Найти тему

Глава 9. Девочка с кактусами: зависимости в семье и жестокие слова мамы, которые изменили всё

Оглавление

– Тсс… Скажи им что-нибудь! О нас ничего не говори. Типа, здесь нет никого.

Так девочка училась врать. Она стояла в коридоре, смотрела на дяденьку-милиционера, и, честно хлопая глазами, отвечала, что родителей нет дома; что она одна с младшими детьми; что у них всё спокойно и хорошо. Сама же думала: “Скорей бы он убрался восвояси!”

Мы с вами оставили нашу девочку на том моменте, где она терзалась из-за предвзятого отношения к ней одноклассников и учителей. А какая же обстановка царила у неё дома? Какими были её взаимоотношения с родителями? Об этом и поговорим в этой главе.

Предыдущая глава:

Начало:

Папа, мама и алкоголь

Самым ужасным, наверное, для девочки было то, что она не могла отыскать в своей памяти ни одного хорошего воспоминания, связанного со школьным периодом. Так вышло, что ни в каких кружках она не занималась, друзей не имела, а приходя домой, постоянно пребывала в гнетущей атмосфере конфликтов между родителями. Масла в огонь подливала еще и постоянная критика в ее сторону.

Папа девочки зарабатывал достаточно хорошие деньги, но эмоционально был нестабилен и, по сути, слаб. Он не мог справиться с алкогольной зависимостью, которая все больше его затягивала. Периодически в гости к родителям приходили друзья. Их визиты часто совпадали с папиной зарплатой. Гости отрывались по полной: накрывался стол в гостиной, алкоголь лился рекой, на весь подъезд гремела музыка. И ладно бы только танцы, но были еще и драки! После такого праздника мало кто оставался на ногах. Из этих сборищ девочка запомнила только одно: потные, пьяные, перекошенные, опухшие лица – их было трудно опознать и отличить друг от друга.

Часто она сливала водку из бутылок и разбавляла ее водой из-под крана. Во-первых, снижалась вероятность того, что гости сильно напьются. А значит – будет меньше драк, скандалов и обблеванных поверхностей, которые потом ей же придется оттирать. А во-вторых, водка на тот момент являлась ценной валютой. На нее можно было обменять что угодно. Например, захочется папе выпить – а нечего: мама деньги спрятала и ни в какую не отдает. А у девочки, благодаря смекалке, в загашнике есть пузырек, и она знает – папа многим готов ради него пожертвовать. Так всё и получалось: отцу приходилось выполнять свои обещания, по-другому никак. Она могла, например, попросить денег с его получки, и он отдавал. А девочка любовно собирала денежки, увеличивая свои накопления. Она вообще была склонна к накопительству и в том числе к зависимому поведению в накоплении денег.

-2

Один из дней девочка запомнила очень хорошо. Тогда ей было лет 8-9. Очередной праздник, много гостей, большой стол. Мама красивая и радушная, как обычно. Начало всегда было красивым, но вскоре все напились, стали громко петь песни, кричать, падать, бить посуду. Это было обычным делом, но девочка терпеть не могла такие вечера. Она сидела в своей маленькой комнате и ждала, когда всё это закончится.

В обязанности девочки входило запоминать, какая на ком была одежда, какие шубы и шапки (наверное, была зима), чтобы потом, не дай бог, не перепутать. И, когда гости будут расходиться, помочь им найти их одежду. Иначе могла возникнуть неприятная ситуация, которая уже как то случалась – кто-то надел на себя чужие вещи и ушел. И не просто чужие, а женские (при этом гость был мужчиной). Соответственно, потом прибежала его разъяренная жена с оскорблениями и претензиями.

Вину свалили на девочку, это был ее недосмотр. Поэтому в следующий раз девочка старалась быть особенно внимательной и запоминать, кто и как был одет. Рассматривая одежду, она обратила внимание на то, что во многих карманах лежала мелочь, а где-то и более крупные купюры. Тогда ей впервые пришла мысль:

– А почему бы не взять себе немного? Я же тоже, можно сказать, работаю – гардеробщицей! – размышляла она.

Одними размышлениями она не удовлетворилась. Сначала раз, потом другой… Так началась эпоха клептомании, которая стала одной из самых длительных её зависимостей. Хотя, надо сказать, эта зависимость была достаточно безобидной. Так – мелкое воровство. В настоящие воровские “операции” не переходило, и, что важно отметить, девочку ни разу не поймали.

