Картинка 5. Картинка из бесплатных фотостоков

Базовые масла: Категория V

Эти соединения представляют собой различные типы масел, которые не относятся к первым четырем группам. К ним причисляют нафтеновые масла, добытые из нефти, полиалкиленгликоли (ПАГ), сложные эфиры, алкилированные ароматические соединения и другие.

Эстеры — это полностью синтетические базовые масла, превосходящие ПАО по многим параметрам, в том числе способностью создавать устойчивую масляную пленку на металлических поверхностях за счет полярности молекул. Однако они обладают гигроскопичностью, то есть способностью поглощать влагу, и могут быть неустойчивы к сильным кислотам и щелочам в водной среде.

Эстеры часто используют в сочетании с другими базовыми маслами для повышения качества смазочных материалов.

Моторные масла, состоящие исключительно из базовых масел V группы, не производятся из-за их высокой стоимости. В составе обычных «эстеровых» моторных масел доля базовых масел V группы обычно не превышает 3-5%.

Полусинтетические смазочные материалы: что нужно знать?

Полусинтетические масла обычно содержат как минеральную основу (преимущественно из группы I, иногда из группы II), так и синтетическую (чаще всего из группы III). Процентное содержание синтетической составляющей в таких маслах не подлежит строгому регулированию. В экономичных полусинтетических моторных маслах, соответствующих стандарту API SL SAE 10W-40 или ниже, доля синтетических компонентов обычно составляет от 20 до 30%, что способствует улучшению характеристик при низких температурах.

Современные присадки позволяют некоторым полусинтетическим маслам на базе групп II и III достигать свойств, сравнимых с полностью синтетическими маслами группы III. Для выделения полусинтетических масел с преимущественным содержанием синтетической базы и улучшенными эксплуатационными характеристиками их иногда обозначают как масла, созданные на основе синтетических технологий.

Моторные масла для легковых автомобилей, состоящие исключительно из компонентов группы I, на сегодняшний день встречаются крайне редко. В то же время, минеральные масла для коммерческого транспорта, произведенные на основе этой группы, все еще популярны.

Моторные масла, изготовленные только из компонентов группы IV, также не производятся из-за высоких затрат на их создание, плохой растворимости присадок и низкой эффективности. Большинство ПАО-масел включают в себя либо эстеры, либо компоненты группы III для улучшения их свойств.

Роль присадок в функционировании моторных масел

Картинка 6. Картинка из бесплатных фотостоков
Картинка 6. Картинка из бесплатных фотостоков

Присадки вводятся в состав моторного масла для усиления его базовых качеств и придания дополнительных функций. Эти специализированные компоненты повышают работоспособность масла и обеспечивают защиту двигателя, способствуя увеличению срока службы ДВС, снижению шума при работе и экономии топлива.

Современные моторные масла содержат в себе тщательно отобранные пакеты присадок, прошедшие строгие испытания. В каждом пакете присадок можно выделить три основные группы соединений, каждая из которых выполняет свою роль:

Модификаторы свойств масла:

  • Депрессорные присадки снижают температуру замерзания масла, обеспечивая его текучесть в холодное время года.
  • Вязкостные присадки улучшают индекс вязкости, позволяя маслу сохранять оптимальные свойства при различных температурах.

Присадки, защищающие масло:

  • Антиокислительные присадки предотвращают окисление масла, продлевая его срок службы.
  • Противопенные присадки разрушают пузырьки воздуха, возникающие при активном перемешивании масла, тем самым защищая его от контакта с воздухом и предотвращая попадание пены в движущиеся части двигателя.

Присадки, защищающие поверхности трения:

  • Противозадирные присадки (EP) реагируют с металлом в местах наибольшего трения, предотвращая износ.
  • Противоизносные присадки (AW) создают защитную пленку, которая минимизирует прямой контакт металлических деталей и их износ.
  • Модификаторы трения снижают коэффициент трения и укрепляют адсорбционную пленку на трущихся поверхностях.
  • Антикоррозийные присадки формируют защитный слой, предотвращающий коррозию металлических элементов.
  • Моющие присадки (ПАВ) включают детергенты, препятствующие образованию отложений и нейтрализующие кислоты, и дисперсанты, предотвращающие скопление шлама и удерживающие загрязнения в масле.

Базовое масло и пакет присадок объединяются в единое целое с помощью процесса, известного как блендинг, что обеспечивает равномерное распределение всех компонентов.

Ключевым аспектом в изготовлении моторных масел является строгое следование процессу блендинга, который включает:

  • Точное соблюдение пропорций
  • Регулирование скорости подачи компонентов
  • Соблюдение температурного режима
  • Строгая последовательность добавления ингредиентов (например, пакетов присадок, загустителей, депрессоров)

Любые отклонения от установленной процедуры могут негативно сказаться на характеристиках конечного продукта.

На мировом рынке существует всего пять основных производителей присадок для моторных масел: Lubrizol, BASF, Infineum, Afton и Chevron Oronite. Эти компании являются поставщиками для большинства известных марок масел.

CONDOR OIL выделяется на фоне других компаний тем, что не только приобретает присадки у ведущих мировых производителей, но и активно занимается разработкой и производством собственных присадок.

Важный момент

Картинка 7. Картинка из бесплатных фотостоков
Картинка 7. Картинка из бесплатных фотостоков

Композиция присадок в моторных маслах тщательно подбирается с учетом спецификаций автомобильных производителей и предназначения масла, что обуславливает их разнообразие для различных типов масел.

Необходимо осознавать, что все нужные присадки интегрированы в масло еще на этапе его создания. Добавление присадок в готовое масло может нарушить его изначально рассчитанный состав, делая результаты такого вмешательства непредсказуемыми.

Присадки, действующие на металлические поверхности, могут вступать в конфликт с уже присутствующими в масле. А присадки, предназначенные для изменения вязкости, не способны повлиять на уровень окислительных продуктов и других примесей в масле. В инструкциях по эксплуатации большинство автопроизводителей четко указывают на запрет использования внешних присадок в моторных маслах.

Моторные масла CONDOR OIL: https://www.компания-кондор.рф/masla/

Не забывайте подписываться на наш канал, ставить пальцы вверх 👍 и делать репосты 🙂

Читайте также:

1.

2.

3.

4.

5.