Все совпадения случайны!
-... О ЧП немедленно доложил по инстанции, а двадцать второго октября 1956 г. ночью нас подняли по боевой тревоге... - Рудольф Петрович как- то нервно попросил у меня сигаретку.
- Петрович, с вечера двадцать третьего на двадцать четвертое. - поправил Батя чекиста.
-Нас и охрану поставили на уши двадцать второго, что объяснимо спецификой службы, а вас подняли позже. - уточнил полковник госбезопасности, сделав акцент на происшествиях в городе и гарнизоне накануне антисоветского мятежа. С его слов Секешфехервар сотрясали уличные волнения среди рабочих завода Икарус, железнодорожников и местной интеллигенции.
- Я не присутствовал на совещании у генерал-лейтенанта Е.И. Малашенко, исполнявшего обязанности начштаба Особого корпуса летом 1956 года. Не по моим должности и званию, но как особист получил стенограмму доклада, подготовленного товарищем Малашенко для руководящего состава ЮГВ. Само совещание прошло в Секешфехерваре незадолго до пленума ЦК Венгерской партии трудящихся в июле. Генерал довел до старших командиров информацию о сложной обстановке в стране, особо выделив резкий рост враждебных настроений в среде части населения ВНР, в венгерской армии и в полиции. Он тогда сказал, что нам надо быть готовыми к тому, что венгерское руководство в любое время обратиться к нам за помощью.- Чекист высказал мнение, что ряд инициатив в наведении порядка в ВНР исходил от посла Советского Союза в ВНР Ю.В. Андропова, открывших ему путь на вершину власти с начала в КГБ СССР, а затем и в КПСС.
Петрович высказал эту интересную мысль, но она для меня осталась лишь как часть истории, так- как товарища Андропова захоронили у Кремлевской стены в феврале 1984 года и он меня с того времени не интересовал.
Сказать откровенно, политика 50-х, когда я лично еще отсутствовал даже в семейном проекте родителей, была мне нужна только для умственного развития, как многое из услышанного ранее. Однако по мере повествования чекиста, я понял, насколько близок ответ на вопрос, занимавший мой мозг от ночи к ночи все последние месяцы нашего специфического общения. Потому слушал внимательно и не перебивал старшего товарища. Заметил, тезке напротив всё интересно и в его голове созрела куча вопросов. Юрий подбирал удобный момент, чтобы вмешаться и задать их полковнику, но пока помалкивал.
Ходили к концу 80-х слухи, что архитектором реформ в СССР был не кто иной, как товарищ Андропов, однако я в это не верил. Последствия внезапной кончины Юрия Владимировича мы по сути осознали лишь в самый разгул горбачёвской перестройки, толком не понимая всех её жутких последствий.
О периоде правления страной тов. Андропова у меня сохранились не самые приятные воспоминания о рейдах дружинников по кафе, кинотеатрам, ресторанам в рабочее время и о личном конфликте с ними. Дружинники помогали милиции отлавливать прогульщиков и прочих праздных бездельников. Случилось разок, словили они и меня.
Остановили однажды у входа в кинотеатр перед началом сеанса и погавкался тогда я с ними крепко, но обошлось, ибо доказал парням с красными повязками на рукавах, что не прогуливал занятий в институте, а всего- лишь собрался переждать в тепле "пустые пары" по внезапной болезни одного из преподавателей. Еще запомнил дефицит с поисками колбасы и громадные очереди в магазинах за ней. Пришлось мне тогда осваивать базары с их ценами на продукты.
Петрович только чуть затронул высокие сферы политики, вернувшись к более приземлённому, то- есть к событиям в одном из многочисленных гарнизонов ЮГВ октября 56-го.
-...В десятке километров от Секешфехервара в расположении одной из топливных баз Особого округа был совершен теракт. На КПП части поздним вечером взрывом ручной гранаты, брошенной неизвестным из подъехавшего к воротам объекта автомобиля, был смертельно ранен караульный. Одновременно охрана периметра складов огнем из стрелкового оружия пресекла попытку мятежников по разведке и диверсии на территории самой базы, снабжавшей топливом северную группировку большей части ЦГВ. Диверсионная группа в составе трех- пяти боевиков успела сделать проход в проволочном заграждении, но была замечена и рассеяна патрулём. - Рудольф Петрович разъяснил, бдительность и решительные действия солдат охраны предотвратили уничтожение емкостей, иначе бронетехника группировки советских войск осталась бы с минимум топлива в баках, а то и вовсе без запасов горючего.
