Не секрет, что гегемония на определение трендов в технологиях уже давно не принадлежит исключительно западным странам. Теперь технологическое будущее планеты определяется в Китае – как минимум, во всём, что связано с электротранспортом и общественными перевозками.
Одно из последних веяний индустрии – автопилотируемые такси, которым не требуется вмешательство человека для осуществления полноценной перевозки пассажиров из пункт А в пункт Б в рамках города. Некоторые относятся к этому виду транспорта со скепсисом, считая, что роботакси не в состоянии заменить человека. А кто-то наоборот – уверен, что именно за такими перевозками будущее. В этой статье попытаемся разобраться в положении дел.
Хронология развития и оценка экспертов
Первые беспилотные такси появились не в КНР, а в Сингапуре. Пробный проект по организации таксомоторной компании из шести машин развернула американская компания NuTonomy. До 2018 года включительно в мире были организованы четыре экспериментальные службы роботакси: три в США и одна в России (от компании Яндекс). Однако после этого лидерство во внедрении беспилотных такси уверенно захватил Китай.
Уже в апреле 2019 года китайская фирма Pony.ai открыла бета-сервис роботакси в городах Гуанчжоу и Хуанпу, где заработали 20 беспилотных автомобилей. Через год аналогичный проект в Чанше запустила фирма Baidu Apollo. Летом 2020 года в Шанхае открылась служба роботакси от компании DiDi, а в декабре того же года усилиями корпорации AutoX автономные таксомоторы появились в Шэньчжэне.
Компания AutoX стала первой предлагать услуги по перевозкам на автономных транспортных средствах — без водителей. Пользователям поездки становились доступны после регистрации в пилотной программе AutoX, запущенной в Шэньчжэне.
Позднее в Шэньчжэне заработали беспилотные такси от фирмы DeepRoute.ai, которая сегодня считается одной из самых перспективных.
Благодаря столь мощному старту, Китай стал не только мировым лидером по развитию роботакси, но и во многом определяет тенденции формирования нового вида транспорта. Их анализу посвящено недавнее исследование маркетинговой компании EqualOcean, специализирующейся на изучении инновационных отраслей экономики. По мнению экспертов, сегмент роботакси в Китае ближайшего будущего будет развиваться почти по экспоненте.
Аналитики сделали прогноз уровня проникновения беспилотных такси в транспортную инфраструктуру КНР до 2030 года. Под термином «уровень проникновения» в данном случае понимается процент поездок на автономных таксомоторах, взятый от общего числа заказов такси. По мнению экспертов, он будет изменяться следующим образом:
- 2023 год – 5%;
- 2024 год – 15%;
- 2025 год – 18%;
- 2026 год – 20%;
- 2027 год – 22%;
- 2028 год – 30%;
- 2029 год – 45%;
- 2030 год – 55%.
Таким образом, прогнозисты предполагают, что уже в обозримом будущем более половины поездок на такси в Китае будет приходиться на беспилотные автомобили. Ожидается, что объем рынка роботакси к 2030 году в КНР достигнет 350 млрд. юаней (52,3 млрд. долларов).
Baidu – лидер индустрии роботакси в Китае
Baidu, одна из крупнейших интернет-компаний Китая (что-то вроде китайского Google), еще в апреле 2022 года получила разрешение на тестирование роботакси в Пекине, а позже в том же году – в Ухане и Чунцине. Оператором выступит сервис Apollo Go.
Поездки такси от этой компании полностью автономными — присутствие человека за рулем не требуется. К 2030 году Baidu планирует расширить работу сервиса до 100 китайских городов.
По данным Baidu, у компании более миллиона заказов, только в период с января по март 2022 года она совершила 196 тыс. поездок. Вице-президент и главный специалист по безопасности Baidu Вэй Дун заявил, что «разрешения являются ключевой вехой», которая позволит «масштабно развертывать полностью автономные услуги вождения».
В мае этого года компания Baidu представила свое роботакси шестого поколения. Стоимость машины удалось снизить более чем на 50% и она составляет около 28 тысяч долларов. Всего роботакси Baidu проехали уже 100 миллионов километров.
Baidu разработала RT 6 совместно с государственным автопроизводителем Jiangling Motors Group. Закупка каждого устройства обходится Baidu в 200 000 юаней (27 702 доллара США), что более чем на 50% меньше, чем у модели пятого поколения, разработанной совместно с пекинской BAIC Group.
Новый роботакси также предложит больше удобства пассажирам. Впервые пассажиры смогут сидеть на переднем сиденье. К концу года в Ухане будет работать парк из 1000 роботакси RT 6. Город с населением более 13 миллионов человек является крупнейшим рынком роботакси.
Роботакси обладает таким уровнем автономии, при котором все вмешательство человека осуществляется удаленно. Устранив необходимость в мониторе безопасности на пассажирском сиденье, Baidu снизила эксплуатационные расходы.