На этом история не закончилась – она имела интересное продолжение. В один из вечеров пили много, долго и шумно. Не помогло ни разбавление алкоголя, ни уговоры закончить праздник. Напомню, что жили они тогда в малосемейке, и у них были соседи, которые занимали две другие комнаты в четырехкомнатной квартире. Родители девочки постоянно с ними конфликтовали. Теперь уже непонятно, кто и в чем был виноват. Скорее всего, как и в любых конфликтах, вина лежала и на тех, и на других.

Так вот, соседи, увидев, что праздник и не думает заканчиваться, вызвали милицию, которая вскорости и нагрянула.

-3

Стражи порядка позвонили в дверь, соседи им открыли и указали на комнату, откуда доносились звуки праздника. Однако и гости были не промах: когда они поняли, что приехала милиция, музыку и свет тут же выключили, а сами гуляки замолчали и спрятались. С кем же будет говорить дядя-милиционер, если все взрослые пьяны в стельку? Правильно, с нашей девочкой. Ее выставили из комнаты с посылом:

– Тсс… Скажи им что-нибудь! О нас ничего не говори. Типа, здесь нет никого.

Так девочка училась врать. Она стояла в коридоре, смотрела на дяденьку-милиционера, и, честно хлопая глазами, отвечала, что родителей нет дома; что она одна с младшими детьми; что у них всё спокойно и хорошо. Сама же думала: “Скорей бы он убрался восвояси!”

Девочка пробует алкоголь

Кстати, водку она попробовала в то же время, лет в 10, после очередного праздника. Сливая и разбавляя алкоголь, она размышляла:

– И почему взрослые так любят эту гадость? Почему она им так дорога? Надо бы тоже попробовать. Может быть, это вкусно? Может, мне станет так же весело, как им?

Она налила себе маленькую рюмку и всё проглотила – так, как делал ее отец. Даже не почувствовала вкуса, лишь обожгло горло, а потом перехватило дыхание и её сознание отключилось. Правда, ненадолго, скоро она пришла в себя и просто уснула. Таким был ее первый опыт, связанный с алкоголем. Впоследствии это стало одной из её зависимостей, которая, несомненно, была очень опасной и имела намного более тяжёлые последствия.

Мама пыталась прятать от отца хотя бы часть денег, делала заначки дома, а большую часть относила в банк. К моменту дефолта в 1998-м году на вкладе лежала достаточная сумма для покупки кооперативной квартиры, но эти деньги попросту сгорели. Всё детство девочка жила очень скромно – не было денег на красивую одежду, игрушки, книги, ведь мама старалась больше откладывать. Но и в магазинах этого всего тоже практически не было, стояли времена дефицита…

Бесталанная

Никакого постоянного увлечения или занятия девочка для себя так и не нашла. В силу собственных предпочтений мама отдала ее на хореографию. Но наша девочка, будучи полноватой, всегда отставала от других, что послужило причиной очередных насмешек среди детей, посещавших кружок. Однажды она попросту разрыдалась и встала в позу, заявив, что больше она ни за что туда не пойдёт, никогда!

Мама девочки работала в сфере искусства и решила обучить девочку игре на инструменте самостоятельно. Но спустя несколько уроков она жутко разозлилась на девочку, которой никак не давалось освоение инструмента, и отступилась от этой идеи:

– Тебе на ухо медведь наступил! – сказала она с досадой. – Ты абсолютно, катастрофически бесталанна. Ничего у тебя не получится ни с музыкой, ни с танцами! Никаких шансов стать успешной в этом.

Девочка внутренне возликовала от этих слов. Восприняла слова матери как освобождение. Наконец-то от нее отстанут! Однако на уровне психики блок все же произошел, и девочке, теперь уже взрослой, до сих пор тяжело петь в караоке. Слова мамы закрыли, заблокировали для неё все возможности в области искусства. Нет, это не было травмой, ведь она никогда не мечтала стать известной певицей или, например, балериной. Но отпечаток на её взрослую жизнь эта история все же наложила.

Музыка, танцы, пение – всем этим девочка не могла заниматься, потому что мама, которая была специалистом в этой области, сказала ей, что девочка ни на что не годится. Поставила клеймо на всю её оставшуюся жизнь. Но, что интересно, это клеймо дало девочке возможность развиваться в других областях. Ее заинтересовали аналитика, математика, литература и чтение, генетика, биология, физика, химия. Она могла часами изучать олимпиадные задачи и головоломки.

Тёплые воспоминания о деревне

И всё-таки, было ли что-то хорошее в воспоминаниях того периода? Было! Каждые каникулы, лет до 13-ти, девочка ездила в деревню к бабушке. И эти поездки были для неё очень значимыми и счастливыми. Она вновь попадала в свой любимый дом в деревне, жила в той самой комнате, где росла и играла в раннем детстве. Это место было наполнено для неё счастливыми воспоминаниями и волшебством, мечтами и радостью.