Огонь по венграм на поражение советские солдаты не открывали, стреляли по поверх кустов для острастки, чтобы не зацепить кого- то пулей и не иметь потом проблем с собственной моралью, убив пусть врага, но человека. Солдаты вполне обоснованно опасались еще и неизбежных разбирательств.
Диверсанты благополучно отступили в расположение одного из стройбатов венгерской армии из неблагонадёжных, там спрятались и нашим особистам пришлось поломать головы, почему так, ибо от контактов с представителями компетентных органов СССР венгры категорически отказались. В то же время наши особисты пресекли попытки ведения разведывательной, откровенно диверсионной деятельности и антисоветской агитации в собственном расположении. Петрович пояснил, что ему пришлось выполнять и чужую, но очень важную работу по налаживанию охраны советских специалистов и не выехавших вовремя в Союз семей военных по их городским квартирам.
24 октября 1956 года из Генштаба ВС СССР пришло распоряжение о выдвижении советских войск в Будапешт. Была поставлена задача, помочь гарнизону венгерских войск в ликвидации вооруженного мятежа и части Особого корпуса выдвинулись к столице из районов Кечкемета, Секешфехервара и других. Командир Особого корпуса и оперативная группа штаба выехала из Секешфехервара колонной из легковых автомашин, радиостанции, бронетранспортеров и нескольких танков.
- Потом узнали. Подразделение до Будапешта дошло без эксцессов, однако, стоило группе войти в город на узкие улицы и на нее сразу же напали мятежники. Первой под огонь противника попала радиостанция. Её начальника ранили в голову, а радиста убили. Машину сожгли и лишь наши солдаты на бронетранспортере спасли оставшихся в живых.- прояснил ситуацию мой отец.
- Поднять нас, подняли, сформировав инженерно- саперную роту из семи десятков бойцов и застряли мы в ожидании на броне. Надолго застряли, отцы командиры всё что- то уточняли, согласовывали, а мы сидели в полной боевой готовности с запущенными моторами машин. Приказ на марш отдали в 12.00 24-го и задача нам была поставлена, казалось, простейшая. Выдвинуться в направлении по шоссе на Сукоро и за Веленце, нагнать колонну командира Корпуса и соединиться с ней и на Будапешт. Командовал сводной ротой старший лейтенант Х..., твой отец. Кое- какой боевой опыт он имел, а в начале 56-го он получил звание старшего лейтенанта. - Батя кивнул на тёзку. Юрий напомнил, что не в курсе тех событий.
-Замечу, Владимира Сергеевича, а позже и твоего отца отправили в Группу как лучших выпускников училища и доверие командования они оправдали. - пояснил нам Рудольф Петрович.
- Колонна из двух тягачей АТ-Л с бульдозерным оборудованием и в пожарном варианте, пары инженерных машин разграждения на базе Т-54 БАТ-М для расчистки завалов зданий и ликвидации баррикад, двух БТР-152, трёх БТР-40, твоего ГАЗ-69 и машина связи. До сих пор не понимая, зачем ты там был нужен. Какого чёрта тогда поперся? Сидел бы в отделе на рации и не дёргался. Нет... Понесла тебя нелёгкая в самое пекло. - проворчал батя.
-Ну, извини! Тебя тогда не спросил, вот и попёрся за компанию, хотел посмотреть, как воюете и заодно прогуляться по Будапешту.- огрызнулся старый чекист, намекнув на свои прямые обязанности по нелёгкой службе тех лет в особом отделе. Я мельком отметил, что мой отец на Петровича совсем не в обиде.
-Приказ на выдвижение к месту сбора пришел крайне двусмысленный, видать начальство с большими звездами на погонах просто продублировало пришедший из Москвы. Похоже основной его идеей было "не устраивать провокаций самим, не отвечать на провокации мятежников и любой ценой не допустить кровопролития среди мирного населения "братской Республики"". Боекомплекты выдавать не хотели, а куда без них в пекло? Однако Сергеич не дал нас разоружить, настояв- таки, что нельзя нам идти без патронов к 14,5-мм пулеметам КПВ и 7,62-мм к СГМБ лишь с автоматами у рядовых да пистолетами у офицеров. В общем, благодаря командиру, пошли мы в поход не пустыми. Боекомплектов взяли на час боя с серьёзным противником. Старший лейтенант Х... долго уговаривал командиров дать хоть один танк, но большим начальникам чисто по- русской традиции хоть о стенку горох и танка нам не дали. - Батя в нецензурных выражениях крепко прошелся по авторам больше политического, нежели воинского приказа.