Baidu рассчитывает вывести бизнес в Ухане из операционных убытков в четвертом квартале этого года и получить прибыль за весь 2025 год.
Honqgi не отстает
Honqi также хочет отвоевать свою долю пирога: буквально на днях появилась новость о запуске на улицах Шанхая и Шэньчжэня роботизированного такси — да ещё и от бренда Hongqi, ранее производившего авто исключительно для номенклатурной верхушки Китая.
Поскольку автомобильная промышленность в КНР теперь отличается не только электрификацией, но и интеллектуальными технологиями, все чаще встречаются попытки вывести на новый уровень автономное вождение.
На наших глазах происходит качественный скачок: от автопилота уровня 2+, постепенно становящегося стандартом, до беспилотных транспортных средств с автопилотом 4 уровня — когда вмешательство человека совершенно не нужно и авто может двигаться полностью самостоятельно.
Hongqi — один из пионеров автопилотируемых ТС. Недавно компания получила зеленый свет на дорожные испытания своего третьего поколения Robotaxi с 4 уровнем автопилота. Hongqi также отметила, что ее Robotaxi проехали более 100 000 км испытаний на дорогах общего пользования.
Не беремся судить, насколько такие такси надежны, но выглядят они очень футуристично. Передняя часть микроавтобуса сохраняет узнаваемый дизайн Hongqi с хромированной прямой решеткой-водопадом. Сбоку автобус получил две двери, спереди расположен лидар. Внутри расположены диваны и потолочный экран.
Завоюют ли роботакси Китай, а затем и весь мир?
Эксперты подчеркивают, что бум роботакси произойдет только при соблюдении двух условий. Во-первых, к середине 20-х годов должны быть преодолены технологические трудности, которые стоят на пути развития навигационных систем роботакси. Во-вторых, потребуется изменить правила обслуживания клиентов, которые на данном этапе имеют ряд ограничений.
Относительно первого аспекта ключевые игроки китайского рынка роботакси настроены оптимистично. Как отмечает операционный директор компании Pony.ai, Leo Wang Haojun, в последние несколько лет его фирма добилась впечатляющих технических успехов. Уже сегодня корпорация оборудует машины лидарными комплексами, которые в совокупности со специальным ПО, способны обеспечивать высокую скорость движения без потери безопасности. Сегодня основная задача инженеров заключается в снижении себестоимости оснащения автомобилей, что позволит наладить массовый выпуск относительно недорогих роботакси классов L4 и L5.
Генеральный директор компании DeepRoute.ai, занимающейся подготовкой городской логистики под роботакси, Maxwell Zhou отмечает три технологических аспекта, требующих первостепенного развития. Для массового внедрения беспилотных такси требуются: во-первых, более совершенные датчики, во-вторых, эффективные алгоритмы обработки информации, а в-третьих, новые платформы автомобилей, спроектированные специально для роботакси.
Разработка и выпуск таких компонентов в Китае развиваются быстрее, чем где бы то ни было. Например, китайская компания RoboSense является одним из мировых лидеров в производстве лидаров – лазерных датчиков, оценивающих расстояние до объектов. Как отмечает вице-президент фирмы Season Wang, заводы корпорации готовы к массовому выпуску твердотельных лазеров для роботакси.
Что касается правил обслуживания клиентов, как фактора развития роботакси, то они постепенно упрощаются и оптимизируются. Власти Китая системно формируют своеобразный свод законов, регулирующих коммерческую эксплуатацию беспилотных такси. Только за последнее время были изданы пять важных нормативных актов, регулирующих нюансы эксплуатации роботизированных такси.
Развитие технологий и правовая поддержка правительства КНР позволила китайским сервисам роботакси успешно преодолеть фазу бета-тестирования и перейти к организации полноценных коммерческих служб такси. Пожалуй, наиболее далеко в этом смысле продвинулась компания Baidu Apollo.
Уже сейчас под брендом Apollo Go в семи крупнейших мегаполисах Китая (Пекин, Шанхай, Гуанчжоу, Шэньчжэнь, Чунцин, Чанша и Цанчжоу) работают сотни беспилотных автомобилей. В 2025 году компания планирует охватить своим сервисом 65 городов, а к 2030 году – не менее 100. Похожие планы имеются у главных конкурентов Baidu Apollo, прежде всего корпораций AutoX, DiD и Hongqi. Вне всякого сомнения, количество крупных игроков в сегменте сервисов роботакси Китая будет стремительно увеличиваться.
У команды REVOCARS тоже есть ощущение, что электрические роботакси будут завоевывать Китай – и, возможно, придут и в Россию. А пока этого не случилось, наслаждайтесь самостоятельным вождением.
Кстати, стать владельцем высокотехнологичного электромобиля или гибрида можно с нашей помощью: напишите или позвоните менеджерам, они дадут развернутую консультацию и помогут определиться с выбором.
WhatsApp: +7(958)111-98-88
Телефон: +7(812)770-62-21
Сайт: revocars.ru