По уже сложившейся традиции цикл статей для предназначенного авиамоделистам определителя модификаций по данной теме «самолет Ju.88» завершает статья о летчиках, воевавших на этих машинах. Лучших пилотов, ставших кавалерами Рыцарского креста Железного креста, в Люфтваффе называли «экспертами». В этой статье будут представлены наиболее выдающиеся «эксперты» самолетов Ju.88 - и бомбардировочных, и истребительных версий.
Эксперты бомбардировщиков Ju.88
Werner Baumbach
Вернер Баумбах (1916–1953) до войны, будучи летчиком-испытателем, принимал участие в первых облетах экспериментального тогда еще бомбардировщика Ju.88. Переведенный в боевую часть KG.30 (30-ю бомбардировочную эскадру), первой получившую на вооружение Юнкерсы-88, Баумбах уже 22.09.1939 участвовал в атаке на британские корабли в Северном море, а во время Норвежской кампании вместе с сослуживцами потопил бомбами французский крейсер «Эмиль Бертен». За этот успех он в мае 1940 был награжден Рыцарским крестом Железного креста. В ходе боев над Францией Баумбах был тяжело ранен, но по излечении вновь принял участие в атаках на британские корабли и суда в районах Ла-Манша и Северного моря. До июля 1941 он потопил вражеских транспортных судов общим водоизмещением около 240.000 брт, за что получил знак пилота в золоте с бриллиантами, Дубовые листья к Рыцарскому кресту, и был назначен командиром своей 1–й Группе (полка) KG.30. Весной 1942 Баумбаха командировали в Крым - для организации воздушной борьбы с советским судоходством на Черном море. К августу 1942 его личный счет потопленных судов на Средиземном, Северном и Черном морях вырос до 40 единиц общим водоизмещением около 300.000 брт, и Баумбах первым среди летчиков бомбардировочной авиации был награжден Рыцарским крестом с Дубовыми листьями и Мечами. В декабре 1942 майора Баумбаха отозвали в Имперское министерство авиации, и почти до конца 1944 г он занимался штабной работой.
С ноября 1944 по март 1945 Баумбах командовал 200–й бомбардировочной эскадрой, состоявшей в воздушном флоте «Рейх». Тогда на базе его эскадры проходило обучение подразделение немецких пилотов–смертников (хотя они так и не были использованы в войне). Всего за время войны Вернер Баумбах совершил более 210 боевых вылетов; в мае 1945 полковник Баумбах сдался в плен британским войскам. После освобождения работал в авиационной промышленности Аргентины; в 1953 г. погиб во время испытания нового самолета.
Joachim Helbig
Артиллерист Иоахим Хелбиг (1915–1985) в 1936 в приказном порядке был направлен в авиашколу, и по ее окончании стал штурманом бомбардировщика. Назначенный в авиацию практически насильно, Хелбиг вскоре заинтересовался полетами и стал учиться управлению самолетом у своего пилота. Так никогда не обучавшийся пилотированию в авиашколе Иоахим Хелбиг стал одним из лучших летчиков Германии.
Еще в качестве штурмана он принял участие в польской кампании 1939 г.; в одном из боев Хелбиг сбил из своего пулемета вражеский самолет. Затем, уже как пилот бомбардировщика Не.111, Хелбиг воевал в Норвегии. Переведенный в LG.1 (1-я учебная эскадра), Хелбиг возглавил ее 4-ю бомбардировочную эскадрилью Ju.88, и участвовал в боях над Голландией, Бельгией, Францией и в «Битве за Англию». Во Франции Хелбиг отличился 2.06.1940 г., когда над Дюнкерком ему пришлось в течение 20 минут отбиваться от четырех «Спитфайров». На совершенно изрешеченной машине, с израненным экипажем, Хелбиг сумел оторваться от противника и вернулся на базу. В еще более сложную ситуацию Хелбиг попал в разгар «Битвы за Англию». 15.08.1940 г его шедшая без истребительного прикрытия эскадрилья в рейде на Саутгемптон попала под удар 80 «Харрикейнов» и «Спитфайров». Восемь Юнкерсов были сбиты, и лишь самолет самого Хелбига сумел вырваться из смертельного кольца. Осенью 1940 Хелбиг руководил действиями своей восстановленной эскадрильи во время ночных налетов на Лондон. В ходе «Битвы за Великобританию» Хелбиг был признан командованием как лучший специалист по бомбардировкам английских промышленных предприятий, и в октябре 1940 после 75 успешных боевых вылетов летчик был награжден Рыцарским крестом Железного креста.
В 1941 эскадрилья Хелбига была переброшена на Средиземное море; здесь Хелбиг участвовал в налетах на Мальту и Крит. В районе Пирея ему удалось потопить крупный транспорт противника (около 10.000 брт). Затем 4/LG.1 участвовала в сражениях в Северной Африке. Здесь Хелбиг вновь едва не погиб: подбитый над Тобруком, он 3 часа тянул над пустыней на одном моторе до своей базы. В ноябре 1941 Хелбиг стал командиром 1–й Группе (авиаполка) в LG.1. В январе 1942 за 210 успешных боевых вылетов летчик получил Дубовые листья к Рыцарскому кресту; а в сентябре за свои блестящие действия против английских баз на Мальте и противодействие британским морским конвоям, шедшим в Африку, Хелбиг был награжден Рыцарским крестом с Дубовыми листьями и Мечами. К этому времени счет потопленного им тоннажа транспортных судов вырос до 182.000 брт.
В январе 1943 Хелбиг попал на штабную работу; но к августу ему удалось добиться возвращения на фронт. Теперь командуя уже всей эскадрой LG.1, майор Хелбиг успешно сражался против союзников, пытавшихся высадиться на Корсике. Весной 1944 г. он пережил личную трагедию: бомбами противника был разбит стоявший на аэродроме его личный Ju.88 с бортовым кодом «L1+AM», на котором Хелбиг летал еще со времен «Битвы за Англию», и сжился с этой машиной, как со своим родным домом.
В сентябре 1944 эскадра Хелбига была переведена в Германию; а вскоре автомобиль, в котором ехал Хелбиг, был обстрелян американским истребителем. Тяжело раненый, Хелбиг смог вернуться в строй только в марте 1945, и в последние недели войны он руководил боевой группой, сформированной им из остатков LG.1 и KG.200. В ночь с 30 апреля на 1 мая 1945 г. оберст (полковник) Хелбиг предпринял попытку группой легких самолетов Fi-156 вывести из окруженного Берлина высшее руководство Третьего рейха (но затея не удалась). Всего за время войны оберст Хелбиг совершил 350 боевых вылетов, пока 8 мая на территории Чехословакии не сдался американцам. Но в июне 1945 Хелбиг сбежал из лагеря для военнопленных, и до 1947 скрывался под чужим именем. Затем, легализовавшись, Хелбиг работал коммерческим директором пивоваренного завода в Западном Берлине. В 1985 он погиб в автокатастрофе.
Hermann Hogeback
Пехотинец Герман Хогебак (1914–2004) в 1935 добровольцем перевелся в авиацию, и после прохождения летной подготовки стал пилотом бомбардировщика. В 1937-1938 Хогебак в составе Легиона «Кондор» участвовал в военных действиях Гражданской войны в Испании, где совершил более 100 боевых вылетов, был сбит и тяжело ранен.
В 1939-1940 Хогебак сражался в Польше, Норвегии, Франции и в «Битве за Англию». С декабря 1940 он действовал на Средиземноморье; в районе Мальты потопил транспорт тоннажем около 10.000 брт. В апреле – мае 1941 Хогебак участвовал в Балканской кампании, а затем - в боях в Северной Африке. В июне 1941 обер-лейтенант Хогебак был назначен командиром 9–й (бомбардировочной) эскадрильи в LG.1, вооруженной самолетами Ju.88, а в сентябре за 163 успешных боевых вылета он был награжден Рыцарским крестом Железного креста.
В апреле 1942 Группе Хогебака была направлена в Крым для участия в боях за Севастополь. Здесь в июле он стал командиром авиаполка III/LG.1, а уже в сентябре возглавил целую бомбардировочную эскадру KG.6, которая в ноябре была переброшена во Францию. В феврале 1943 Хогебак за 416 боевых вылетов был удостоен Дубовых листьев к Рыцарскому кресту. За большое количество боевых вылетов получили Рыцарские кресты и другие постоянные члены экипажа самолета Хогебака – от штурмана до борстрелка. Его экипаж стал единственным экипажем бомбардировочной авиации, все четыре члена которого были кавалерами Рыцарского креста. А сам Хогебак в январе 1945 за боевые успехи был награжден Рыцарским крестом с Дубовыми листьями и Мечами. В апреле 1945 он возглавил боевое командование «Хогебак», объединившее с его KG.6 две Группе из KG.54. Всего за время войны оберст-лейтенант (подполковник) Хогебак совершил более 600 боевых вылетов. В мае 1945 Хогебак сдался в плен англо–американским войскам, а после освобождения занялся бизнесом.
Эксперты ночных перехватчиков Ju.88
Prinz Heinrich Zu Sayn-Wittgenstein
Генрих (вообще-то немцы произносят это имя как Хайнрих) цу Зайн-Витгенштайн (1916–1944) - самый результативный ас из тех, что летали на ночных перехватчиках Ju.88. Сын дипломата, он принадлежал к древнему аристократическому роду, обладавшему титулом принца. По своему характеру принц Генрих был довольно высокомерным, злоязычным человеком, не имевшим личных слабостей и увлечений, которые могли бы отвлекать от несения службы. При его почти маниакальной дисциплинированности Виттгенштайн отличался крайним честолюбием и жаждой личной славы. Принц Генрих был беспощаден к малейшей допущенной оплошности, и спрашивал за нее и с себя, и с подчиненных по самой высокой мерке. За все эти качества принца его соратники уважали Виттгенштайна, но не любили.
Поначалу принц Генрих служил в бомбардировочной авиации, и во время «Битвы за Англию» совершил на Ju.88 около 150 боевых вылетов.Затем Виттгенштайн решил сменить свою специализацию, и в августе 1941 г переквалифицировался в ночные истребители. Его определили в эскадрилью, оснащенную теми же самолетами, только переоборудованными для ночной охоты. В новом деле принц вскоре зарекомендовал себя успешным истребителем, обладавшим обостренным чувством «ощущения противника»; однако одновременно он показал себя и крайне завистливым и ревнивым к чужим успехам: Виттгенштайн буквально не мог переносить других асов, которых он считал соперниками на пути к славе. Он даже отказывался ехать в ставку Гитлера для получения из его рук Рыцарского креста, потому что опасался, что за это время Гельмут Лент и Вернер Штрайб могут перегнать его по количеству сбитых вражеских самолетов!
Рыцарского креста Виттгенштайн был удостоен 2.11.1942 за 22 ночные победы; в это время он был командиром эскадрильи 9/NJG2; а уже в декабре принц стал командиром группы (авиаполка) IV/NJG5. В июне 1943 Виттгенштайна откомандировали на Восточный фронт для помощи в разработке тактики ночных воздушных боев с советскими ВВС. Немцам в бескрайних русских просторах не хватало истребителей, и Виттгенштайн разработал систему автономных подразделений «ночников», быстро перебрасываемых по железной дороге в нужный район, а после ряда ударов так же на железнодорожных платформах быстро перебрасывались на другой участок фронта. Сам Виттгенштайн при таких рейдах сбил 29 самолетов, из них 23 - в районе Курской дуги. В августе 1943 за общий счет в 64 ночные победы гауптман цу Зайн-Виттгенштайн был удостоен Дубовых листьев к Рыцарскому кресту.
В декабре 1943 Витгенштайна вновь перевели на Запад - командиром II/NJG2. В новогоднюю ночь 1943-1944 он сбил подряд 6 английских самолетов, и утром 1 января он стал командиром всей эскадры NJG2 (эскадра эквивалентна советской авиадивизии). В ночь с 20 на 21 января 1944 Виттгенштайн при помощи системы «Шраге мюзик» сбил еще 3 бомбардировщика, но при этом едва не погиб - последний сбитый самолет рухнул прямо на Ju-88 принца. Виттгенштайн в последнюю минуту успел уйти в пике, но пылающий «Ланкастер» все же зацепил его, бросив в штопор, из которого летчик смог выйти только на высоте 3000 метров…
А уже вечером того же дня Виттгенштайн вновь отправился в полет, и бой в ночь с 21 на 22 января 1944 г. стал его последним. Майор Виттгенштайн атаковал большую группу «Ланкастеров», и поочередно сбил 6 из них. Однако тут его Ju.88, хорошо видимый на фоне полыхающего «Ланкастера» был расстрелян британским ночным истребителем «Москито».
К моменту своей гибели Виттгенштайн одержал 83 ночные победы, став третьим по результативности ночным асом Люфтваффе (его обогнали-таки летавшие на других типах самолетов Шнауфер и Лент, одержавшие каждый более 100 побед). За высокую результативность принц Генрих цу Зайн-Виттгенштайн был посмертно награжден Мечами к Рыцарскому кресту с Дубовыми листьями.
Heinz Rökker
Хайнц (или, как неправильно принято во многих русскоязычных прочтениях – Гейнц) Рёккер одним из первых немецких летчиков начал летать на варианте ночного перехватчика Ju.88; но еще до того, как получил самолет, оснащенный локатором, он воевал на дневной модификации истребителя Ju.88С-4.
Летчиком Рёккер стал вскоре после начала Второй мировой войны, поступив в авиационное училище в октябре 1939 г. По окончании обучения лейтенант Рёккер в мае 1942 прибыл в NJG-2 (2–ю эскадру ночных истребителей). Эта эскадра, хоть и числилась ночной, но еще летала на Ju.88 без локаторов – практически дневном варианте «восемьдесят восьмого» (хоть и окрашенном в «ночной» черный цвет). И вместо ночных перехватов вражеских бомбардировщиков в небе Германии эта эскадра в 1942 воевала на Средиземном море и в Северной Африке, где ее Ju.88С-4 действовали в основном как дневные «охотники» - атаковали днем британские конвои и другие наземные цели. Лишь в июне 1943 ставший командиром эскадрильи обер-лейтенант Рёккер вернулся вместе со своей частью в Германию и, получив самолет, оснащенный РЛС, занялся ночными перехватами вражеских бомбардировщиков. Вскоре он стал настоящим мастером нескольких побед за один бой. Так, за ночь 21/22 февраля 1944 он заявил об уничтожении подряд 6 самолетов; в марте он трижды (в ночь на 16, 23 и 25 марта) сбивал за ночь по 3 самолета противника; затем еще 5 побед Рёккер одержал в течение ночи на 7 июня. За эти успехи он был награжден Рыцарским крестом Железного креста. Последнюю «массовую» победу Рёккер одержал в ночь на 22 февраля 1945 г. – заявил об уничтожении еще 6 самолетов. А в марте 1945, после 60 ночных побед он получил Дубовые листья к Рыцарскому кресту. Всего же за время участия в боевых действиях гауптман Рёккер совершил 161 боевой вылет и сбил 64 самолета противника (в т. ч. 55 четырехмоторных бомбардировщиков), все ночью.
НАЧАЛО: Модификации многоцелевого самолета Ju.88 (01). Конструкция