Далее Отец рассказал, что его командир отказался от предложения особиста прокатиться с ветерком на "Бобике" и занял место пулеметчика в одном из БТР-40, за что едва не поплатился.
-Думали, обойдётся миром как в ГДР и Польше. Чуток попугаем мятежников и они разбегутся. Поводим, мол, стволами танков, постреляем в воздух холостыми, накидаем дымовых гранат и пакетов в толпу, быстренько угомоним нахрен бунтарей и они разойдутся по своим домам. Быстренько, по- доброму ... Не вышло, не с теми связались... Недооценка сил и морального духа противника есть ни что иное, как преступление, за которое виновных лиц надо отдавать под трибунал вне зависимости от званий и их прежних заслуг. ...Это всё Хрушёв и задолизы- карьеристы из его окружения накуролесили! - еще матернее высказался мой отец.
-Ага. Теперь у нас этот типок Мишаня Горбачёв! Не даром его называют Peacduke. Очень- таки надеюсь, допрыгаются Меченный со своей Райкой до камеры в Лефортово! Тьфу, не люблю обижать женщин, но эту мне почему- то не жаль. - постарался вставить свои три копейки тезка.
-Надейся и жди, вся жизнь впереди! - я на ветру хрипло пропел строку из известной песни группы Самоцветы, подумав про себя, чего это тёзка так взъелся на нашего молодого ретивого генсека и его импозантную, очень приятную на вид супругу. Вроде старается, перестраивает Державу и живем- то мы всё лучше да лучше. Как бы свободнее, что- ли? А может просто веселее. Мне точно и свободнее, и веселей, ибо я вспомнил, как годом ранее спекулировал театральными билетами возле Рижской оперы. Подумал, а хватит ли мне заработанных денег на сытую жизнь семьёй в Монако, а может на Лазурном берегу, еж- ли на моей Родине совсем хреново станет, придя- таки к неутешительному выводу, что пока маловато будет и делать мне там с моими скромными навыками в бизнесе совершенно нечего.
-Не торопись, таможня, всему - своё время. Не надо бегать по рельсам впереди паровоза.- Петрович расплывчато откликнулся на "копейки" Юрия, снимая с крючка очередную рыбёху.
-... Выдвинулись колонной, в полной готовности к любым, казалось нам, неожиданностям. Первой ушла разведка. Один БТР-40 с рацией. За ним в пределах видимости вышли остальные машины. Впереди- БТР, за ним - Рудольф Петрович на своем Козле, водитель и двое солдат. Следом- я на БТР-152 в грузу без личного состава, а за мной- командир на "сороковом" с полной загрузкой личным составом. Я сел за руль бронированной машины вместо срочника - командира отделения... Старший сержант... И его уже не помню... За пулемётной установкой СГМБ. За БТРом Сергеича вышла инженерная техника, связь и замыкали колонну еще два бронетранспортера. Комендатура и инспектора колонну не сопровождали, что было несколько неожиданно и не по уставу. - Батя объяснил порядок выдвижения инженерной роты в тот роковой день и коротко расписал численность бойцов по машинам. С его слов в дозор отправились экипаж из механика- водителя и старшины, трое солдат и молодой лейтенант- разведчик, а его загрузили разным имуществом, вплоть до запаса стальных тросов и тушёнки.
-О! Сидит. Что- то хорошее. Шас посмотрим кто там на крючке.- Отец подсек нечто солиднее плотвы и выволок из лунки сига.
-Ты забыл ūdens pārvadāšanas tvertne. Грузовую машину с водой, что ехала с нами. Лаби, что бензовоза не было, а то бы мы все сгорели. ...Товарищи офицеры, кажется, пора собираться. За нами!- Рудольф Петрович указал на приближающуюся от берега точку.
-Пора потихоньку сматываться! - поддержал его мой тезка. Рыбалка мне порядком надоела и я с облегчением начал собираться домой да поскорее.
-... Шли колонной по дороге. Шоссе как вымерло. Дальше ничего не помню. Очнулся в бронемашине. Боль, форма обгорела, весь в бинтах... Твой отец и солдатик с медицинской сумкой... Снова провалился и пришел в себя только после операции на кровати. Не в госпитале. Потом узнал. Если бы не твой отец и Владимир Сергеевич... - Петрович отобрал со льда ершей покрупнее и покидал замерзшие тушки с указательный палец в свой ящик.
Все материалы принадлежат каналу "Юрий Гулов". Использование статей, фото, видео разрешено исключительно с согласия автора.