Найти тему
Тёмные страницы

Секрет мирового успеха "Четвёртое крыло".

Оглавление

  • Бестселлер № 1 по версии New York Times
  • Рекомендовано для показа на ТВ студией Amazon
  • Лучшие книги года по версии Amazon, № 4
  • Лучшая фэнтезийная книга по версии Barnes & Noble 2023
  • «Книги, которые мы любим» 2023 года по версии NPR
  • Финалист премии Waterstones «Книга года»

«Четвертое крыло» заставит ваше сердце бешено колотиться с первой и до последней страницы... Фэнтези, подобного которому вы никогда раньше не читали.
Дженнифер Л. Арментроут
Автор бестселлеров № 1 по версии New York Times

Буду честна с вами — Дженнифер не соврала, моё сердце действительно заколотилось быстрее, зашкалил пульс и подскочило давление.

Зачастую, зарубежное фэнтези — признак качества. Рынок шире, конкуренция жёстче, аудитория требовательней. Прикормленный Робертом Джорданом, Джо Аберкромби, Сапковским и Джорджем Мартином, читатель, открывая для себя нового автора ожидает, что в самом худшем случаи — будет скучновато, или перевод окажется плохим.

Думаю, что у каждого читателя есть свой личный список книжных разочарований. И «Четвёртое крыло» уверенно отправляется на полку под названием — «я никогда так не ошибался в своей жизни».

Но что же всё-таки не так с этой книгой? И почему столь низкое качество текста получило такой резонансный успех?

Давайте анализировать.

На самом деле, Дженнифер Арментроут, кое в чём всё-таки слукавила. Рукописи на подобии «Четвёртого крыла» встречаются довольно часто: на самиздате, порно-новеллах, в разделе с фанфиками. Сотни и тысячи страниц откровенно любительского текста, непроработанных историй, скучных персонажей, топорно написанных постельных сцен. Всё это плодится и множится в глубинах интернета, никак не привлекая внимание инвесторов и крупных издателей.

И тут появляется Ребекка Яррос — уже состоявшаяся писательница в жанре любовно эротического романа. Получив новый запрос от издателя на книгу в жанре фэнтези, она решает, что лучшим вариантом будет написать про драконов.

Эту историю становления на путь всемирной популярности мне очень хочется сравнить с эффектом «ошибки выжившего».

Знаете, когда в далёком 2015 году. Прогремело на весь мир «Пятьдесят оттенков серого», это было обусловлено многими факторами, но ключевую роль сыграло то, что в жанре «пылающих лоно» и «стальных жезлов», появилось что-то, что написано на человеческом языке для широкой аудитории. И только. Не более.

И Ребекка Яррос, уже отхватив определённую долю успеха на поприще весёлого и задорного чтива, решила, что может в другие жанры.

«Четвёртое крыло» — такой круто замешанный коктейль из авторской не компетенции, что приступая к его разбору сложно определиться, с чего начать. Потому что начать хочется со всего.

Стилистика.

Текст — это первое, на что читатель обращает внимание. Как бы это банально не звучало, но он должен сочетаться с выбранной эпохой, особенностями персонажей и общим сеттингом истории. Классическое фэнтези, это всегда средневековье. Похоже, автор была не в курсе, что в эту эпоху не вписывается современный сленг. Диалоги и мысли главной героини изобилуют «жопами», «кринжами», «игнорами» … Видимо, Ребекка именно так представляет себе общение людей средневековья.

-2

Мир.

Конечно, лучшее, что есть в книгах фэнтези — это мир фэнтези. Каждый автор не пытается заново выдумать велосипед, поскольку тропов выбранного жанра не так много, и все они будут чем-то похожи. Писатель должен сделать мир авторским, уникальным, с волшебным, присущим только ему одному, видением. В мире четвёртого крыла, большую часть книги читатель вообще ничего не знает о мире четвёртого крыла. Ему о нём просто не рассказывают. И только после середины книги, мы узнаём, что вообще-то Ребекка решила, что только она одна на этой планете читала «Игру престолов», и никто не заметит, если она позаимствует оттуда всего лишь… Всё.

-3

Персонажи.

Конечно, у каждого автора есть любимые герои. Но когда твой главный персонаж — это Мэри Сью, его видно невооружённым глазом. ГГ — стандартная серая мышь, которую на протяжении всего повествования пытаются в себя влюбить 2-3 горячих парня, а она не знает, кого же ей всё-таки выбрать. И несмотря на свою внешнюю слабость и беспомощность, она на самом деле особенная. И не просто особенная, а самая-самая особенная. В кубе и в квадрате.

Про развитие мужских персонажей тут даже не стоит говорить. Его просто нет. Все второстепенные герои – это персонажи функции. А функция у них всего одна, для которой нужен «алюминиевый огурец» на брезентовом поле.

-4

Сюжет.

Не знаю, на сколько этот принцип относится именно к фэнтези. Скорее, это общее правило, для всех жанров — сюжет произведения не может строиться на сценах секса. Если в вашем произведении большая часть сюжета уделена сексу, значит вы пишите сценарий для порно. И даже если там вдруг появятся драконы, это не буде фэнтези. Это будет порно с драконами. Что, собственно, и получилось у Ребекки.

-5

Текст «Четвёртого крыла» — это плохой фанфик по «Игре престолов» и «Голодным играм», который вышел из-под контроля. Складывается впечатление, что Ребекка Яррос взяла чек лист советов для начинающего писателя, сказала: спасибо, за подготовленный список ошибок. Собирала их в книге, как ачвки в видеоигре. По сути, её работа может служить наглядным учебником того, как НЕ нужно писать фэнтези.

Но как же так получилось?

После всего вышеперечисленного, почему мы видим миллионные тиражи, и грядущую экранизацию сериала на Амазон ТВ?

В очередной раз, гениальные маркетологи доказали – хорошая пиар компания поможет продать что угодно. А пиар компания у «Четвёртого крыла» была такой, что любой политик может ему позавидовать. Очень большая работа была проведена с контентом в соц.сетях. Книгу невероятно распиарили в Тиктоке, а что кликабельно – то продаваемо.

И это самый положительный вывод, который мы можем извлечь из этой истории. Большинство авторов, как стартующих, так и состоявшихся, попросту не знают как правильно заявить о своей книге на широкую аудиторию. А если и знают, то невероятно этого стесняются.

Максимум, на что их хватает, это прийти на презентацию собственной книги, организованную издательством, куда так же придут два их друга и один случайный посетитель. Печальное зрелище, признают.

Коллеги, посмотрите на «Четвёртое крыло» и задумайтесь, что будет если чуть активнее продвигать по-настоящему хорошие книги?

Конечно, Амазон не смог пройти мимо книги, пришедший к топу продаж на его платформе. Права куплены, пишется сценарий сериала, подбирается каст. Студия, подарившая нам недавний «шедевр» кинематографа про «Кольца власти», возьмётся экранизировать материал, который мы разобрали выше. Сложно представить более гармоничный дуэт. Они нашли друг друга. На этой прекрасной ноте даже не хочется возмущаться.

Как и сказала Дженнифер, моё сердечко колотится чаще, точно зная – это будет настолько плохо, что даже хорошо.

Спасибо за прочтение!
Буду рада увидеть вас на своей страничке Литсовет , там есть много авторских рассказов. А так же добавляйтесь ВК