Найти тему

Костюмные эскизы к оперетте "Стрекоза". Художник Н. В. Ситников

Продолжаю показывать вам костюмные эскизы из старой дедушкиной папочки которую обнаружила среди семейного архива бумаг и эскизов.
Начало историй
читайте тут.

Разбирая их, отобрала отдельно все с автографами Н. С. и надписями с названием спектаклей, которые оформлял художник Николай Васильевич Ситников.

Сегодня покажу эскизы костюмов к одному из этих спектаклей, к оперетте "Стрекоза", исполненные Н. В. Ситниковым.

Эту оперетту написал Реваз Кондратьевич Гибичвадзе (1913-1999 годы жизни), народный артист Грузинской ССР с 1967 г..
В 1935 г. - учился в Тбилисской консерватории;
в 1938 г. - там же окончил аспирантуру;
в 1963 г. - профессор Тбилисской консерватории, декан теоретико-композиторского факультета.

Он сочинял романсы, песни, музыку для театра и кино, музыку к балету, сюиты, оперы, оратории, симфонии.

И среди всех этих произведений у него всего одна оперетта, "Стрекоза", по мотивам комедии "Маринэ" Марии Бараташвили, в 3-х актах.
Слова песен Я. Халецкого и М. Бараташвили.

В 50-е - 60-е годы в театрах начинали обращаться к темам современности, советских композиторов (Г. Свиридова, Соловьева-Седова, И. Дунаевского, Ю. Милютина, О. Фельцмана...), и приглашали мастеров союзных республик.

ВПЕРВЫЕ В СТРАНЕ, оперетту поставили 31 декабря 1953 г. в Свердловском театре музкомедии.

В этом же году вышел в радиоэфир радиоспектакль "Стрекоза".

А в 1954 г. на экраны вышел фильм производства "Грузия-фильм" с таким же названием "Стрекоза". Он был очень популярен в 60-е - 70-е годы.

Песенку Маринэ потом часто передавали по радио, старшее поколение возможно ее помнит:

Чудный май, желанный май,
Ты отраду сердцу дай.
Голубеющий простор
Ароматом напоён.
Отовсюду песен хор,
Дивных звуков перезвон,
Соловьи поют в садах,
Утопающих в цветах.

А-ба дели дели дели дела
А-ба дели дели дели дела
А-ба дели дели дели дела-о
А-ба дели дели дели дела
А-ба дели дели дели дела

А-ба дели дели дели дела-о-о

"Стрекозой" называли хорошенькую девушку, фантазерку, затейницу, которая влюбилась в приезжего архитектора Шота из Тбилиси, и из-за своего несерьёзного поведения втягивала всех в нелепые ситуации.

В настоящее время эту оперетту давно не показывают, поэтому расскажу немного о ней: в оперетте есть и комическая линия, и любовная, в ходе сюжета создаются несколько влюбленных пар,
а вообще эта оперетта о почетном труде советских граждан.

В одном селе живут две девушки - абсолютные тезки с одинаковыми именами, фамилиями - обе Маринэ Георгиевны Перадзе.
Из за этого постоянно возникает путаница и разные курьезные ситуации.

Одна Маринэ - серьезная девушка, заслуженная работница из села Джурати, виноградарь, бригадир, которая за свою работу получила звезду героя социалистического труда. (В фильме и в пьесе - она заслуженный чаевод).

А вторая Маринэ - дочь председателя колхоза "Светлый путь", 18 летняя девушка, выпускница школы, легкая, веселая певунья, которая играла на барабанах и гитаре, которая собиралась поступать в институт, учиться на агронома, но провалила экзамен из-за того, что влюбилась в Шота, и вместе с своим возлюбленным пела, гуляла и веселилась в то время, когда нужно было усердно заниматься и готовиться к экзаменам.
Вот ее то все и называли - Стрекоза.

Стрекозе в итоге стало так стыдно, что она не поступила в институт, что она спряталась от всех, в первую очередь от своего возлюбленного, она даже не отвечала на его письма.

И да, она взялась за ум. Думаете села за учебники? Нет.
Она стала работать на производстве по выращиванию шелкопрядов, с личинками шелкопряда, выращивать и разводить их на тутовниках.
И добилась в этом непростом труде очень высоких результатов, стала одной из лучших и ответственных работниц.
(Варианты "Стрекозы" немного отличаются, в фильме она стала работать в птичнике, выращивать породистых цыплят-курочек. Стала одним из лучших птицеводов).
Но планы поступить в институт у нее все же остались.

А Шота ее в итоге все таки нашел. И все закончилось благополучно.
Да, и Шота стал агрономом.
В одной их версий "Стрекозы" он архитектор, а в другой - агроном.

А теперь давайте смотреть эскизы. Это театральные эскизы, выполненные художником Н. В. Ситниковым для Свердловской музкомедии в 1953 году.

На эскизах есть надписи, имя героя, фамилии актеров, для какого из трех актов оперетты создан костюм, на некоторых есть заметки по шитью, подбору ткани, на каких-то приколоты сами кусочки ткани - образца для пошива...

