Найти тему
Бронзовое кольцо

Алый цветок папоротника. Глава 71

Начало. Глава 1

- Мама, потерпи, скоро одни с Геннадием Николаевичем останетесь. Азат в вашем доме только гость. Проводите его в Армию и все, он больше вас не побеспокоит. Только не требуй, чтобы он Геннадию дачу подарил, Азат этого никогда не сделает. Дай Азату спокойно жить, скоро у него Госэкзамены, диплом. Пожалей его, мама!

Кто-то свадьбу справляет, а кому-то скоро сына в Армию отправлять. Приходит время и Азату вылетать из родного гнезда. Как он жил это время? Нормально, можно сказать, парень жил. Только другие искали повода отмазаться от Армии, он мечтал о том дне, когда его, наконец-то, забреют.

Не потому, что его кто-то оскорблял, из дома выгонял. Не было этого, только достало бесконечное ворчание Геннадия Николаевича.

- Свету-то нажгли! В этом месяце на три рубля двадцать пять копеек больше заплатил. Некоторые до полуночи книжки читают, когда светло, дрыхнут. Ходишь за всеми, свет выключаешь, честное слово, хоть лампочки на ночь выкручивай. Это в месяц тои рубля, за год сорок рублей накопится, сколько мяса на это можно купить? Никто ничего не считает. Мне одному надо.

«Все», это, конечно, Азат. Азат молчит, Халида тоже. Она-то свет всегда выключает, и мясо она экономит. Геннадий считает, что мяса много есть, организму вредить, надо больше круп и овощей в пищу употреблять. Ему еду не жалко даже для «всех», но ничего не стоит сказать:

- Халида! Только позавчера яйца покупала, смотрю, уже всего пять штук осталось, куда все из холодильника девается?

Халида краснеет, бледнеет, оправдывается

- Так ведь вчера оладьи на завтрак были, Азат после техникума, наверно, сделал яичницу, парень растет, ему надо есть нормально.

Хмурится Геннадий Николаевич, лицо обиженное строит

- Халида, ты чего сердишься? Я просто спросил. Мне уж и спросить ничего нельзя, конечно, кто я тут такой? Больше ни о чем не заикнусь.

- Геночка, дорогой, ты тут самый главный. Я разве рассердилась, просто ответила, не злись, милый!

Все считает мужичок, контролирует, прикидывает, сколько денег отдавать с зарплаты на семью. Кажется Геннадию, на Азата больше расходов, а он только стипендию отдает. А ведь едва ли не каждые выходные ходит то на вокзал, то еще куда, подрабатывает.

Сам-то Геннадий Николаевич не может идти куда-то подрабатывать, статус преподавателя ему не позволяет, а то бы он, ого-го, сколько заработал. Раз так, приходится жить экономно, по одежке протягивай ножки!

Халида слушает любимого и соглашается с ним. Разумеется, Гена прав, надо, надо экономить. Однако, не кормить сына и требовать от него денег, которые он зарабатывает вместо того, чтобы отдыхать, она тоже не может. Мечта у парня, мотоцикл купить, он же не просит с них денег. Вот и мечется бедная Халида, не зная, как обоих своих мужчин уравнять.

Все это ничего, еще терпимо. Но эта дача, чтобы она сгорела синим огнем, стала вечным поводом для недовольства Геночки.

- Халида! Скажи мне, дорогая моя, на что твоему сыну этот домик? Разве он собирается в нем жить? Я тебе скажу, зачем. Чтобы я, не дай Бог, не почувствовал себя хозяином. Я понимаю, что из милости нам землю дают, сын из милости нас в свой дом пускает.

Если бы Азат переписал на меня домик, я бы крышу переделал, место есть, пристроил бы еще одну комнату, покрасил бы все. Не домик был бы, а красота. А так, зачем мне вкладываться, когда твой сын в любой момент может нас выгнать вон!

Объясни Азату, дорогая, он закончит техникум, сходит в Армию, женится и станет жить отдельно от нас. Это же естественно, ты свой родительский долг исполнила, мы ему помогли образование получить, удочка в руках есть, пусть сам ловит свою золотую рыбку. Не нужен будет ему домик, он про него и забудет.

Пыталась Халида поговорить с сыном, но он уперся, как бык, один ответ:

- Мама, папа строил дачу для нас, а не для чужого мужика. Сания сказала, все, что мне досталось от отца, я не должен никому отдавать, это будет неверно.

- Сынок, на что тебе дом без земли? Что ты с ним станешь делать?

- А вам с Геннадием на что? Сания сказала, земля при доме моя, значит так оно и будет. Она никогда не нарушает свое слово.

Ох, уж эта Сания! Видимо, вся в отца пошла или в деда. Кость поперек горла, и не выплюнешь, дочь все-таки. Говорила с ней Халида и не один раз. Вроде все хорошо, встретит ее Сания приветливо, угостит мамочку, чаем вкусным с мелиссой напоит, жалобы на Азата выслушает и ответит вежливо. При последнем разговоре вообще заявила

- Мама, потерпи, скоро одни с Геннадием Николаевичем останетесь. Азат в вашем доме только гость. Проводите его в Армию и все, он больше вас не побеспокоит. Только не требуй, чтобы он Геннадию дачу подарил, Азат этого никогда не сделает. Дай Азату спокойно жить, скоро у него Госэкзамены, диплом. Пожалей его, мама! Уйдет в Армию, плакать будешь, вспомнишь, как ему на самом деле с вами жилось

- Он, что? Жаловался тебе? Не на что ему жаловаться. Геннадий его не обижает, я тем более.

- Не жаловался, но я по его настроению вижу, плохо ему. Мам, он же твой единственный сын, пожалуйста, пожалей его!

Спелись! Вырастила детей на свою голову, кто бы ее пожалел. Им все равно, что матери трудно, что из-за них приходится постоянно выслушивать укоры от Гены. Могли бы ради счастья матери и уступить. Азат бы не стал спорить с матерью, Сания его настраивает против. Она во всем виновата.

Ничего Сания не настраивает. Когда терпение у Азата готово лопнуть, он приходит к сестре.

- Сания, я больше не могу. Он нарочно громко выговаривает маме, чтобы я слышал. То молоко кто-то выпил, то слишком быстро закончились конфеты, которые он с получки купил, то я свет по ночам жгу.

- Азат, ты не обращай на такие мелочи внимания, просто не слушай. Такой он человек, зато непьющий, компании в дом не водит, с мамой не ругается. Сам говоришь, помогает ей, даже белье с ней полощет. Главное, Геннадий Николаевич маму устраивает, нам с тобой какое дело?

- Хорошо тебе говорить, ты не с нами живешь, знаешь, как все надоело! Он считает, что я мало денег в семью даю. Должен отдавать, и то, что закалымил. Ничего, что кроме стипендии, еще с отца алименты получают?

- Азат, такой уж Геннадий есть. Потерпи, скоро весна, диплом, и станешь нормально зарабатывать, больше маме отдавать.

- Не успею, Сания, сам в Военкомат пойду, попрошусь, чтобы забрали. Надоело все до тошноты. Мы никогда так не жили, не экономили, но были сыты, обуты и одеты.

- Азат, все люди живут по-разному. Женишься, заведешь детей и станешь жить, как считаешь нужным. Если совсем невмоготу, приходи ко мне жить, только маме, наверно, будет тяжело. Она тебя очень любит.

- Нет, Сания, я уж не стану из-за каких-то трех-четырех месяцев переезжать. Да, и выписываться из квартиры не буду. Ее наш папа получил, потому что я родился.

- О, ты прав! Ты молодец, вовремя надумал родиться, квартиру отец получил замечательную.

Незаметно, как-то слишком быстро, пришла весна. За всю эту зиму Сания ни разу не съездила на дачу. Некогда, да и не за чем.

В первый раз приехали сюда в середине апреля всей дружной семьей. Да, у Сании все осталось по-прежнему. Командует на даче бабушка, только не одна, а вместе с дедом Гареем, который бросил на рынке торговать.

Это раньше ему не хотелось сидеть дома, он рвался на базар, сейчас у него жена, его любимая Айша, с которой он не может и на пол дня расстаться. Раз в неделю Зиннур возит их на дачу. Конечно, и Ракия с ними ездит, когда есть время.

Умная она женщина, подружилась с Айшой, а Санию, несмотря на то, что у них с Исламом ничего не получилось, привечает, как родную, подкармливает ее. Девчонка после института и сразу на работу, надо полагать, что голодная. На лето Ракия берет Санию к себе в подмастерья, пусть заработает, да и профессия швеи еще никому не помешала.

