Найти тему
Прошлое и настоящее.

Тихое счастье. Часть 326. Боевое братство.

Начало.

Часть 325.

Все совпадения случайны!

-Только на койке в Бурденко узнал, если бы не твой отец и Владимир Сергеевич... - Петрович отобрал со льда ершей покрупнее, покидал замерзшие тушки с указательный палец размером в свой ящик и ненадолго задумался.

-Нет, не так! Если бы не твой отец, я сгорел бы в машине, а старший лейтенант спас нас всех. За что, грамотного командира хотели отдать под трибунал, обвинив в невыполнении приказа командования, заодно назначив виновным в гибели десятка "мирных" граждан дружественной страны. Слава Богу, не успели дать делу ход. - Рудольф Петрович объяснил, что в Москве возникла идея свалить часть вины за трагедию в Будапеште на простых советских "стрелочников", давших отпор бандитам, то- есть на командира сводной инженерной роты, на многих других офицеров ЮГВ и Особого корпуса.

Рудольф Петрович вспомнил доносы "наверх" по партийной линии от замполита роты, почему- то невзлюбившего командира с первых дней их совместной службы. С их содержимым, иначе такое не назвать, чекиста ознакомили как особиста подразделения.

Политработник воспользовался случаем если не ради мести, то сведения неких личных счетов точно. Какая между и когда пробежала чёрная кошка меж строевым офицером и замполитом, особист не ведал, однако вспомнил- таки полдесятка "докладных" и рапортов, что попали ему в руки. Со слов особиста, меж офицерами имело место что- то глубоко личное, настал подходящий момент и замполит припомнил старлею все его "грехи" по службе от неуставных причёсок и расстегнутых верхних пуговиц гимнастёрки до оставления расположения части и побоища в кафе на берегу Балатона.

-Замполит не попрощавшись, исчез сразу после первого разгромного для нас похода на столицу Венгрии. Думаю, ушел на повышение, так- как имел мощное прикрытие в Москве. Ходили слухи, его папаша из неприкасаемых работал где- то Первым секретарём обкома на Украине. ...Больше с этой сволочью не пересекался, иначе с удовольствием настучал бы козлу меж рогов прямо по темечку!- пояснил Батя, добавив, что после такого удовольствия был готов далее служить командиром роты в каких- угодно дырах вроде Кяхты. Отец принялся счищать с крючков остатки мотыля и сматывать свои удочки.

-Я, как начал соображать по возрасту, еще с Белоруссии заметил, как отец старался держаться подальше от политрабочих. Это он так всех политработников без разбору до сих пор называет. Похоже, они ему крепко насолили за годы службы. - пояснил тезка. Я же оценил первых помощников капитанов, с коими довелось поработать в экспедициях, не самыми отстойными мужиками, ибо лично мне эти ответственные сильно партийные товарищи ничего худого не сделали и жизнь не портили.

-Офицеров спасло от расправы личное вмешательство товарища Андропова и принципиальность командования Особой группы, трезво оценивших действия большей части нашего младшего комсостава. ...Слышал, Никита Сергеевич... Вот разоблачитель сталинских репрессий, воистину дорогой "кукурузник" бушевал от злости. Хрущ жаждал суровых наказаний, показательных трибуналов, суровых приговоров и солдатской крови. Правда еще в том, что на следующий день 25 октября он же собрался сравнять Будапешт с землёй полу-тонными фугасными авиабомбами... - Полковник госбезопасности проехался будто паровым катком по тогдашнему партийному руководству державы и я узнал, действия офицеров тогда признали единственно верными, Москва отказалась на время от порочной практики наказания невиновных, награждения непричастных и справедливость в отношении офицеров восторжествовала!

Подавив мятеж руками советских военных, новое руководство ВНР предпочло забыть мелкие инциденты, ведь счет убитым и раненным пошел на сотни, если не на тысячи с обеих сторон. У Москвы тоже нашлись более важные дела, ведь к вечеру 24-го октября 1956 года стало настолько жарко, что в столицах обоих государств вынужденно осознали все свои ошибки и начали их исправлять. Весьма жёстко исправлять.

-После разгрома антисоветского мятежа в ВНР отцу досрочно присвоили очередное воинское звание "гвардии- капитан", наградили медалью и дали отдельную служебную квартиру в городе. Папа забрал из Ленинграда маму, а в 59-м на свет появился я. В 1960-м отца зачислили в академию имени Куйбышева, мы уехали в Москву и три года мы жили в Измайлово.- перебил старших мой тезка Юрий, поделившись с нами историей странствований собственной семьи из того немногого, что знал с детства и до нынешних дней.

Получив академическое образование, отец моего тёзки получил назначение в одну из частей РВСН и вместе с женой, мелким тогда сыном сразу переехал в маленький городок Лида, что на западе БССР. Спустя бывший командир офицера еще с Венгрии генерал- майор Глущенко забрал его уже подполковником в штаб 50-й ракетной Краснознамённой Армии в Смоленск, а в 85-м и в Ригу преподавателем в высшее ракетное училище. Отец Юрия получил квартиру в соседней девятиэтажке на Даугес да так он с супругой здесь и остались.

- А я со своей Половинкой и дочками полтора года назад съехал в наш собственный "кооператив". Сейчас в гости ездим то мы к родителям, то они к нам. ...Парадокс, блин! Мой отец и политическое училище!... -Юрий пояснил, как его отца передернуло, когда командное училище РВСН в 1977 году реорганизовали в политическое, оставив лишь один 3-й командно-инженерный факультет.

Тёзка пояснил, что ради жены его отец отказался от академии Генштаба, генеральского звания и теплой должности где-нибудь в штабе большим начальником. Рига... Как много было в этом слове для нас в те годы!

Далее Юрий попросил Рудольфа Петровича поподробнее описать ход событий 24 октября 1956 года. Как сводная рота попала в засаду боевиков и какую роль сыграла в бою злосчастная водовозка... Почему разошлись пути- дороги наших семей и как мы все оказались в одной точке на берегу Чудского озера. таковы причуды наших судеб или что- то иное?

Ещё тёзка пояснил, что по невнятным ощущениям, некая невидимая рука последние четыре года опекала, направляла его самого, семью, а часто и предостерегала от множества ошибок и ненужных приключений.

Чего стоила Юрию потеря высокооплачиваемой любимой работы, едва не пустившая его условный семейный поезд под откос и быстрое разрешение, казалось, безнадёжной проблемы. Спасло его от неприятностей неожиданное приглашение послужить в таможенных органах Союза без долгих спецпроверок, собеседований, утверждений и прочих кадровых заморочек! Три дня и Юрий оказался в таможне при погонах с неплохой по тем временам гарантированной зарплатой.

-Там по дороге на Будапешт наши пути разошлись. Помню, команду "стоп колонна" и сразу яркую вспышку без взрыва. Провал... Меня отправили в госпиталь, затем отправили в отпуска по ранению и очередной... Переподготовка в спецшколе Комитета и долгая служба по разным странам недоразвитого социализма. Так я потерял связь со своими боевыми друзьями... Что наша жизнь?... Поездили с Бирутой по миру, пришло время и я перевёлся на родину предков в Латвию. Отремонтировал дачу родителей в Юрмале, получил квартиру и еще года два- три послужу, пока на пенсию не выгонят... На след своих товарищей вышел случайно, я же курирую транспорт, порты и в другие сферы не лезу. "Бирюзовка", РКИИГА, другие училища не в моей компетенции и я ничего не знал о своих старых друзьях молодости... Пока мне в руки не попало Личное Дело вот этого молодого человека. - Рудольф Петрович кивком указал на тезку.

-В конце 1985-го ко мне обратился приятель. Контр- адмирал Вадим Евгеньевич Кошлаков. Товарищу адмиралу в его организацию срочно понадобился сотрудник редкой специальности да еще с опытом. Требования на должность предъявлялись жесткие и отыскать такого специалиста оказалось непросто, так- как предстояла работа с иностранцами на судах под флагами разных стран за пределами Союза, в наших портах на Балтике. Это- допуски от КГБ СССР во все пограничные зоны, работа с топографическими картами. Аэрофотоснимки и другие секретные документы. Все требования к кандидату перечислять долго. ...Член КПСС, особые навыки, иностранный язык, отсутствие проблем с законом и по состоянию здоровья. Ответственная, интересная, хорошо оплачиваемая должность с серьёзными рисками и большими соблазнами.- Рудольф Петрович пояснил, что адмирал по своим каналам отыскал- таки подходящего товарища в Риге и сумел переманить специалиста к себе на службу.

