Найти тему
Факты про артефакты

Знаменитые мозаики Помпеи: от битвы до еды или осторожно злая собака

Оглавление

Скрытые под пеплом почти 2000 лет, мозаики, которые когда-то украшали богатые дома и общественные здания Помпеи, теперь доступны для просмотра посетителям этого места и музеев по всему миру. До этого они создавались высококвалифицированными художниками и ремесленниками для удовольствия богатых меценатов и публики как в частных, так и в общественных зданиях.

Мозаики древних Помпеи, изобилующие мифологическими сказаниями, легендами и пронизанные символизмом, дают яркое представление о жизни древнего населения, жившего два тысячелетия назад.

Александровская мозаика

К северу от Форума в Помпеях, мимо храма Фортуны Августы и вниз по улице, названной современными археологами, Виколо-дель-Фауно, посетители сегодня наткнутся на один из самых посещаемых домов в городе. Дом Фавна, названный так из-за статуи бронзового фавна, найденной резвящимся в центре фонтана в вестибюле (атриуме), был большим домом (domus) в древности, построенным во втором веке до нашей эры. В этом богатом поместье повсюду была мозаика, на полу боковых комнат и даже вокруг сложного садового фонтана. Но самые известные из них можно было найти сразу за атриумом на полу таблинума (кабинета магистра).

Мозаика размером 272 см × 513 см. покрывала пол комнаты. Впервые она была обнаружена в 1830-х годах археологами, работавшими в Немецком археологическом институте, и первоначально считалось, что на нем изображена сцена битвы из «Илиады». Однако с тех пор историки пришли к выводу, что мозаика на самом деле изображала битву при Иссе в 333 г. до н.э. между Александром Македонским и Дарием III, последним ахеменидским царем царей Персии.

Это событие произошло относительно недавно, когда дом был первоначально построен, опередив его всего на 150 лет. Считается, что мозаика была создана примерно в 120-100 годах до нашей эры.

Мозаика состоит примерно из 1,5 миллиона тессер, или небольших вырезанных кубиков из стекла и камня. Считается, что мозаика, вероятно, была копией картины IV века Филоксена из Эретрии, на которого ссылается Плиний Старший в своих работах. На картине могучий полководец Александр мчится по полю битвы верхом на коне к Дарию, вонзая копье в приближающегося перса, который отшатывается от боли.

-2

На противоположной стороне поля боя перс лихорадочно поворачивает коня, пробираясь мимо мертвых тел, в то время как его предводитель мчится к Александру на своей колеснице. Битва невероятно детализирована и провокационна и могла бы стать отличной темой для разговора для любого посетителя великого дома.

Memento Mori: «Помни, что ты должен умереть»

В двух домах в Помпеях на сегодняшний день были найдены две мозаики, которые, по-видимому, предвещают трагический конец людей, которые когда-то заказывали их и наслаждались ими в своих собственных домах. Memento Mori, что означает «Помни, что ты должен умереть», была популярной формой символизма, используемой в римском искусстве.

Помни о смерти
-3

Это было напоминанием о том, что нужно жить настоящим моментом и наслаждаться днем, потому что завтрашний день был неопределенностью, которую никому не обещали. Например, в 2016 году археологи обнаружили мозаику в виде лежащего скелета, окруженного едой и вином, под названием «Наслаждайтесь жизнью». В другом месте, на вилле в Боскореале (недалеко от Помпеи), была обнаружена мозаика танцующих скелетов.


Первый, изображающий черно-белый скелет, держащий в каждой руке кувшин с вином, был найден в Доме Фавна (там же, где и мозаика Александра), в то время как второй, сложное и красочное изображение человеческого черепа, свисающего с Колеса Фортуны, был найден в Доме весталок - еще одно крупное и богатое здание. Как видно из этих примеров, связь между едой и смертью была сильна в римском мире. Колесо Фортуны Memento Mori на самом деле было обнаружено на обеденном столе в садовом триклинии (ложа, просто застольная ложа) и могло бы послужить трогательным напоминанием для гостей ужина.
Memento Mori не ограничивались мозаикой. Куклы convivalis, миниатюрные бронзовые скелеты, часто преподносились в качестве подарков к обеденному столу. Их присутствие побуждало гостей наслаждаться мимолетными радостями и признавать вездесущую близость смерти. Эти крошечные скелеты, созданные с шарнирными конечностями, могли принимать участие в празднествах в живом, покачивающемся танце.

Мозаика в прихожей в Помпеях

Хотя мозаика в основном используется для украшения, она также может быть использована в качестве предупреждения. Во входном проходе Дома поэта в Помпеях, сразу за входной дверью, археологами была найдена особая мозаика. Под пеплом было обнаружено большое изображение черной собаки, украшенное черно-белой плиткой. У этой собаки были заостренные уши, белые пятна, длинный хвост, и она была привязана к цепи за красный ошейник. Под его ногами было предупреждение, написанное тессерами. На ней было написано: «Берегись собаки».

-4

Две другие очень похожие мозаики были найдены в других местах города, каждая из которых также изображает черную собаку с заостренными ушами, привязанную к цепочке, прикрепленной к ее красному ошейнику. К сожалению, в Помпеях также были обнаружены останки собаки с ошейником и цепью, причем уши и рост собаки, по-видимому, соответствовали мозаикам.
Есть несколько оснований полагать, что этот тип практики предупреждения через мозаику не ограничивался Помпеями.

-5

В сатирическом произведении римского писателя Петрония под названием «Сатирикон» главный герой описывает, как увидел табличку с надписью при входе в дом, который он посещал на ужин. Этот тип собаки, вероятно, повсеместно использовался для охраны входов, а описание совпадало с описанием, предоставленным древними авторами для рабочих и сторожевых собак.
Но предупреждения были не единственным типом уведомлений, которые можно было найти в помпейских подъездах. На входе в дом в Регионе VII на мозаике написано
«Salve Lucru», что переводится как «Добро пожаловать, прибыль !». Проще говоря, владелец этого дома, скорее всего, торговец, желает своим гостям удачи, когда они входят в его дом.

Удивительно, но на сегодняшний день в Помпеях было обнаружено только 29 экземпляров мозаики, хотя граффити иногда находили на месте фресок и мозаик. Исследования всех этих предметов показали, что они использовались не только в качестве приветствия или предупреждения, но и в качестве суеверного средства обеспечения защиты домочадцев.

Мозаика еды

Еще одной распространенной темой мозаик из Помпеи была еда. Особенно красивый пример был найден в крытой столовой (триклинии) дома, ныне хранящейся в Национальном археологическом музее Неаполя, где демонстрируется уровень мастерства, необходимый для создания таких шедевров.

Эта сложная мозаика морской жизни размером 88 см х 88 см. представляет собой зрелище, которое стоит увидеть, но ее не следует путать с очень похожей мозаикой, найденной в Доме Фавна.

В центре осьминог с широко раскрытыми глазами сражается с лобстером. По периферии можно увидеть 21 вид морских и птиц, в том числе различные виды рыб, угрей и даже маленькую птичку зимородку.

-6

В другом месте довольно простая мозаика раскрывает род занятий владельца дома, связанный с едой. Найденное в доме Авла Умбриция Скауруса, мозаичное панно на полу дома изображало контейнер с популярным римским рыбным соусом, известным как гарум, с надписью G.F. SCOM[bri] SCAURI EX OFFI[ci]NA SCAURI. Это переводится как «цветок скумбрии Скавра с фабрики Скавра».

Умели делать рекламу в Помпеях
Умели делать рекламу в Помпеях

Компания Scaurus была ведущим производителем рыбного соуса в Помпеях, и бутылки, подобные той, что изображена на мозаике (известной как urcei), были обнаружены по всему Средиземноморью.

В других местах Помпеи мозаики, украшающие стены домов, использовались историками, чтобы понять, какую пищу они ели. В одном из домов искусно детализированная квадратная мозаика изображает большую рыбу и уток, нанизанных и готовых к приготовлению. Однако не вся еда была изображена готовой к употреблению. Мозаики и фрески с изображением животных также часто встречались в столовых и кухнях или в комнатах, где встречали гостей.

Одним из таких примеров является мозаика, изображающая кошку, ловящую курицу, в то время как внизу утки выжидающе ждут своей участи на кухонном столе.

-8

Мифология и театральность в мозаике

Легенды также являются еще одной распространенной темой мозаик из древних Помпей. Хозяйка Дома трагического поэта развила эту тему до предела. Обнаруженное археологами в 1824 году то, чего не хватало этому дому в размерах, он восполнял в отделке. Этот дом, также являющийся местом одной из мозаик пещеры Канем, первоначально содержал двадцать расписных и мозаичных панелей, шесть из которых сегодня можно увидеть в Национальном археологическом музее в Неаполе.

Пол таблинума украшала детально проработанная мозаика, изображающая актеров-хорегов в закулисной суете, с одним переодеванием, другим играющим на флейте, и дополнительными персонажами, окружающими коробку с масками, предназначенными для предстоящего спектакля.

Изображение мифов, легенд, искусств и театральных сюжетов в мозаике было призвано положительно отразиться на покровителе дома. Это продемонстрировало не только их культурный уровень, но и их связи с другими частями мира, их занятиями и источниками дохода.

Создание мозаики было дорогостоящим мероприятием, как во временном, так и в денежном выражении, и требовало большого уровня мастерства. И отчасти благодаря этому умению мы до сих пор можем видеть те же сцены, что и жители Помпеи.