К 200-летнему юбилею Федора Ивановича Тютчева в его родовом имении в селе Овстуг проведен обширный комплекс реставрационных работ, которые значительно приблизили облик усадьбы к периоду пребывания в ней поэта. К реставрации были привлечены лучшие российские специалисты в сфере сохранения культурного наследия.
Созданная в это время концепция развития усадьбы, проведенные историко-архивные и натурные исследования, разработанные зоны охраны объектов культурного наследия села Овстуг, позволяют и сегодня, более 20 лет спустя, планировать на их основе дальнейшие преобразования.
Флигель
Флигель, как и другие усадебные постройки, был утрачен в период опустошения родового имения Тютчевых, наступившей после смерти Федора Ивановича и переезда семьи в Мураново. Здание бесследно исчезло на долгие годы, и его первоначальное местоположение было забыто. Обнаружить остатки строения на территории усадьбы пытались не единожды, но поиски были безуспешными.
В начале 2000-х годов специалисты Брянской областной дирекции по охране памятников истории и культуры вновь предприняли попытку разыскать фундаменты флигеля. В очередной раз, когда была сделана длинная кривая траншея к югу от главной аллеи парка, наконец-то натолкнулись на кирпичи фундамента. Он был осторожно освобожден от земляного слоя по всему периметру. Открытый фундамент позволил выявить абсолютно точные в плане и историческое местоположение здания. При дальнейшем исследовании в границах фундамента обнаружены остатки двух печей и другие находки. В отчете по архитектурно-археологическом исследованиям археолог В. В. Миненко запишет: «Находки представлены фрагментами глиняных горшков, в том числе декоративных цветочных, фаянсовой посуды с клеймами фабрик Гарднера в Москве №4 и братьев …овых в Санкт-Петербурге, пятикопеечными монетами, чеканенными в годы правления Екатерины II (вторая половина XVIIIвека). Найдено большое количество печных изразцов, датирующихся второй половиной XVIIIвека – серединой XIX вв.» Эти сведения позволили определить функциональное назначение утраченной постройки. Это был, по всей вероятности, гостевой флигель, который использовался для приема друзей и гостей хозяев.
Последовавшие историко-архивные и библиографические изыскания дали достаточно полное представление о флигеле. Документы подтверждали уже установленное его первоначальное местоположение.
Удалось определить и время его строительства. Ценную информацию содержали межевые планы первой половины XIX века. На плане 1837 года вблизи нового усадебного года обозначены две постройки. Идентифицировать одну из них как здание флигеля не удалось, так как по своим размерам и местоположению постройки она не соответствует исследуемому объекту. Впервые бесспорное обозначение флигеля появляется на плане 1844 года. Таким образом, стало возможным предположить, что строительство осуществлялось в период между 1837 и 1844 годом.
Особое внимание исследователей привлекли акварели середины XIX века. На двух из них встречается изображение флигеля в тютчевской усадьбе. Самое раннее – на акварели Драницына 1849 года, где художник представил панораму усадьбы, открывавшуюся для зрителя с нижней части парка. На панораме среди прочих усадебных строений запечатлен главный северный фасад флигеля, на котором читаются основные архитектурные членения: семиосевая оконная композиция с шестичастной расстекловкой окон и портик с четырьмя колоннами дорического ордера.
Позднее изображение флигеля появляется на акварели О. А. Петерсона 1861 года. На переднем плане показан главный усадебный. Петерсон в своем художественном произведении отчетливо передал характер архитектуры западного фасада. Центром композиции является выразительное итальянское окно антресолей, которое выходит на небольшой балкон, над балконом – полукруглое окна чердачного помещения. Вдоль первого этажа расположены холодные сени со входом в центре. Южный и северный фасады имеют парадный и дворовый входы.
Парадный вход во флигель оформляет четырехколонный портик, который таким образом некогда, вероятно. Перекликается с архитектурой главного дома, с его таким же портиком, прежде украшавшим восточное крыльцо, но не воссозданным при строительстве дома в середине 1980-х годов. Искусствовед Е. И. Острова обосновывает это предположение, анализируя оформление и назначение двух боковых входов в главный усадебный дом: «План четко выявляет различие между двумя крыльцами, оформлявшими боковые входы в дом. Правое из них, юго-восточное, имело небольшой четырехколонный портик, которого не было у противоположного крыльца, показанного на акварели О. А. Петерсона. Это объясняется разным назначением входов – одного для прислуги, второго – для хозяев и гостей. В тамбуре первого входа мы видим маленькие квадратные помещения, вероятно здесь были «девичьи», «лакейская», в тамбуре второго – теплую переднюю с примыкавшим печным отоплением. Этот вход был обращен в сторону усадебных ворот и подъездной аллеи, поэтому ему следовало быть представительным. Кроме того, рядом находился флигель, где по усадебной традиции размещали гостей. Вход во флигель также оформлял четырехколонный портик, который таким образом перекликается с колоннами крыльца. Судя по всему, это был продуманный архитектурный замысел».
Предложенная авторами проекта внутренняя планировка, основывались на аналогах – жилых флигелях и небольших домах XIX века.
«Часть дома, расположенная вдоль главного фасада, имеющая красивый обзор, отдана трем парадным комнатам, соединенным анфиладой. Небольшая гостиная расположена в центре анфилады. Ее украшают две угловые печи. Стеклянная полуциркульная дверь (четко прорисованная на акварели Драницына) ведет из гостиной на площадку портика, откуда можно любоваться живописным спуском к прудам.
В части дома, выходящей в сад, расположены две небольшие комнаты заниженной высоты и кухня. В середине дома устроен коридор, связывающий все помещения, включая антресоли, и используемый при топке печей.
Две комнаты, расположенные на антресолях, имеют небольшую высоту и выходят окнами на торцевые фасады», - говорится в пояснительной записке проекта реставрации флигеля.
Информацию о материале, из которого было построено здание, содержала опись недвижимого имущества 1874 года, где упоминалось о флигеле как о деревянном строении на каменном фундаменте, покрытым тесом.
В соответствии с проектной документацией утраченное здание было полностью восстановлено. Лишь некоторые детали проекта не были реализованы, например, печи в небольшой гостиной. В настоящее время флигель используется в качестве служебных помещений музея. Работы по воссозданию и приспособлению к современному использованию помещений были полностью профинансированы из регионального бюджета.
Гостевой флигель в стиле ампир занял свое историческое место к юго-востоку от главного дома, вдоль аллеи, ведущей от въездных ворот к парадному подъезду, дополнив архитектурный ансамбль тютчевской усадьбы.
Авторы проекта реставрации: научный руководитель – В. Н. Шарапов, искусствовед – Е. И. Острова, архитекторы-реставраторы – А. А. Буравцев, М. Н. Болотникова, О. В. Климанова.
О реставрации других объектов усадьбы, читайте в наших материалах.
Зубова Елена Михайловна, Брянское региональное отделение ВОО «Всероссийское общество охраны памятников истории и культуры». В период подготовки усадьбы в Тютчевых к 200-летнему юбилею поэта Елена Михайловна работала руководителем Брянской областной дирекции по охране памятников истории и культуры.