Найти тему

Нужен или не нужен читательский дневник?

Споры о том, нужен читательский дневник в школе или нет, не утихают десятилетиями. Обычно начинаются летние каникулы – и выданный список книг поднимает новую волну прений в среде учителей и родителей.

Попробуем разобраться, какие плюсы и минусы имеет эта работа с книгой.

Плюсы ведения читательского дневника

  • Дневник помогает фиксировать читательский опыт, учит размышлять над прочитанным, даёт возможность возвращаться к записям, помогает читателю самовыражаться.
  • Читательский дневник помогает запомнить и систематизировать прочитанное: ведь легко запутаться в сюжетных переплетениях больших произведений и именах героев.
  • Учителю на основе дневника легко отследить, какие произведения уже прочитал ребёнок и оценить глубину понимания текстов.

Минусы ведения читательского дневника

Минус, пожалуй, один. Ведение дневника может стать обязаловкой, дневник превратится в переписывание краткого содержания из интернет-разборов. Это никак не будет способствовать приобщению ребёнка к чтению.

Да и учителя не хотят думать о том, как заставить выполнить, а потом ещё и проверить такое летнее задание (и их можно понять).

Как организовать работу с читательским дневником

Но если учитель-словесник всё-таки решил использовать эту форму работы с книгой, то начинать нужно с 5 класса. Сначала детей необходимо этому научить, может быть, в рамках кружка или внеурочной деятельности. Начать с малого – с группы желающих, любителей. Конечно, их работа потом должна быть показана другим. Вариантов демонстрации дневника масса: мультимедийная презентация, видеоролик, выставка, круглый стол, читательская конференция и др. Возможно, остальным ребятам в классе такой вид работы понравится и читательский дневник «приживётся».

Что должно быть в читательском дневнике

Единой формы для читательского дневника нет, и это даже хорошо. Каждый учитель может сам разработать для него структуру и требования. Однако есть некоторые общие подходы.

Вот самый простой вариант:

  • ФИО автора произведения и годы его жизни (можно добавить портрет и другие фотографии, иллюстрирующие факты из биографии);
  • название произведения и год издания;
  • жанр произведения;
  • краткая история создания произведения;
  • основные герои произведения и их краткая характеристика;
  • краткий пересказ произведения (не обязательно).

Но читательский дневник не должен быть сухим отчётом. Важно дать детям возможность творчески самовыражаться. Дневник может быть бумажным, электронным или виртуальным. Предложите любую форму ведения: обычная школьная тетрадь в клетку или красивый блокнот, скетчбук или удобная тетрадь на кольцах, документ в формате Word или презентация, сделанная в Power point, гугл-документ или любой интерактивный сервис (например, доска Padlet). Пусть используют яркие карандаши, маркеры, краски, клеят объёмные фигуры, добавляют QR-коды. Можно сделать читательский дневник в виде лэпбука.

Что ученик может делать в читательском дневнике

  1. Доверять бумаге свои мысли и чувства, вызванные прочитанным.
  2. Находить уголок страницы для тайных знаков.
  3. Выписывать цитаты, особо понравившиеся фразы.
  4. Рисовать иллюстрации, эскизы одежды, описанной в тексте.
  5. Составлять словарь неизвестных слов, встретившихся в книге.
  6. Фиксировать интересные факты, о которых сообщила книга.
  7. Чертить масштабные интеллект-карты.
  8. Сочинять фанфики.
  9. Придумывать литературные кроссворды и игры.
  10. Выражать согласие или несогласие с автором.
  11. Рисовать карты волшебных стран.
  12. Писать письма любимым героям или автору.
  13. Переводить самые захватывающие отрывки на другой язык.

Разумеется, такую работу нужно поощрять (придумать бонусы, сертификаты, стикеры, выдавать призы и др.). И, разумеется, не должно быть никакого насилия и принуждения. Поощрять за ведение дневника можно и нужно, наказывать – нет.

Резюме

Читательский дневник может стать отличным инструментом развития речи, читательской грамотности, памяти и усидчивости. Если использовать его грамотно, он поможет выработать у детей привычку к регулярному чтению и по-настоящему полюбить художественную литературу, а также станет подспорьем в подготовке к итоговому сочинению и ЕГЭ.

Материал для статьи подготовила Ольга Иванченкова.

Другие материалы и идеи для ваших уроков на сайте "Учительская мастерская" и в группе ВК.