Найти тему
Revocars

Электрические роботакси: забава китайцев или будущее, которое ждёт нас всех?

Не секрет, что гегемония на определение трендов в технологиях уже давно не принадлежит исключительно западным странам. Теперь технологическое будущее планеты определяется в Китае – как минимум, во всём, что связано с электротранспортом и общественными перевозками.

Одно из последних веяний индустрии – автопилотируемые такси, которым не требуется вмешательство человека для осуществления полноценной перевозки пассажиров из пункт А в пункт Б в рамках города. Некоторые относятся к этому виду транспорта со скепсисом, считая, что роботакси не в состоянии заменить человека. А кто-то наоборот – уверен, что именно за такими перевозками будущее. В этой статье попытаемся разобраться в положении дел.

Хронология развития и оценка экспертов

Первые беспилотные такси появились не в КНР, а в Сингапуре. Пробный проект по организации таксомоторной компании из шести машин развернула американская компания NuTonomy. До 2018 года включительно в мире были организованы четыре экспериментальные службы роботакси: три в США и одна в России (от компании Яндекс). Однако после этого лидерство во внедрении беспилотных такси уверенно захватил Китай.

Уже в апреле 2019 года китайская фирма Pony.ai открыла бета-сервис роботакси в городах Гуанчжоу и Хуанпу, где заработали 20 беспилотных автомобилей. Через год аналогичный проект в Чанше запустила фирма Baidu Apollo. Летом 2020 года в Шанхае открылась служба роботакси от компании DiDi, а в декабре того же года усилиями корпорации AutoX автономные таксомоторы появились в Шэньчжэне.

-2

Компания AutoX стала первой предлагать услуги по перевозкам на автономных транспортных средствах — без водителей. Пользователям поездки становились доступны после регистрации в пилотной программе AutoX, запущенной в Шэньчжэне.

Позднее в Шэньчжэне заработали беспилотные такси от фирмы DeepRoute.ai, которая сегодня считается одной из самых перспективных.

Благодаря столь мощному старту, Китай стал не только мировым лидером по развитию роботакси, но и во многом определяет тенденции формирования нового вида транспорта. Их анализу посвящено недавнее исследование маркетинговой компании EqualOcean, специализирующейся на изучении инновационных отраслей экономики. По мнению экспертов, сегмент роботакси в Китае ближайшего будущего будет развиваться почти по экспоненте.

-3

Аналитики сделали прогноз уровня проникновения беспилотных такси в транспортную инфраструктуру КНР до 2030 года. Под термином «уровень проникновения» в данном случае понимается процент поездок на автономных таксомоторах, взятый от общего числа заказов такси. По мнению экспертов, он будет изменяться следующим образом:

  • 2023 год – 5%;
  • 2024 год – 15%;
  • 2025 год – 18%;
  • 2026 год – 20%;
  • 2027 год – 22%;
  • 2028 год – 30%;
  • 2029 год – 45%;
  • 2030 год – 55%.

Таким образом, прогнозисты предполагают, что уже в обозримом будущем более половины поездок на такси в Китае будет приходиться на беспилотные автомобили. Ожидается, что объем рынка роботакси к 2030 году в КНР достигнет 350 млрд. юаней (52,3 млрд. долларов).

Baidu – лидер индустрии роботакси в Китае

Baidu, одна из крупнейших интернет-компаний Китая (что-то вроде китайского Google), еще в апреле 2022 года получила разрешение на тестирование роботакси в Пекине, а позже в том же году – в Ухане и Чунцине. Оператором выступит сервис Apollo Go.

Поездки такси от этой компании полностью автономными — присутствие человека за рулем не требуется. К 2030 году Baidu планирует расширить работу сервиса до 100 китайских городов.

-4

По данным Baidu, у компании более миллиона заказов, только в период с января по март 2022 года она совершила 196 тыс. поездок. Вице-президент и главный специалист по безопасности Baidu Вэй Дун заявил, что «разрешения являются ключевой вехой», которая позволит «масштабно развертывать полностью автономные услуги вождения».

В мае этого года компания Baidu представила свое роботакси шестого поколения. Стоимость машины удалось снизить более чем на 50% и она составляет около 28 тысяч долларов. Всего роботакси Baidu проехали уже 100 миллионов километров.

-5

Baidu разработала RT 6 совместно с государственным автопроизводителем Jiangling Motors Group. Закупка каждого устройства обходится Baidu в 200 000 юаней (27 702 доллара США), что более чем на 50% меньше, чем у модели пятого поколения, разработанной совместно с пекинской BAIC Group.

Новый роботакси также предложит больше удобства пассажирам. Впервые пассажиры смогут сидеть на переднем сиденье. К концу года в Ухане будет работать парк из 1000 роботакси RT 6. Город с населением более 13 миллионов человек является крупнейшим рынком роботакси.

Роботакси обладает таким уровнем автономии, при котором все вмешательство человека осуществляется удаленно. Устранив необходимость в мониторе безопасности на пассажирском сиденье, Baidu снизила эксплуатационные расходы.

Baidu рассчитывает вывести бизнес в Ухане из операционных убытков в четвертом квартале этого года и получить прибыль за весь 2025 год.

Honqgi не отстает

Honqi также хочет отвоевать свою долю пирога: буквально на днях появилась новость о запуске на улицах Шанхая и Шэньчжэня роботизированного такси — да ещё и от бренда Hongqi, ранее производившего авто исключительно для номенклатурной верхушки Китая.

Поскольку автомобильная промышленность в КНР теперь отличается не только электрификацией, но и интеллектуальными технологиями, все чаще встречаются попытки вывести на новый уровень автономное вождение.

-6

На наших глазах происходит качественный скачок: от автопилота уровня 2+, постепенно становящегося стандартом, до беспилотных транспортных средств с автопилотом 4 уровня — когда вмешательство человека совершенно не нужно и авто может двигаться полностью самостоятельно.

Hongqi — один из пионеров автопилотируемых ТС. Недавно компания получила зеленый свет на дорожные испытания своего третьего поколения Robotaxi с 4 уровнем автопилота. Hongqi также отметила, что ее Robotaxi проехали более 100 000 км испытаний на дорогах общего пользования.

-7

Не беремся судить, насколько такие такси надежны, но выглядят они очень футуристично. Передняя часть микроавтобуса сохраняет узнаваемый дизайн Hongqi с хромированной прямой решеткой-водопадом. Сбоку автобус получил две двери, спереди расположен лидар. Внутри расположены диваны и потолочный экран.

Завоюют ли роботакси Китай, а затем и весь мир?

Эксперты подчеркивают, что бум роботакси произойдет только при соблюдении двух условий. Во-первых, к середине 20-х годов должны быть преодолены технологические трудности, которые стоят на пути развития навигационных систем роботакси. Во-вторых, потребуется изменить правила обслуживания клиентов, которые на данном этапе имеют ряд ограничений.

-8

Относительно первого аспекта ключевые игроки китайского рынка роботакси настроены оптимистично. Как отмечает операционный директор компании Pony.ai, Leo Wang Haojun, в последние несколько лет его фирма добилась впечатляющих технических успехов. Уже сегодня корпорация оборудует машины лидарными комплексами, которые в совокупности со специальным ПО, способны обеспечивать высокую скорость движения без потери безопасности. Сегодня основная задача инженеров заключается в снижении себестоимости оснащения автомобилей, что позволит наладить массовый выпуск относительно недорогих роботакси классов L4 и L5.

Генеральный директор компании DeepRoute.ai, занимающейся подготовкой городской логистики под роботакси, Maxwell Zhou отмечает три технологических аспекта, требующих первостепенного развития. Для массового внедрения беспилотных такси требуются: во-первых, более совершенные датчики, во-вторых, эффективные алгоритмы обработки информации, а в-третьих, новые платформы автомобилей, спроектированные специально для роботакси.

Разработка и выпуск таких компонентов в Китае развиваются быстрее, чем где бы то ни было. Например, китайская компания RoboSense является одним из мировых лидеров в производстве лидаров – лазерных датчиков, оценивающих расстояние до объектов. Как отмечает вице-президент фирмы Season Wang, заводы корпорации готовы к массовому выпуску твердотельных лазеров для роботакси.

-9

Что касается правил обслуживания клиентов, как фактора развития роботакси, то они постепенно упрощаются и оптимизируются. Власти Китая системно формируют своеобразный свод законов, регулирующих коммерческую эксплуатацию беспилотных такси. Только за последнее время были изданы пять важных нормативных актов, регулирующих нюансы эксплуатации роботизированных такси.

Развитие технологий и правовая поддержка правительства КНР позволила китайским сервисам роботакси успешно преодолеть фазу бета-тестирования и перейти к организации полноценных коммерческих служб такси. Пожалуй, наиболее далеко в этом смысле продвинулась компания Baidu Apollo.

Уже сейчас под брендом Apollo Go в семи крупнейших мегаполисах Китая (Пекин, Шанхай, Гуанчжоу, Шэньчжэнь, Чунцин, Чанша и Цанчжоу) работают сотни беспилотных автомобилей. В 2025 году компания планирует охватить своим сервисом 65 городов, а к 2030 году – не менее 100. Похожие планы имеются у главных конкурентов Baidu Apollo, прежде всего корпораций AutoX, DiD и Hongqi. Вне всякого сомнения, количество крупных игроков в сегменте сервисов роботакси Китая будет стремительно увеличиваться.

У команды REVOCARS тоже есть ощущение, что электрические роботакси будут завоевывать Китай – и, возможно, придут и в Россию. А пока этого не случилось, наслаждайтесь самостоятельным вождением.

Кстати, стать владельцем высокотехнологичного электромобиля или гибрида можно с нашей помощью: напишите или позвоните менеджерам, они дадут развернутую консультацию и помогут определиться с выбором.

WhatsApp: +7(958)111-98-88

Телефон: +7(812)770-62-21

Сайт: revocars.ru