Да, приехали на дачу в середине апреля, дед Гарей осмотрел яблони, кустарники, отпилил сломанные ветки, варом замазал. Зиннур поправлял забор. Какого-то лешего понадобилось кому-то штакетник в некоторых местах выломать.

Сания с Ракией побелили стволы яблонь, листву сгребли, зажгли костер. По участку потянулся сизый дым, запахло родным, деревенским. Ветер весенний напомнил о зеленых озимях, стаи журавлей, призывно курлыча, пролетели низко, прямо над головами, за ними потянулись гуси. Все, как в родном селе Ракии в середине весны.

- Сания, ты никогда не бывала в деревне? Смотри, как летят журавли! Над нашим селом они часто кружатся, потому что болота рядом. Хочешь поехать с нами в мою деревню на Сабан туй? Мы там тебе такого жениха подберем. В нашей родне много красивых парней.

- Ракия-апа, ты так и хочешь скорее выдать меня замуж. Я же сказала, сначала окончить институт, устроиться на работу. После, разумеется, я выйду замуж, не собираюсь оставаться одна.

- Сания, годы уйдут, твои ровесники все переженятся, где ты будешь искать жениха?

Девушка только посмеялась

- Не проблема! Знаешь, у меня есть тетя, Ракия ее зовут, у нее много красивых парней в родне, она мне одного из них подгонит. Смотри, Ракия-апа, бабушка вышла! Пойдем, наверно, обедать пора.

Айша вышла на террасу, оглядела свои владения. Как набухли почки на яблонях, и вишня вот-вот зацветет, тепло, как в конце мая, только бы не было возвратных холодов!

- Гарей, позови Зиннура, обед готов. Ракия, Сания, накрывайте стол на террасе, дома душно. Тут поедим.

Еда самая обычная, но на даче почему-то все вкуснее. Всего-то на всего похлебка с тушенкой, соленья, бутерброды с холодным мясом, а естся, будто деликатесы какие-то на столе.

Уже наевшись досыта, наши дачники с удовольствием попивали вишневый компот, когда на дороге появилось несколько человек, в том числе и Геннадий с женой и пасынком.

Зайдя в калитку, вежливо поздоровались и прошли на свой участок. Да, не получается у них родниться. Шедший последним Азат, остановился, вернулся обратно.

- Сания, мне надо с тобой поговорить, пойдем!

Азат отвел сестру подальше от террасы

- Слушай, сестра, такое дело, я хочу купить мотоцикл, он стоит 750 рублей. Понимаешь, мне не хватает всего сто рублей. У мамы не могу просить, нет у нее ни копейки, даже книжки нет. Все деньги у Геннадия, а он не даст. Могу модель дешевле купить, но я хочу именно Иж-Юпитер. Одолжи сто рублей, я отдам обязательно.

Сания подумала, подумала

- Азат, зачем тебе сейчас мотоцикл? Ты собираешься в Армию. Он будет стоять без дела. Где он будет стоять?

- Сания, мне очень нужно, просто позарез. Девушку, которая мне нравится, принялся окучивать Мишка из нашей группы, а у него мотоцикл есть. Сам видел, вчера она с ним уехала кататься.

- Ладно, если так, то это очень важно. Надо купить мотоцикл, чтобы пару месяцев девушку покатать. Приходи завтра вечером, дам я тебе денег, только не в долг. За это прокатишь меня пару раз на своем мотоцикле.

- Правда! Дашь? Я ведь так попросил, на всякий случай, думал все равно не дашь, думал, что придется Иж-Планету покупать.

- Азат, ты мой единственный брат, я тебе уже говорила, кому еще мне помогать, как не тебе? Только прошу, ради Бога, езди осторожно! То, что ты получил права, не значит, что умеешь хорошо управлять мотоциклом.

Дала Сания брату денег, хотелось порадовать его, но как горько об этом пожалела. Не успел Азат уйти в Армию, накануне разбился насмерть на этом самом новеньком мотоцикле. Может купил бы другой мотоцикл, не случилось бы этого. Лучше было вовсе отговорить брата от такой покупки. Не сумела.

Продолжение Глава 72