По стрелочке вправо показаны фрагменты эскиза, сфотографированные более крупно, так надписи более видны, кому интересно, листайте.

Костюмы в черкесках праздничные, в будни такие наряды не носили.
Все они отмечали какой-то праздник, и был концерт в саду.

Ниже костюм Заура для 1-го акта оперетты.
И слева костюм для этого же героя для 3-го акта.
И к эскизу приколоты булавочкой образцы ткани для пошива костюмов.
Какой статный парень!

Ниже, девушка переодетая в парня. Костюмный эскиз для 1-го акта.
Может это и есть Стрекоза?
Какая мягкая поступь, какие сапожки, черкеска, чудо!
Не все надписи на этом эскизе могу разобрать... Но всё же, судя по ним, это скорей всего не Стрекоза.

Ниже сфотографировала рядом два разных листа бумаги, показываю снова второй эскиз, где девушка в мужском костюме, и рядом, справа, оборот от первого эскиза, на котором изображен набросок.
Согласитесь, похоже, один и тот же персонаж?
Только на наброске статика, она стоит, а на эскизе динамика, шагает.

Сфотографированы рядом два листа бумаги. Слева - девушка, переодетая в парня, эскиз. Справа - набросок эскиза карандашом, выполненный на обороте другого эскиза (верхнего в этой статье, где костюм Заура).
Сфотографированы рядом два листа бумаги. Слева - девушка, переодетая в парня, эскиз. Справа - набросок эскиза карандашом, выполненный на обороте другого эскиза (верхнего в этой статье, где костюм Заура).

Ниже героиня по имени Маквала, она подруга Маринэ, а еще звеньевая в колхозе "Светлый путь". Костюмный эскиз для 1 акта оперетты.
И в нижнем левом углу эскиза платье для неё же, для 2-го акта оперетты.

Ниже костюм Рухсара для 1-го и 2-го акта оперетты, а на этом же листе справа внизу костюм для него же для 3-го акта.

Ниже костюм для мужского балета.
Таких одинаковых костюмов шилось сразу несколько в одном цвете для 1-го акта, для 2-го акта в записи слева от костюма написана фраза "4 старика - подбор черкески черные или синие" - видимо подбирали черкески в костюмерке уже из готовых, ранее отшитых, черного или синего цвета.
И в другом цвете (белом) нужно было отшить для 3-го акта (см. записи слева от эскиза, более крупно можно посмотреть, если листать по стрелочке вправо).

Ниже снова костюм для Заура, уже для 2-го акта.
С левой стороны нарисован еще один костюм для него, в красном цвете, для 1-го акта. Но красный костюм видимо не согласовали, на эскизе он зачеркнут.
И с левой стороны эскиза стоит пометка, что для 3-го акта для этого героя нужен костюм темно-серый однобортный, скорей всего его подберут из уже имеющихся.

Ах, как он зыркает глазищами! Парень настроен решительно!

Ниже очередной костюмный эскиз для 2-го и 3-го акта, для Домбая.
С правой стороны внизу эскиза карандашом есть примечание, что для 3-го акта черкеска должна быт в голубом цвете. (См. по стрелочке вправо).
А с левой стороны карандашом костюм (бешмет и халат) для 1-го акта.

Интересно, но имена героев в фильме, пьесе и в спектакле немного отличаются. В фильме и пьесе нет ни Заура, ни Домбая, а в спектакле есть персонажи с такими именами.
И среди эскизов не нашла костюмный эскиз для Шота.
Может быть в фильме и пьесе был Шота, а в спектакле - это Заур?
Могу только строить предположения, спекталь был показан 71 год назад, меня даже в планах еще тогда не существовало, сам спектакль я не видела.
Вверху эскиза приколоты образцы ткани для пошива.

Эскизы эти - не просто костюмные эскизы, а еще и показывающие характер героя.
Такое ощущение, что персонаж увидел лучшего друга, или дорогого гостя, очень рад, готов обнять, позвать за вкусный стол и угостить вином.

А вот и она, главная героиня, Маринэ Перадзе, Стрекоза.
Это она раньше была Стрекоза, а сейчас очень даже серьезная девушка, передовик производства по выращиванию шелкопрядов.
На эскизе приколот иголочкой образец ткани для пошива платья.

Как вам история?

Работы в дедушкиной папке еще не закончились 😊, продолжение следует.

Ранее были публикации с рассказами про моих дедушку и бабушку, театральных художников-декораторов, можно посмотреть в подборках:
"Памяти близких посвящается"
"Дедушкина рукопись"
"Театральные истории"
"Телевидение"
"Ёлки"

Подборка "Открытки СССР" - включает в себя все открытки, опубликованные на моем блоге, первым "собирателем" открыток в нашей семье был дедушка.

Благодарю за внимание!
До новых встреч!

Ваша активность, лайки, комментарии и подписка очень помогут развитию канала. Буду благодарна за любую вашу реакцию на статью!