Найти тему

Глава 8. Девочка с кактусами: погасшее пламя. Вперёд, сквозь осуждение и смех

— Эй, посмотрите-ка на эту жирную корову! С огнём она разговаривает, аха-ха! Огонечек у неё может умереть, вот умора! — насмехался Андрей. Другие дети подхватили его измывательства. Никто из них не заступился за девочку. И неизвестно, чем бы это все закончилось, если бы не учительница параллельного класса — она осадила детей, и те угомонились.

Напомню, что в прошлой главе девочка переживала из-за ужасной истории с ручкой. Этот инцидент нанес ребенку чудовищную травму, на долгие годы оставив шрам в душе.

Предыдущая глава:

Начало:

Школьные переживания

Следующим непростым этапом стала начальная и средняя школа. Когда девочка училась в младших классах, умер Леонид Ильич Брежнев. Это произошло в далеком 1982 году, и в некоторой степени тоже повлияло на ребенка. Да, конечно, в столь юном возрасте девочка была далека от политики, но родители, учителя да и просто случайные люди — все вокруг обсуждали печальную новость… Наверное, поэтому в сознании девочки этот факт отложился как очень трагичный. Мрачный. Полный безысходности.

Смерть Брежнева

Она узнала об этом на перемене. В ту минуту, опираясь руками на две парты, девочка беззаботно качалась, стоя между рядами. То был один из немногих радостных моментов. Она качалась, напевая что-то себе под нос, как всегда пребывая в мечтах — они были приятными. И вдруг в класс зашла незнакомая учительница. Она шёпотом что-то сообщила на ухо классной руководительнице, а та, всплеснув руками, тут же воскликнула:

— Как это?! Ужасно! Не может быть! Умер Брежнев… — губы преподавательницы дрогнули, а лицо скривилось, превратившись в гримасу боли. И тут ее внимание внезапно привлекла наша девочка:

— Вы только посмотрите на неё! Это же надо! Умер наш вождь, а ей все равно. Лишь бы развлекаться! — Учительница гневно указала пальцем в сторону ничего не подозревающей девочки. — Дети, вы видите — ей все равно. Она — бесчувственная и безразличная. Никогда не берите с нее пример.

Девочка запомнила эти слова на всю жизнь. Сжалась в комок, обомлев от выпада классной руководительницы. В голове ее хаотично замелькало: «Я виновата. Опять неправильно поступила. Ошиблась…»

Удивительно, но одновременно с такими мыслями проносились еще и другие: «А что такого я сделала? В чем моя вина?» Ответ не приходил, и от этого было еще тяжелее. Она точно знала лишь одно – её снова осудили, она опять поступила «плохо». На этот раз по мнению учительницы.

Реакция ребенка была естественной. Будучи еще слишком маленькой, она понятия не имела о том, кто такой Брежнев. И уж тем более не знала, что горе нужно публично демонстрировать. В очередной раз учительница выплеснула на девочку своё раздражение. А та и без того уже накопила внутри себя огромное количество негативных переживаний после истории с ручкой. Да и не только с ручкой. Были ведь и другие — она постоянно находилась в атмосфере нелюбви и непринятия её сверстниками и учителями… Как результат: сама поверила в то, что она — ПЛОХАЯ.

Эту мнимую «плохость» девочка пронесла с собой сквозь годы. Во взрослом возрасте ей пришлось обратиться к психологу и пройти терапию — ведь с искажённым восприятием себя неимоверно сложно жить. Повзрослев, она поняла, что самым важным сейчас является устранение ненависти к себе самой. Той самой ненависти, которая сформировалась внутри нее именно в младших классах.

— Я себя ненавижу! Я животное! Я недостойна жизни! Я т_в_а_р_ь! — К подростковому возрасту девочка отзывалась о себе только так и относилась к себе именно так. Травмированная внешним миром, она словно превратилась в ёжика, только иголки выпускала не наружу, а внутрь себя. И каждая новая болезненная ситуация заставляла этого ежика сжиматься сильнее. Иглы всё глубже вонзались в страдающую душу, бесконечно ее терзая.

В детстве девочка много читала: приключенческие книги, исторические романы, мифы Древней Греции, фантастика… В общем, она читала всё, что попадалось ей в руки. Ведь в то время книги считались дефицитом и достать их было непросто. А она очень любила читать. Литература её вдохновляла. Как-то раз во время субботника во дворе школы одноклассники собирали в кучи опавшие листья, а после — сжигали. Тогда девочка училась в пятом или шестом классе, и на дворе как раз стояла осень.

Огонь раздора

-2

Той самой осенью девочка начала читать очередную увлекательную книгу. В ней рассказывалось о том, как древние люди учились добывать и сохранять огонь. Сохранение огня было столь важным, что они пожертвовали бы жизнью ради этого! Для древнего племени огонь служил символом тепла и сытости, а его отсутствие равнялось голоду и смерти.

К почитанию огня в книге была привязана приключенческая история. Девочка прониклась ею настолько, что дышала и жила только книгой. Точнее, «жила» в самой книге. Когда одноклассники собрали листья и начали разжигать костры, нашей девочке тоже досталась задача — поджечь одну из куч листьев. Появившийся маленький огонек буквально заворожил девочку — она перестала видеть всех вокруг и вступила в беседу с небольшим язычком пламени, подобно герою любимой книги, который тоже разговаривал с огнём.

Это увидели и услышали одноклассники девочки. Они подняли её на смех. Один из ребят, назовём его Андрей, вероятно, имел на девочку особые виды. В отличие от большинства своих сверстниц, она в 11-12 лет имела выраженные округлости. Её фигура уже не выглядела детской и угловатой. А мальчики в таком возрасте как раз начинают проявлять внимание к представительницам противоположного пола, только вот от неумения и незнания их «ухаживания» часто проявляются в форме оскорблений, тычков, задирания юбок и дёргания за косички. Наша девочка реагировала на такие действия очень болезненно.

Но вернёмся к беседе с огоньком:

— Гори, гори, не потухай! Держись, крепни, расти…

Именно в этот момент Андрей бросил в огонь горсть земли, и тот потух. Расстроенная девочка воскликнула:

— Осторожно! Ведь он погибнет!

Но эта фраза лишь раззадорила одноклассника — он схватил палку и попытался с помощью неё задрать девочке юбку. Тыкал палкой ей в грудь и кричал:

— Эй, посмотрите-ка на эту жирную корову! С огнём она разговаривает, аха-ха! Огонечек у неё может умереть, вот умора! — насмехался Андрей. Другие дети подхватили его измывательства. Никто из них не заступился за девочку. И неизвестно, чем бы это все закончилось, если бы не учительница параллельного класса — она осадила детей, и те угомонились.

-3

Событие в школьном дворе стало очередным травмирующим моментом из тех, что сохранились в памяти. Впрочем, девочке доставалось не только в школе. Дома родители периодически устраивали гулянки, ссорились и скандалили. И совсем скоро наша девочка, по сути, предоставленная сама себе, попробовала алкоголь и начала воровать… Но об этом в следующей главе.

Продолжение:

Как вы думаете, обязаны ли учителя пресекать такое поведение, как у одноклассника девочки, Андрея? Встречались ли вам учителя, которые по поводу и без цепляли учеников? Поделитесь мнением в комментариях!

🔷 Ваш психолог Юлия Герасимова