К 200-летнему юбилею Федора Ивановича Тютчева в его родовом имении в селе Овстуг проведен обширный комплекс реставрационных работ, которые значительно приблизили облик усадьбы к периоду пребывания в ней поэта. К реставрации были привлечены лучшие российские специалисты в сфере сохранения культурного наследия.
Созданная в это время концепция развития усадьбы, проведенные историко-архивные и натурные исследования, разработанные зоны охраны объектов культурного наследия села Овстуг, позволяют и сегодня, более 20 лет спустя, планировать на их основе дальнейшие преобразования.
Парк
Овстугский парк с того времени, когда Тютчевы покинули усадьбу, постепенно разрастался и дичал. Серьезно пострадала его территория в годы Великой Отечественной войны. Во время оккупации было уничтожено большое количество насаждений, в том числе старовозрастных деревьев. В последовавшие годы была окончательно утрачена историческая планировка парка, исчезли пруды в его нижней части, за исключением одного, сохранившегося до нашего времени.
Первые попытки восстановить усадебный парк относятся к 1964-1965 годам. В те годы произведены посадки новой растительности и заложены три новые радиальные аллеи, расходящиеся веером от главного входа. Затем в измененных границах парка возведена часть ограды с въездными воротами. На островке пруда появилась беседка, к которой ведет мостик. К 175-летнему юбилею поэта в парке установлен бронзовый памятник Ф. И. Тютчеву (скульптор А. И. Кобилинец).
Работы по обустройству парка продолжились в начале 1980-х. Проект реставрации усадебного парка разработал Брянский технологический институт (начальник НИС В. А. Потанин, научный руководитель и автор проекта – доцент В. Н. Городков). Основные работы планировались в пейзажной части парка с сохранением трех аллей, появившихся в 1960-е годы. Проект частично был реализован.
Историко-культурные и натурные исследования парка в начале 2000-х годов принесли ценную информацию для научной реставрации парка. Тщательно изучены Генеральные планы межевания XIX века, живописные этюды О. Ю. Клевера, рисунки Я. П. Полонского, уже известные нам рисунки и акварели О. А. Петерсона и художника Драницына, проанализированы письма Ф. И. Тютчева и родственников, в которых были упоминания о парке в Овстуге. В итоге сложилась достоверная первоначальная картина.
В Овстуге, несмотря на свои небольшие размеры, парк был спланирован по всем правилам устройства садов своего времени, имел регулярную и пейзажную части.
Регулярная часть располагалась между старым и новым домами – это парадный двор с разъездным кругом. Перед главными фасадами усадебного дома и гостевого флигеля – несколько четко очерченных цветочных клумб, которые дополняют парадный вид регулярной части. В верхнем юго-западном углу – небольшая площадка, с которой открываются дальние виды на окружающий ландшафт. К югу от курдонера разбит фруктовый сад с оранжереями.
Аллея, ведущая от ворот к дому, отделяет парадную южную часть парка от большой пейзажной северной, которая плавно спускается по холму к пруду у северной границы и к реке Овстуженке – у западной.
Центром композиции пейзажной части парка становится большая поляна, окруженная купами деревьев и кустарником. В письмах к жене Эрнестине Ф. И. Тютчев называет ее «воронкой из зелени»: «Я хочу быть там, подле тебя, когда ты бросишь прощальный взгляд с высоты твоего балкона на эту воронку из зелени, на которую ты так часто смотрела, на эти деревья, эту церковь, эти кровли, наконец, на весь этот горизонт, который ты так любишь…».
От дома к поляне спускаются наклонные дорожки пандусов, затейливый узор тропинок и аллей ведет от нее к дальним уголкам парка. За поляной виднеются серебристые тополя, главка Пятницкой церкви и цепь каскадных прудов, уходящих к реке Овстуженке.
Из окон дома открываются перспективы с видом на овстугские холмы с крестьянскими избами и обширное пространство полей. Дом, парк и окружающий ландшафт соединяются в целостную картину, наполненную безмятежностью и грустью.
Сегодняшний вид тютчевский усадебный парк приобрел в 2003 году. Реставрация осуществлялась под руководством и по методике лауреата Государственной премии Российской Федерации, члена-корреспондента Российской академии естественных наук (РАЕН), кандидата сельскохозяйственных наук, заслуженного работника культуры, профессора В. А. Агальцовой. Работы в парке провела ландшафтная мастерская «Русский сад», которую Агальцова организовала в конце 1990-х годов.
Главные задачи реставрации – восстановление первоначальной планировки, основательная расчистка от случайной поросли, открытие дальних перспектив, определение главные видовых точек, оформление регулярной парадной части, выявление мемориальных деревьев и организация тропиночной сети, характерной для усадебных парков XIX века.
До начала проведения реставрационных работ большая часть территории парка представляла собой массив растительности, бессистемно посаженный в послевоенное время. Вместе с тем на территории парка росли и старовозрастные деревья. Было выявлено 46 столетних деревьев и 12 – примерно 200-летнего возраста. Все они растут в пейзажной части парка: липы остролистные, четыре белых тополя, ясень и другие.
В результате реставрации регулярная парадная часть парка получила свое первоначальное оформление – разъездной круг, клумбы, дорожки. Цветы для клумб Валентина Александровна подбирала в брянских питомниках, считая это делом особо ответственным. Ведь одна из клумб была размещена на месте старого усадебного дома (утрачен), где родился поэт. Другая – у фасада, обращенного к парку, и в пандусах, которые были продолжением дома, органично включая его в парковую среду.
В начале лета, в год юбилея поэта, основные работы в парке были завершены. Основой парка стали большие плотные газоны и затейливый узор дорожек, яркими пятнами легли на травяной ковер обязательные цветочные клумбы, тени высоких крон темным ажурным кружевом опустились на зеленые поляны. В дальнем углу парка открылась небольшая березовая роща. Вековые деревья получили полный простор, стали солитерами тютчевского парка.
Парк ожил, наполнился родными ему звуками: пением птиц, шуршанием шагов, шелестом листвы, отдаленными голосами дома. Облагороженный островок на пруду, мостик и беседка, парковые диваны и скамьи дополнили в окружение уют и очарование прошлых лет.
Авторский коллектив проекта реставрации:руководитель проекта, ученый-парковед, ландшафтный архитектор, реставратор, - В. А. Агальцова, ландшафтный архитектор – О. Е. Стефанова, главный инженер – Я. И. Орестов, ландшафтный инженер – Е. И. Соколов, инженер – А. Е. Брынзов, ландшафтный инженер – А. Г. Агальцов.
Зубова Елена Михайловна, Брянское региональное отделение ВОО «Всероссийское общество охраны памятников истории и культуры». В период подготовки усадьбы в Тютчевых к 200-летнему юбилею поэта Елена Михайловна работала руководителем Брянской областной дирекции по охране памятников истории и культуры.
О реставрации других объектов музея-заповденика в 2003 году читайте в статьях: