У неё появились кошмары и навязчивые мысли. Она ещё долго слышала эти голоса, повторяющие: «Ты воровка!» у себя в голове. Во сне она снова и снова оказывалась в этом классе, у доски, в том моменте… И унижение начиналось заново, и длилось уже не минуты, а долгие часы…
Мы закончили на том, что к девочке приехала бабушка, и за это время девочка адаптировалась к происходящему вокруг неё. Она уже не чувствовала такого дна отчаяния и желания свести счёты с жизнью. Это всё прошло, девочке полегчало. В жизни девочки даже появился мальчик Женя, с которым они сидели за одной партой. Он тоже был начитан, его тоже не очень хорошо принимали в классе. Вдобавок, Женя жил совсем недалеко, и у девочки с ним сложилось некое подобие дружеских отношений в первые месяцы учёбы в первом классе. Но сегодня мы с вами погрузимся в ещё одно из травмирующих событий в её жизни, которое она потом очень долго прорабатывала в своей личной терапии. Это событие очень повлияло на всю её дальнейшую жизнь.
Предыдущая часть:
Начало истории:
Напомню, что учительница младших классов, которая тогда преподавала у нашей девочки, очевидно, имела некоторые психологические проблемы (а может, и психические расстройства), которые теперь уже никому не ведомы… А девочке тогда они были не ведомы тем более! На тот момент ей просто было очень тяжело в этом классе, так как она сложно выстраивала отношения с одноклассниками, и была, при том, на голову умней, начитанней и выше по уровню развития всех их.
Учительница девочки была, на тот момент, женщиной предпенсионного возраста – фактически, ровесницей её бабушки. Но отношения их совсем не складывались… Я думаю, что учительница видела в девочке некую опасность для своего авторитета. Ведь девочка была начитанной, и могла иметь неосторожность где-то её поправить или же высказать своё мнение. Возможно, учительнице это не нравилось. А может быть, имела место какая-то личная неприязнь… Но то событие, о котором сейчас пойдёт речь, точно было одним тех травматичных моментов, которые в дальнейшем повлияли на формирование личности нашей девочки.
Ситуации, описанные в предыдущих главах, не были для девочки столь травматичны (кроме ситуации, когда ей не хотелось жить). Но это не было травмой ИЗВНЕ! Одно дело, когда ты сам себе что-то там надумал, и тебе так плохо от этого. И совсем другое – когда тебя кто-то ранит снаружи… И далее в жизни девочки была череда таких ранений извне, а сегодняшняя история была самым первым событием в их череде.
Несмотря на то, что некая адаптация к окружению у девочки произошла, в целом, многие дети продолжали ее недолюбливать и сторониться. Всё время, пока она училась в школе, у неё были какие-то сложности и в отношениях с другими детьми, и с учителями. И надо сказать, это отвержение было обоюдным! Нельзя сказать, что сверстники и учителя все поголовно были какие-то ужасные, нет! Иногда и сама девочка говорила или делала что-то такое, что это недопонимание усугубляло, это важно понимать. Но в том момент она совсем не понимала, что же не так! Она просто ощущала боль, обиду, разочарование…
Злосчастная ручка и страшное наказание
Девочка сидела в классе в первом ряду за последней партой, у окна. Она очень хорошо помнит этот день, эту парту и свои ощущения. На первой парте третьего ряда сидела девочка (назовём её Лена), как раз по диагонали от парты нашей девочки. Лена была из неблагополучной семьи. На переменах из класса всех выгоняли, чтобы помещение проветрилось. Девочка уже не помнит, была ли она в тот момент в классе, или же её тоже выгнали, но память сохранила несколько моментов того дня.
Итак, когда все вернулись с перемены в класс, та самая девочка Лена заявила о том, что у неё пропала ручка. Девочка хорошо помнит эту ручку и сейчас – сверху она была синей, а снизу – черной. Красивая, необычная ручка…
Учительница стала всех спрашивать:
- Кто взял ручку? - Никто не отозвался.
- Тогда я сейчас буду ходить между рядами и заглядывать в каждую парту! – рассердилась учительница. – И, когда я найду обманщика, я строго его накажу, обещаю!
И учительница ходила от парты к парте, заглядывая в каждую, и тщательно её осматривая на предмет нахождения там пропавшей ручки. Парты тогда были деревянные, и в них был специальный отсек для школьных принадлежностей, с крышкой. И вот учительница открывает парту девочки, а там лежит та самая ручка!
- Вот мы и нашли воровку! – торжествующе воскликнула учительница. – Это она украла ручку!
Девочка, за давностью лет, сейчас уже и не помнит, брала ли она действительно эту ручку, или нет… Или же кто-то специально её ей подбросил. А может сама Лена эту ручку и подбросила, или сосед девочки по парте? А может, девочка действительно без спроса взяла эту ручку у Лены, сейчас это установить уже невозможно. Это факт стёрся из её памяти, но она очень ярко помнит, что же было потом.
Учительница вызвала девочку к доске, приказала ей встать там лицом к классу, и стоять так, молча. А каждый из класса должен был подходить к ней и, смотря прямо в глаза, говорить: «Ты воровка!!!». В классе было около 30-ти человек, и вот они потянулись вереницей к девочке, один за другим. Каждый говорил ей: «Ты воровка!», а затем шёл к своему месту и садился.
Эти моменты показались девочке вечностью… Она испытывала огромное, жгучее чувство стыда. А ещё ей было очень страшно, и она была возмущена тем, что происходит!
- Это неправильно, так не должен взрослый человек поступать! – думала девочка. – Так не должно быть, происходит что-то совершенно ужасное…
Её просто сковало от страха, она не могла двигаться, и даже дышала с трудом – область шеи будто сдавило обручем. Во всех мышцах тела девочка ощущала спазм, а щёки её пылали… Ей хотелось провалиться сквозь землю, и чтобы этот ужасный день просто стёрся из её жизни!
Учебный день наконец-то закончился, и девочка отправилась домой. А дальше она помнит всё как будто бы в тумане. Ведь тогда она тогда пережила сильнейший стресс, который привел к нервному срыву. После той ситуации у девочки начал резко расти вес, что ещё более способствовало буллингу со стороны одноклассников.
У неё сильно возросла тревожность, появились кошмары и навязчивые мысли. Она ещё долго слышала эти голоса, повторяющие: «Ты воровка!» у себя в голове. Засыпая, она снова и снова оказывалась в этом классе, у доски, в том моменте… И унижение начиналось заново и длилось уже не минуты, а долгие часы.
Именно на фоне этих психотравмирующих факторов у девочки возникла частичная амнезия, и она не помнит, украла ли она всё-таки ту ручку или её обвинили зря. Сегодня этот вопрос так и остаётся не отвеченным… Сейчас это уже не важно, но долгие годы девочка безуспешно искала ответ – память просто ликвидировала этот участок воспоминаний. Этот момент говорит о запредельном стрессе для психики на тот момент.
В дальнейшем эта психотравма привела к возникновению у девочки клептомании. С этим заболеванием девочка жила много лет, и лечилась от него очень долго.
Клептомания – болезненная тяга к воровству. Относится к расстройствам влечений. Проявляется повторяющимися эпизодами компульсивных краж предметов, не представляющих ценности для больного. Эпизоды не обусловлены выгодой, местью, бредом или галлюцинацией. Сопровождаются нарастающим возбуждением до кражи, ощущением удовлетворения во время и сразу после ее совершения.
Лишь ближе к 35-ти годам ей удалось полностью перебороть клептоманию, а до этого она мучала её долгие годы! Девочка совершенно не могла контролировать свою навязчивую страсть к воровству… Лишь долгие годы психотерапии и упорной работы над собой помогли ей побороть эти наклонности.
Причины клептомании
Почему же у девочки появилась клептомания? Каждый ребёнок в классе подходил к ней и громко, с чувством, глядя ей в глаза, говорил: «Ты воровка!», вкладывая в этот процесс максимум негативного отношения, как и требовала учительница. Видимо, она предполагала, что после такого девочка точно никогда не будет воровать. Но этот колоссальный стресс настолько травмировал психику девочки, что в итоге учительница добилась абсолютно обратного результата!
Девочке так много человек сказало о том, что она воровка, что она сама поверила в это. Конечно, в тот момент девочке был необходим детский психолог, но в то время и в том месте никто и слыхом не слыхивал о психологах. Либо родителям нужно было хотя бы обсудить с ней эту ситуацию… Но родителям было не до того, да и не были их отношения настолько близкими, чтобы она поделилась тем, чтобы было у неё в душе, на тот момент.
Да, она рассказала об этом, но все её переживания полностью обесценили, сказав, что это ерунда, и не стоит внимания. А ещё, что “Учитель всегда прав”, и “Ты все преувеличиваешь, как обычно!”. Но для неё эта ситуация была важна, как и многие ситуации впоследствии, которыми она тоже либо не смогла поделиться, либо поделилась и была отвергнута. Обесценена, как обычно!
Психика деформировалась в тот момент, и девочка начала думать, что теперь она вынуждена быть воровкой. И важно отметить, что клептомания у неё была именно в форме вынужденной навязчивости – она просто не могла не красть! А те вещи, которые она своровала, она не могла использовать. Воровство вызывало в девочке эмоциональное возбуждение, и одновременно причиняло душевную боль.
Она испытывала смесь совершенно противоположных чувств:
- С одной стороны – это были фантазии, желание, и возбуждение в момент кражи, и эйфория после нее. Радость и самоутверждение оттого, что смогла всех перехитрить.
- С другой – был стыд, вина, страх быть пойманной, внутреннее осуждение самой себя. Именно тогда внутри ее появилось другое имя, которым она начала называть себя – Т_В_А_Р_Ь. Это имя полностью отражало то, что она чувствовала по отношению к себе: презрение, отвержение самой себя и бездну ненависти - ведь кто может поступать настолько некрасиво и непорядочно, нечестно? Только т_в_а_р_ь...
Воровство было по мелочам – это были какие-то заколки, ручки, мелкие дешёвые украшения. В гостях у подруг она тоже могла украсть какую-то резиночку или заколку. Но эти вещи никогда ею не использовались. Она их либо выбрасывала, либо хранила в потайном месте.
И ведь это с девочкой сделал учитель! А учителей тогда все беспрекословно слушались (это были 80-е годы). Тогда нельзя было позвонить родителям и сказать: «Меня тут обижают!» или снять видео издевательств и выложить в соцсети… Нельзя было позвонить на горячую линию, чтобы рассказать о жестоком обращении.
Кстати, сейчас это сделать можно! И нужно. Служба «051» работает с февраля 2006 года. Это одно из структурных подразделений Московской психологической помощи населению. Каждый житель столицы может набрать номер 051 с городского телефона или 8 (495) 051 с мобильного и напрямую связаться с психологом. Пять смен по шесть специалистов круглосуточно, без выходных и праздников, оказывают бесплатную и конфиденциальную психологическую помощь.
Да, сегодня девочка понимает, что учительница скорее всего сделала это, чтобы девочке было, в дальнейшем, неповадно было брать чужие вещи. А возможно, у нее были какие-то садистские наклонности. Ее наказание отличалось чрезмерной жестокостью, и на неокрепшей психике семилетнего ребенка сказалось крайне отрицательно! Восприятие этого момента было для девочки настолько травматичным, что она унесла эти ужасные воспоминания далеко во взрослую жизнь.
Рекомендации психолога:
Я искренне рекомендую родителям, если у ребёнка в школе произошла какая-то травматизация, поговорить с ним об этом открыто, без осуждения. Без установок: «Так и надо!» и «Ты сам виноват!». Поддержите своего ребёнка эмоционально, выслушайте, обнимите - ДАЖЕ ЕСЛИ РЕБЕНОК НЕПРАВ, с вашей точки зрения! Скажите ему, что он хороший, что вы очень его любите и находитесь на его стороне. Вы вместе, и вы одна семья! И вообще - ничего страшного не случилось.
И лишь потом, после того как ребёнок успокоится, почувствует себя уверенно, и вы поймёте, что его самооценка в безопасности, вы можете обсудить эту ситуацию более объективно и высказать своё мнение. Например, можете сказать, что, возможно, ребёнок где-то был не прав. Научить, как лучше поступать, а как лучше не делать. Важно, чтобы этот разговор был спокойным, без скандалов, и чтобы у ребёнка оставалось ощущение, что вы на его стороне.
Если бы кто-то из учителей сейчас так поступил с моим ребёнком, я бы просто забрала его из этого учебного заведения! И, конечно, отправила бы его к детскому психологу, чтобы минимизировать травму. И мы бы не раз поговорили на тему его чувств и переживаний в этой ситуации.
Обязательно поделитесь своим мнением об этой истории в комментариях! Как вы считаете, учительница перегнула палку?
О чём эта история:
Продолжение следует...
🔷 Ваш психолог Юлия Герасимова