В Правительство Российской Федерации законопроект, разработанный иными субъектами законодательной инициативы, поступает до внесения в Государственную Думу[1]:
- когда законопроект предусматривает введение или отмену налогов, освобождение от их уплаты, выпуск государственных займов, изменение финансовых обязательств государства, или иные расходы, покрываемые за счет федерального бюджета, – в таком случае требуется заключение Правительства Российской Федерации;
- когда законопроект предусматривает внесение изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации – в таком случае требуется официальный отзыв Правительства Российской Федерации.
В иных случаях законопроект может поступить в Правительство Российской Федерации как до его внесения в Государственную Думу, так и после внесения – уже после того как ответственный комитет Государственной Думы подготовит законопроект к первому чтению[2] – в таком случае требуется официальный отзыв Правительства Российской Федерации и (или) поправки к федеральному закону (поправки рассматриваются во втором чтении).
Проработка Правительством Российской Федерации законопроекта, подготовленного иными субъектами законодательной инициативы, включает в себя следующие стадии:
1. Организация мероприятий по проработке законопроекта на уровне федеральных ведомств и заинтересованных организаций.
Содержание стадии:
После поступления законопроекта в Правительство Российской Федерации, определяется департамент Правительства Российской Федерации, ответственный за подготовку заключения, официального отзыва Правительства Российской Федерации и (или) проект поправок к законопроекту, а также перечень ведомств, в том числе головной исполнитель, которым дается поручение подготовить проекты соответствующих документов. В обязательном порядке законопроект направляется в Минфин России, Минэкономразвития России и Минюст России.
В данном случае задача ведомства – головного исполнителя сформировать согласованный с заинтересованными ведомствами и организациями проект заключения, официального отзыва Правительства Российской Федерации и (или) проекта поправок к законопроекту и представить их в Правительство Российской Федерации.
В указанных целях ведомство – головной исполнитель обобщает предложения и замечания заинтересованных ведомств и организаций, проводит согласительные совещания, формирует финальный проект текста заключения, официального отзыва Правительства Российской Федерации и (или) проекта поправок к законопроекту и представляет его в Правительство Российской Федерации. Необходимо обратить внимание, что финальный проект текста поправок к законопроекту (к отзывам и заключениям это не относится) перед внесением в Правительство Российской Федерации должен быть направлен в Минюст России с целью получения заключения о наличии или отсутствии в законопроекте положений, провоцирующих коррупционные риски (антикоррупционная экспертиза).
Возможные действия компании:
- анализ возможных последствий принятия законопроекта;
- формирование единой позиции компании в части желаемой редакции проекта текста заключения, официального отзыва Правительства Российской Федерации и (или) проекта поправок к законопроекту;
- обеспечение участия уполномоченных представителей компании в согласительных совещаниях в целях продвижения позиции компании в случаях, когда участие компании в процессах согласования предусмотрено соответствующими поручениями органов власти;
- продвижение позиции компании посредством обращения в органы власти и организации, которые будут принимать участие в официальных согласительных совещаниях;
- оперативная реакция в случаях, когда ведомство - головной исполнитель или иные участвующие в процессе ведомства и организации обращаются в компанию с просьбой оказать консультационную и (или) экспертную помощь в разработке соответствующих проектов документов.
2. Формирование финальной версии заключения, отзыва и (или) поправок законопроекту.
Содержание стадии:
После представления проекта заключения, официального отзыва Правительства Российской Федерации и (или) проекта поправок к законопроекту в Правительство Российской Федерации ответственный департамент Правительства Российской Федерации организует и проводит согласительные совещания, по результатам которых формируется финальная редакция текста соответствующего документа.
Следующим шагом указанный документ рассматривается на заседании Комиссии Правительства Российской Федерации по законопроектной деятельности. В случае одобрения Комиссией заключение направляется субъекту права законодательной инициативы, вносящему законопроект (первому в группе вносящих законопроект), и в Государственную Думу, а поправки и официальные отзывы – в соответствующую палату Федерального Собрания (в Государственную Думу или в Совет Федерации).
Возможные действия компании:
- обеспечение участия уполномоченных представителей компании в согласительных совещаниях в Аппарате Правительства Российской Федерации в целях продвижения позиции компании по желаемой редакции текста заключения, официального отзыва Правительства Российской Федерации и (или) проекта поправок к законопроекту в случаях, когда участие компании в процессах согласования предусмотрено соответствующими поручениями органов власти;
- продвижение позиции компании посредством обращения в органы власти и организации, представители которых будут принимать участие в официальных согласительных совещаниях, или непосредственно через департамент Правительства Российской Федерации, который организует проработку соответствующих проектов документов;
- оперативная реакция в случае, если ответственный департамент Правительства Российской Федерации обратиться в компанию с просьбой оказать консультационную и (или) экспертную помощь в доработке текста заключения, официального отзыва Правительства Российской Федерации и (или) проекта поправок к законопроекту по результатам проведения согласительных совещаний.
ПРИМЕЧАНИЯ:
[1] подробнее см. пункты 95-107 регламента Правительства Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июня 2004 г. № 260 «О Регламенте Правительства Российской Федерации и Положении об Аппарате Правительства Российской Федерации»
[2] подробнее см. статью 117 Регламента Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, утверждённого постановлением Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 22 января 1998 г. № 2134-II ГД «О Регламенте Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации»