Найти в Дзене
Петр Власов

2МВ. «Эксперты» многоцелевого самолета Ju.88

Оглавление
Все иллюстрации взяты из открытых источников
Все иллюстрации взяты из открытых источников

По уже сложившейся традиции цикл статей для предназначенного авиамоделистам определителя модификаций по данной теме «самолет Ju.88» завершает статья о летчиках, воевавших на этих машинах. Лучших пилотов, ставших кавалерами Рыцарского креста Железного креста, в Люфтваффе называли «экспертами». В этой статье будут представлены наиболее выдающиеся «эксперты» самолетов Ju.88 - и бомбардировочных, и истребительных версий.

Эксперты бомбардировщиков Ju.88

Werner Baumbach

-2

Вернер Баумбах (1916–1953) до войны, будучи летчиком-испытателем, принимал участие в первых облетах экспериментального тогда еще бомбардировщика Ju.88. Переведенный в боевую часть KG.30 (30-ю бомбардировочную эскадру), первой получившую на вооружение Юнкерсы-88, Баумбах уже 22.09.1939 участвовал в атаке на британские корабли в Северном море, а во время Норвежской кампании вместе с сослуживцами потопил бомбами французский крейсер «Эмиль Бертен». За этот успех он в мае 1940 был награжден Рыцарским крестом Железного креста. В ходе боев над Францией Баумбах был тяжело ранен, но по излечении вновь принял участие в атаках на британские корабли и суда в районах Ла-Манша и Северного моря. До июля 1941 он потопил вражеских транспортных судов общим водоизмещением около 240.000 брт, за что получил знак пилота в золоте с бриллиантами, Дубовые листья к Рыцарскому кресту, и был назначен командиром своей 1–й Группе (полка) KG.30. Весной 1942 Баумбаха командировали в Крым - для организации воздушной борьбы с советским судоходством на Черном море. К августу 1942 его личный счет потопленных судов на Средиземном, Северном и Черном морях вырос до 40 единиц общим водоизмещением около 300.000 брт, и Баумбах первым среди летчиков бомбардировочной авиации был награжден Рыцарским крестом с Дубовыми листьями и Мечами. В декабре 1942 майора Баумбаха отозвали в Имперское министерство авиации, и почти до конца 1944 г он занимался штабной работой.

С ноября 1944 по март 1945 Баумбах командовал 200–й бомбардировочной эскадрой, состоявшей в воздушном флоте «Рейх». Тогда на базе его эскадры проходило обучение подразделение немецких пилотов–смертников (хотя они так и не были использованы в войне). Всего за время войны Вернер Баумбах совершил более 210 боевых вылетов; в мае 1945 полковник Баумбах сдался в плен британским войскам. После освобождения работал в авиационной промышленности Аргентины; в 1953 г. погиб во время испытания нового самолета.

Joachim Helbig

-3

Артиллерист Иоахим Хелбиг (1915–1985) в 1936 в приказном порядке был направлен в авиашколу, и по ее окончании стал штурманом бомбардировщика. Назначенный в авиацию практически насильно, Хелбиг вскоре заинтересовался полетами и стал учиться управлению самолетом у своего пилота. Так никогда не обучавшийся пилотированию в авиашколе Иоахим Хелбиг стал одним из лучших летчиков Германии.

Еще в качестве штурмана он принял участие в польской кампании 1939 г.; в одном из боев Хелбиг сбил из своего пулемета вражеский самолет. Затем, уже как пилот бомбардировщика Не.111, Хелбиг воевал в Норвегии. Переведенный в LG.1 (1-я учебная эскадра), Хелбиг возглавил ее 4-ю бомбардировочную эскадрилью Ju.88, и участвовал в боях над Голландией, Бельгией, Францией и в «Битве за Англию». Во Франции Хелбиг отличился 2.06.1940 г., когда над Дюнкерком ему пришлось в течение 20 минут отбиваться от четырех «Спитфайров». На совершенно изрешеченной машине, с израненным экипажем, Хелбиг сумел оторваться от противника и вернулся на базу. В еще более сложную ситуацию Хелбиг попал в разгар «Битвы за Англию». 15.08.1940 г его шедшая без истребительного прикрытия эскадрилья в рейде на Саутгемптон попала под удар 80 «Харрикейнов» и «Спитфайров». Восемь Юнкерсов были сбиты, и лишь самолет самого Хелбига сумел вырваться из смертельного кольца. Осенью 1940 Хелбиг руководил действиями своей восстановленной эскадрильи во время ночных налетов на Лондон. В ходе «Битвы за Великобританию» Хелбиг был признан командованием как лучший специалист по бомбардировкам английских промышленных предприятий, и в октябре 1940 после 75 успешных боевых вылетов летчик был награжден Рыцарским крестом Железного креста.

В 1941 эскадрилья Хелбига была переброшена на Средиземное море; здесь Хелбиг участвовал в налетах на Мальту и Крит. В районе Пирея ему удалось потопить крупный транспорт противника (около 10.000 брт). Затем 4/LG.1 участвовала в сражениях в Северной Африке. Здесь Хелбиг вновь едва не погиб: подбитый над Тобруком, он 3 часа тянул над пустыней на одном моторе до своей базы. В ноябре 1941 Хелбиг стал командиром 1–й Группе (авиаполка) в LG.1. В январе 1942 за 210 успешных боевых вылетов летчик получил Дубовые листья к Рыцарскому кресту; а в сентябре за свои блестящие действия против английских баз на Мальте и противодействие британским морским конвоям, шедшим в Африку, Хелбиг был награжден Рыцарским крестом с Дубовыми листьями и Мечами. К этому времени счет потопленного им тоннажа транспортных судов вырос до 182.000 брт.

В январе 1943 Хелбиг попал на штабную работу; но к августу ему удалось добиться возвращения на фронт. Теперь командуя уже всей эскадрой LG.1, майор Хелбиг успешно сражался против союзников, пытавшихся высадиться на Корсике. Весной 1944 г. он пережил личную трагедию: бомбами противника был разбит стоявший на аэродроме его личный Ju.88 с бортовым кодом «L1+AM», на котором Хелбиг летал еще со времен «Битвы за Англию», и сжился с этой машиной, как со своим родным домом.

В сентябре 1944 эскадра Хелбига была переведена в Германию; а вскоре автомобиль, в котором ехал Хелбиг, был обстрелян американским истребителем. Тяжело раненый, Хелбиг смог вернуться в строй только в марте 1945, и в последние недели войны он руководил боевой группой, сформированной им из остатков LG.1 и KG.200. В ночь с 30 апреля на 1 мая 1945 г. оберст (полковник) Хелбиг предпринял попытку группой лег­ких самолетов Fi-156 вывести из окруженного Берлина высшее руководство Третьего рейха (но затея не удалась). Всего за время войны оберст Хелбиг совершил 350 боевых вылетов, пока 8 мая на территории Чехословакии не сдался американцам. Но в июне 1945 Хелбиг сбежал из лагеря для военнопленных, и до 1947 скрывался под чужим именем. Затем, легализовавшись, Хелбиг работал коммерческим директором пивоваренного завода в Западном Берлине. В 1985 он погиб в автокатастрофе.

Hermann Hogeback

-4

Пехотинец Герман Хогебак (1914–2004) в 1935 добровольцем перевелся в авиацию, и после прохождения летной подготовки стал пилотом бомбардировщика. В 1937-1938 Хогебак в составе Легиона «Кондор» участвовал в военных действиях Гражданской войны в Испании, где совершил более 100 боевых вылетов, был сбит и тяжело ранен.

В 1939-1940 Хогебак сражался в Польше, Норвегии, Франции и в «Битве за Англию». С декабря 1940 он действовал на Средиземноморье; в районе Мальты потопил транспорт тоннажем около 10.000 брт. В апреле – мае 1941 Хогебак участвовал в Балканской кампании, а затем - в боях в Северной Африке. В июне 1941 обер-лейтенант Хогебак был назначен командиром 9–й (бомбардировочной) эскадрильи в LG.1, вооруженной самолетами Ju.88, а в сентябре за 163 успешных боевых вылета он был награжден Рыцарским крестом Железного креста.

В апреле 1942 Группе Хогебака была направлена в Крым для участия в боях за Севастополь. Здесь в июле он стал командиром авиаполка III/LG.1, а уже в сентябре возглавил целую бомбардировочную эскадру KG.6, которая в ноябре была переброшена во Францию. В феврале 1943 Хогебак за 416 боевых вылетов был удостоен Дубовых листьев к Рыцарскому кресту. За большое количество боевых вылетов получили Рыцарские кресты и другие постоянные члены экипажа самолета Хогебака – от штурмана до борстрелка. Его экипаж стал единственным экипажем бомбардировочной авиации, все четыре члена которого были кавалерами Рыцарского креста. А сам Хогебак в январе 1945 за боевые успехи был награжден Рыцарским крестом с Дубовыми листьями и Мечами. В апреле 1945 он возглавил боевое командование «Хогебак», объединившее с его KG.6 две Группе из KG.54. Всего за время войны оберст-лейтенант (подполковник) Хогебак совершил более 600 боевых вылетов. В мае 1945 Хогебак сдался в плен англо–американским войскам, а после освобождения занялся бизнесом.

Эксперты ночных перехватчиков Ju.88

-5

Prinz Heinrich Zu Sayn-Wittgenstein

-6

Генрих (вообще-то немцы произносят это имя как Хайнрих) цу Зайн-Витгенштайн (1916–1944) - самый результативный ас из тех, что летали на ночных перехватчиках Ju.88. Сын дипломата, он принадлежал к древнему аристократическому роду, обладавшему титулом принца. По своему характеру принц Генрих был довольно высокомерным, злоязычным человеком, не имевшим личных слабостей и увлечений, которые могли бы отвлекать от несения службы. При его почти маниакальной дисциплинированности Виттгенштайн отличался крайним честолюбием и жаждой личной славы. Принц Генрих был беспощаден к малейшей допущенной оплошности, и спрашивал за нее и с себя, и с подчиненных по самой высокой мерке. За все эти качества принца его соратники уважали Виттгенштайна, но не любили.

Поначалу принц Генрих служил в бомбардировочной авиации, и во время «Битвы за Англию» совершил на Ju.88 около 150 боевых вылетов.Затем Виттгенштайн решил сменить свою специализацию, и в августе 1941 г переквалифицировался в ночные истребители. Его определили в эскадрилью, оснащенную теми же самолетами, только переоборудованными для ночной охоты. В новом деле принц вскоре зарекомендовал себя успешным истребителем, обладавшим обостренным чувством «ощущения противника»; однако одновременно он показал себя и крайне завистливым и ревнивым к чужим успехам: Виттгенштайн буквально не мог переносить других асов, которых он считал соперниками на пути к славе. Он даже отказывался ехать в ставку Гитлера для получения из его рук Рыцарского креста, потому что опасался, что за это время Гельмут Лент и Вернер Штрайб могут перегнать его по количеству сбитых вражеских самолетов!

Рыцарского креста Виттгенштайн был удостоен 2.11.1942 за 22 ночные победы; в это время он был командиром эскадрильи 9/NJG2; а уже в декабре принц стал командиром группы (авиаполка) IV/NJG5. В июне 1943 Виттгенштайна откомандировали на Восточный фронт для помощи в разработке тактики ночных воздушных боев с советскими ВВС. Немцам в бескрайних русских просторах не хватало истребителей, и Виттгенштайн разработал систему автономных подразделений «ночников», быстро перебрасываемых по железной дороге в нужный район, а после ряда ударов так же на железнодорожных платформах быстро перебрасывались на другой участок фронта. Сам Виттгенштайн при таких рейдах сбил 29 самолетов, из них 23 - в районе Курской дуги. В августе 1943 за общий счет в 64 ночные победы гауптман цу Зайн-Виттгенштайн был удостоен Дубовых листьев к Рыцарскому кресту.

-7

В декабре 1943 Витгенштайна вновь перевели на Запад - командиром II/NJG2. В новогоднюю ночь 1943-1944 он сбил подряд 6 английских самолетов, и утром 1 января он стал командиром всей эскадры NJG2 (эскадра эквивалентна советской авиадивизии). В ночь с 20 на 21 января 1944 Виттгенштайн при помощи системы «Шраге мюзик» сбил еще 3 бомбардировщика, но при этом едва не погиб - последний сбитый самолет рухнул прямо на Ju-88 принца. Виттгенштайн в последнюю минуту успел уйти в пике, но пылающий «Ланкастер» все же зацепил его, бросив в штопор, из которого летчик смог выйти только на высоте 3000 метров…

А уже вечером того же дня Виттгенштайн вновь отправился в полет, и бой в ночь с 21 на 22 января 1944 г. стал его последним. Майор Виттгенштайн атаковал большую группу «Ланкастеров», и поочередно сбил 6 из них. Однако тут его Ju.88, хорошо видимый на фоне полыхающего «Ланкастера» был расстрелян британским ночным истребителем «Москито».

К моменту своей гибели Виттгенштайн одержал 83 ночные победы, став третьим по результативности ночным асом Люфтваффе (его обогнали-таки летавшие на других типах самолетов Шнауфер и Лент, одержавшие каждый более 100 побед). За высокую результативность принц Генрих цу Зайн-Виттгенштайн был посмертно награжден Мечами к Рыцарскому кресту с Дубовыми листьями.

Heinz Rökker

-8

Хайнц (или, как неправильно принято во многих русскоязычных прочтениях – Гейнц) Рёккер одним из первых немецких летчиков начал летать на варианте ночного перехватчика Ju.88; но еще до того, как получил самолет, оснащенный локатором, он воевал на дневной модификации истребителя Ju.88С-4.

Летчиком Рёккер стал вскоре после начала Второй мировой войны, поступив в авиационное училище в октябре 1939 г. По окончании обучения лейтенант Рёккер в мае 1942 прибыл в NJG-2 (2–ю эскадру ночных истребителей). Эта эскадра, хоть и числилась ночной, но еще летала на Ju.88 без локаторов – практически дневном варианте «восемьдесят восьмого» (хоть и окрашенном в «ночной» черный цвет). И вместо ночных перехватов вражеских бомбардировщиков в небе Германии эта эскадра в 1942 воевала на Средиземном море и в Северной Африке, где ее Ju.88С-4 действовали в основном как дневные «охотники» - атаковали днем британские конвои и другие наземные цели. Лишь в июне 1943 ставший командиром эскадрильи обер-лейтенант Рёккер вернулся вместе со своей частью в Германию и, получив самолет, оснащенный РЛС, занялся ночными перехватами вражеских бомбардировщиков. Вскоре он стал настоящим мастером нескольких побед за один бой. Так, за ночь 21/22 февраля 1944 он заявил об уничтожении подряд 6 самолетов; в марте он трижды (в ночь на 16, 23 и 25 марта) сбивал за ночь по 3 самолета противника; затем еще 5 побед Рёккер одержал в течение ночи на 7 июня. За эти успехи он был награжден Рыцарским крестом Железного креста. Последнюю «массовую» победу Рёккер одержал в ночь на 22 февраля 1945 г. – заявил об уничтожении еще 6 самолетов. А в марте 1945, после 60 ночных побед он получил Дубовые листья к Рыцарскому кресту. Всего же за время участия в боевых действиях гауптман Рёккер совершил 161 боевой вылет и сбил 64 самолета противника (в т. ч. 55 четырехмоторных бомбардировщиков), все ночью.

НАЧАЛО: Модификации многоцелевого самолета Ju.88 (01). Конструкция

Список других статей по теме «Определитель модификаций самолетов – в помощь моделистам» НАХОДИТСЯ ЗДЕСЬ

Список других статей канала по теме «Авиация 2-й мировой войны» НАХОДИТСЯ ЗДЕСЬ

Списки других статей о воздушных асах Второй мировой войны находятся ЗДЕСЬ

Если вас заинтересовала эта статья, поставьте «палец вверх», и подписывайтесь на мой канал, чтобы не пропустить новую информацию по разным темам военной истории.