Каждая поездка в деревню к бабушке была для неё окном в прекрасный, счастливый мир, где она могла быть самой собой. Там её любили и принимали. Там она была хорошей, могла нравиться людям. Она так любила свой чудесный сад, сбор яблок, поездки с дедушкой на его прекрасной машине. А у дедушки, между прочим, были «Жигули». Он приобрёл машину одним из первых в деревне. Дедушка девочки был успешным врачом-стоматологом. У него была одна нога, и в поездках девочка помогала ему с сумками. Открывала и закрывала двери, так как дедушке это было сделать непросто. Он был веселым, часто напевал в дороге песни и приговаривал:

– Ну чтооо, внученька, поедем "по ипархии"?

Это был особый дедушкин фразеологизм, и девочке казалось, что такое выражение и в самом деле существует. Оно означало небольшое «путешествие», например, в магазин, на заправку или в сад за новыми саженцами. Девочка всегда с огромным удовольствием сопровождала дедушку, куда бы он ни поехал.

С бабушкой тоже было хорошо. Девочке нравилось с ней дружить и помогать ей по саду. Бабушка любила девочку и не раз говорила ей:

– Мы очень с тобой похожи, дорогая внученька! И книги ты любишь, как я, и режим, и мыслишь так же – аналитически. Чувствую, мы с тобой во многом совпадаем! – Бабушка нежно прижимала девочку к себе. И в такие моменты девочке было спокойно и отрадно рядом с родным и любимым человеком…

Но чем старше девочка становилась, тем меньше ей хотелось проводить время с дедушкой и бабушкой, ей больше хотелось общаться с кем-то из ровесников. К подростковому возрасту она уже дружила с компанией на соседней улице, а отношения с бабушкой и дедушкой испортились, перестали быть такими трепетными. В компании с девочкой находились ее двоюродные братья и сестры. Ребята играли в карты, а девчонки строили глазки мальчикам, катались на велосипедах…

-4

Бабушка не поддерживала подобных увлечений, считая их бесполезными и опасными. В чем-то она, конечно, была права, но лишь с точки зрения взрослого человека. А девочке, как воздух, необходимо было самоутверждение и общение со сверстниками. Ей важно было чувствовать себя принятой детьми ее возраста, ведь в школе этого не получалось. От того и потребность в общении и близости была слишком сильной, но, увы, навыка в этой области у нее совсем не было.

К чему это в итоге ее привело, вы узнаете в продолжении этой истории. Но могу сразу сказать, что последствия были далеко не лучшими…

Бабушка хвалила и поддерживала девочку за разумность и рациональность, она подсвечивала в ребёнке эти черты. Но, с другой стороны, словно программировала её на развитие именно в таком ключе. Правильно ли это? Большой вопрос… На сегодняшний день девочка благодарна бабушке за то, что та вложила в неё веру в себя. Она и по сей день успешна в областях, интерес к которым в ней развивала бабушка. Но в тоже время она осознает, что другие таланты в ней уничтожены. А ведь они были! Творческое начало в ней было загублено плохими отношениями с матерью и ее критикой…

Две младших сестры девочки закончили школу искусств по классу хореографии и получили развитие в этой области. А девочка – нет. Если сравнивать жизнь девочки и её сестёр сейчас, то она может смело сказать, что её жизнь ей нравится больше. Она знает, к чему стремится, у неё есть мечта, которая движет её вперед. Ей нравится её работа, она развивается в интересной для себя области. И у неё есть миссия – сделать как можно большее количество людей счастливыми.

Выросшая девочка очень гордится тем, что эти мечты смогли в ней прорасти и принести свои плоды. Она словно реализовала мечты за двоих – ведь бабушка свои мечты претворить в жизнь так и не смогла.

Почему же мама была так категорична к девочке и постоянно пыталась вменить ей чувство вины? Они словно были чужими друг другу… В то время как с бабушкой у девочки сложилась особая, близкая связь. Об этом вы узнаете в следующей главе!

Продолжение следует…

А вы сталкивались с негативом со стороны близких людей? И нормально ли было со стороны мамы и бабушки навязывать свои родительские убеждения?Быть может, они всё делали правильно? А вам родные что-то навязывали в детстве? Делитесь впечатлениями от главы в комментариях. Если вам интересно продолжение - не забудьте про лайк и подписку!

🔷 Ваш психолог Юлия Герасимова