-Адмирал сам поторопился за согласованием вопроса о скорейшем переводе ко мне в Угловой дом. Как раз по моей компетенции... Labi, draugi! Грузимся и едем! ...Юрис, если не против, сяду за руль Волги, заодно я вас послушаю?! Мне многое самому интересно, в первую очередь, что твой отец расскажет. ... У вас же семь мест? Лаби! Тогда отвезем по домам и мужиков. - Рудольф Петрович напросился ко мне в машину. Я подтвердил, мест семь, но нашим новым друзьям предстоит потрястись до Риги на раскладных сиденьях сзади, а ящики и мешки мы разместим сверху на съемном багажнике.

-Раз так... Лаби! Поговорим в машине. - Рудольф Петрович шепнул мне на ухо, что не всё надо знать моему другу и тем более его отцу. Я кивнул полковнику в ответ. Понял, не возражаю...

-Гулов!- по фамилии подозвал поближе тёзку полковник.

-Отцу не говори ни слова. Не время... Заметил, крутит старый вояка носом, но вспомнить не может. ...Домой вас отвезет мой водитель, выгрузит снаряжение и подстрахует до квартиры. - Рудольф Петрович приказал Юрию пока помалкивать, сдав таможне уже ненужную ему рацию.

-Мужики! Транспорт едет! Пошевелитесь! - Батя осмотрелся вокруг и замахал руками, подзывав к себе поближе всех, так- как к нам торопился старенький эвакуатор на одной конной тяге. За спиной возницы, за санями будто от паровозной трубы клубился густой сизый дым, так- как дед любой табачной "фирмЕ" предпочитал самокрутку из ядрёной махорки в газетной бумаге без фильтра.

------

-Как порыбачили? ... Погода подвела, но хоть что- то. Зато вчера порезвились, придётся рыбу чистить. Ничего! Справлюсь... Обед готов, скидывайте всё лишнее и быстро за стол.- Владимир Сергеевич встретил нас во дворе возле бани. Хозяин от приглашения посидеть с нами отказался, заявив, что должен заняться лошадкой и старуха, мол, ждет.

Я заметил недовольство тезки. Что- то после тихих переговоров с отцом его сильно встревожило и он долго выговаривал Владимиру Сергеевичу. Полковник в отставке лишь покорно кивал головой, оправдываясь в какой- то оплошности.

-Владимир Сергеич! Как состояние? С тобой всё хорошо? - вмешался Рудольф Петрович.

Отставной полковник ответил, что чувствует себя как никогда отлично, а выговор от сына получил за отказ от приёма очередной порции таблеток.

-Дожился... Ёханыбабай! Сижу на химикатах, спецназ за мной ящик с рюкзаком таскает, дырки во льду мне сверлит и следит за каждым моим чихом! Попросил у парней сигаретку, так даже на затяжку не дали. - проворчал полковник, приглашая нас на обед.

-Мужики, спасибо вам! Будто сам на четыре года помолодел и моего оболдуя вырвали из дому от женской юбки. По теплу изредка выбирается на природу порыбачить, за грибами и на болото за клюквой, охоты и зимнюю рыбалку забросил. ...Председатель, как там охотничий коллектив? Жив ещё? - отставник крепко сжал ладонь моего отца, расспросил, что да как в КВО -61 и много- ли в нем осталось стариков.

Видно было, что мужчинам было о чем поговорить, Было и желание. Решили- таки собраться на квартире отставного полковника Х... семьями с детьми да внучками. Владимир Сергеевич позвал в гости нас и Рудольфа Петровича с супругой. Приглашение было принято с благодарностью на ближайший первомай.

Продолжение.

Середина 80-х. Рига.
Середина 80-х. Рига.

Часть 325.

Начало.

Все материалы принадлежат каналу "Юрий Гулов". Использование статей, фото, видео разрешено исключительно с согласия автора.