Социальное предпринимательство остается достаточно редким явлением в мировой экономике, однако число таких предприятий неуклонно растет. В этой статье поговорим о ключевых факторах, сопутствующих успеху в этой сфере, и приведем примеры некоторых выдающихся социальных предпринимателей в России.
Социальное предпринимательство – это вид бизнеса, применяющий инновационный подход для решения острых социальных, культурных или экологических проблем. Результатом деятельности такого бизнеса становятся товары или решения, которые помогают менять жизнь людей к лучшему.
Социальный бизнес часто путают с деятельностью некоммерческих организаций, поскольку и в том, и в другом случае целью являются положительные социальные изменения. Тем не менее, первый формат бизнеса предполагает получение прибыли. Оно соединяет в себе предпринимательство в его стандартном понимании и некую социальную миссию.
Успех в этой сфере зависит от различных факторов, среди которых можно выделить следующие:
- наличие налаженных контактов с другими предпринимателями;
- полная приверженность успеху предприятия;
- достаточный собственный капитал для начального этапа;
- признание бизнес-идеи общественным мнением;
- команда, в которой поддерживается баланс наемных работников и волонтеров в команде;
- способность венчурного предприятия выстоять сложности на рынке;
- предыдущий управленческий опыт предпринимательства.
В последние годы социальное предпринимательство становится более заметным и значимым явлением для многих регионов России. Во многом этому способствуют мероприятия по популяризации и обучению.
Одним из примеров социального предпринимательства в России является компания «Сова-Нянька», основанная Зоей Васильевой. Предприятие из Санкт-Петербурга производит оборудование для сенсорной интеграции и развивающих занятий с детьми. Кроме того, компания поставляет уникальное оборудование для реабилитации детей с ограниченными возможностями. Под руководством компании открыт научно-методический центр по исследованию сенсомоторной интеграции у детей.
Другим примером этого направления в России является проект Гузели Санжаповой «Малый Турыш». С 2013 года в одноименной деревне девушка развивает производство меда, варенья и натуральной косметики, привлекая к работе местных жителей. В том же 2013 году предпринимательница впервые объявила сбор на краудфандинговых площадках. Собранные деньги были направлены на строительство цеха для предприятия, игровую площадку для деревенских детей и прорыв скважины с чистой водой, а также организацию в деревне вывоза мусора.Основательница проекта признается, что ее целью является создание прочных связей между городом и деревней, с помощью которых городские жители могут приобретать натуральные продукты, а люди в деревне – работу и признание.
Еще одним примером социального предпринимателя является Алексей Черепнов, основатель компании «Вертикаль», производящей оборудование для адаптации городской среды для людей с ограничениями по здоровью. За время своего существования компания реализовала более 5 тысяч инициатив для обеспечения доступа людей с инвалидностью к различным объектам. Кроме того, «Вертикаль» произвела и установила более 2 миллионов единиц оборудования для маломобильных граждан по всей России, в том числе адаптировала более 1 тысячи общественных объектов для создания безбарьерной среды «Зарядье», Государственный исторический музей, стадион «Одинцово», Московское центральное кольцо, РАНХиГС, объекты Сбербанка и другие.
Таким образом, деятельность социальных предпринимателей вносит неизмеримый вклад в решение социальных проблем и улучшение качества жизни. В ближайшие годы этот вид бизнеса имеет потенциал стать той самой силой, которая способствует позитивным изменениям во всем мире.