Найти в Дзене

Решения GR. Часть 2. GR-деятельность в процессе разработки законопроекта Правительством РФ

Оглавление

<< Решения GR. Часть 1

Разработка и принятие законодательного акта (федерального закона) состоит из нескольких блоков, каждый блок – из нескольких стадий, и на каждой стадии компания имеет возможность осуществить ряд GR-действий, направленных на достижение своих целей.

В целом процесс можно разделить на три крупных блока:

  • разработка законопроекта Правительством Российской Федерации;
  • проработка Правительством Российской Федерации законопроекта, подготовленного иными субъектами законодательной инициативы;
  • рассмотрение законопроекта в Государственной Думе и его утверждение.

В рамках следующих трех статей подробно разберем состав каждого блока и каждой стадии и определимся с возможными GR-действиями компании для того или иного случая.

Начнем с блока работки законопроекта Правительством Российской Федерации, который включает в себя следующие стадии:

1. Объявление о разработке законопроекта.

Содержание стадии:

Представители ведомства, подчиняющегося Правительству Российской Федерации, или непосредственно представители Правительства Российской Федерации объявляют о планируемой разработке законопроекта. Обнародование такой информации, как правило, происходит на публичных мероприятиях (форумах, конференциях и т.п.), доступных для прессы совещаниях в органах власти или через средства массовой информации, в том числе путем пресс-релизов. В ряде случаев информация о планируемой разработке законопроекта может быть непосредственно передана в компанию ведомством, заинтересованным в сотрудничестве.

Возможные действия компании:

  • анализ возможных последствий принятия данного законопроекта;
  • организация мониторинга хода разработки акта;
  • обеспечение участия представителей компании в мероприятиях профильных общественных организаций (подробнее о них – в одной из следующих статей), на площадках которых планируется обсуждение законопроекта;
  • направление в ведомство, ответственное за разработку акта, официальной позиции о целесообразности участия компании в работе над законопроектом.

2. Разработка ведомством первой редакции текста законопроекта.

Содержание стадии:

Разработка законопроекта может осуществляться ведомством как полностью самостоятельно (в «закрытом» режиме), так и с привлечением экспертного сообщества, общественных организаций и отдельных интересных ведомству лиц. В результате данной стадии подготавливается редакция законопроекта (в составе: текст законопроекта, пояснительная записка и финансово-экономическое обоснование) для размещения на общественное обсуждение.

Возможные действия компании:

  • формирование единой позиции компании в части желаемой редакции текста законопроекта;
  • обеспечение участия представителей компании в посвященных разработке данного законопроекта совещаниях, проводимых ответственным ведомством, и мероприятиях профильных общественных организаций;
  • направление предлагаемой компанией редакции законопроекта в ответственное ведомство.

3. Общественное обсуждение и оценка регулирующего воздействия законопроекта.

Содержание стадии:

Перед рассылкой текста законопроекта ответственным ведомством на согласование в другие заинтересованные ведомства и организации такой законопроект должен пройти процедуру общественного обсуждения[1] и, при необходимости, процедуру оценки регулирующего воздействия[2]. В этих целях текст законопроекта размещается ответственным ведомством на официальном сайте для размещения информации о подготовке федеральными органами исполнительной власти проектов нормативных правовых актов и результатах их общественного обсуждения (далее – Сайт). Срок общественного обсуждения и срок оценки регулирующего воздействия устанавливаются ответственным ведомством и должны составлять не менее 15 календарных дней и не менее 10 рабочих дней соответственно.

По результатам данной стадии ответственное ведомство обязано доработать законопроект с учетом поступивших предложений и замечаний, и опубликовать на Сайте информацию о том, какие из предложений и замечаний были приняты и какие не приняты, с указанием соответствующих причин. Доработанный текст законопроекта и отчет об отработке предложений, поступивших в разрезе оценки регулирующего воздействия, направляются ответственным ведомством в Минэкономразвития России для подготовки заключения, по результатам которого ответственному ведомству может быть предписано повторно доработать законопроект.

Возможные действия компании:

  • проведение анализа редакции законопроекта, размещенной на Сайте;
  • проверка текста законопроекта на предмет учтены ли предложения и замечания компании, если такие предложения и замечания ранее направлялись компанией в ответственное ведомство;
  • формирование или корректировка позиции компании в части желаемой редакции текста законопроекта;
  • направление позиции компании официальным письмом в адрес ответственного ведомства[3].

4. Направление текста законопроекта на согласование в заинтересованные органы и организации и независимая антикоррупционная экспертиза.

Содержание стадии:

Доработанный по результатам общественного обсуждения и оценки регулирующего воздействия текст законопроекта направляется ответственным ведомством на согласование в заинтересованные органы власти и организации[4], а также размещается на Сайте в целях проведения независимой антикоррупционной экспертизы[5]. Независимая антикоррупционная экспертиза проводится юридическими и физическими лицами, аккредитованными Минюстом России.

Возможные действия компании:

  • направление в ответственное ведомство в официальном порядке предложений и замечаний компании в отношении желаемой редакции текста законопроекта в случаях, когда участие компании в процессах согласования предусмотрено соответствующими поручениями органов власти;
  • продвижение позиции компании посредством обращения в органы власти и организации, которые официально участвуют в процессе согласования законопроекта;
  • оперативная реакция в случаях, когда официально участвующие в согласовании ведомства и организации обращаются в компанию с просьбой оказать консультационную и (или) экспертную помощь в подготовке проектов предложений и замечаний к законопроекту;
  • оказание консультационной и (или) экспертной помощи заинтересованным органам власти и организациям в целях ускорения рассмотрения законопроекта.

5. Проведение согласительных процедур по результатам поступивших от органов и организаций предложений и замечаний к законопроекту.

Содержание стадии:

После поступления в ответственное ведомство предложений и замечаний к законопроекту от заинтересованных органов власти и организаций, осуществляется ряд согласительных процедур.

В первую очередь законопроект, как правило, дорабатывается с учетом тех предложений и замечаний, с которыми ответственное ведомство согласно. Далее формируются таблицы разногласий, содержащие свод учтенных и неучтенных предложений и замечаний к законопроекту, и ответственное ведомство проводит согласительные совещания с органами власти и организациями в целях устранения разногласий или их фиксации. По результатам согласительных совещаний оформляются протоколы, которые в обязательном порядке должны быть подписаны ответственными представителями участвующих в совещании сторон.

Возможные действия компании:

  • обеспечение участия уполномоченных представителей компании в согласительных совещаниях в целях продвижения позиции компании по желаемой редакции текста законопроекта, в случаях, когда участие компании в процессах согласования предусмотрено соответствующими поручениями органов власти;
  • продвижение позиции компании посредством обращения в органы власти и организации, представители которых будут принимать участие в официальных согласительных совещаниях.

6. Направление доработанного текста законопроекта в Минюст России и Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации.

Содержание стадии:

После завершения согласительных процедур законопроект вместе с копиями официальных писем заинтересованных органов власти и организаций, а также протоколами согласительных совещаний направляется в Минюст России в целях проведений правовой и антикоррупционной экспертизы. По результатам рассмотрения законопроекта Минюст России направляет в срок, не превышающий 30 дней, в ответственное ведомство заключение о наличии или отсутствии в законопроекте положений, провоцирующих коррупционные риски, а также заключение о соответствии законопроекта нормам Конституции Российской Федерации, общепризнанным принципам и нормам международного права, международным договорам Российской Федерации, федеральным конституционным законам и федеральным законам, а также юридической практике.

Также законопроект направляется в Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации, который по результатам рассмотрения законопроекта направляет в срок, не превышающий 15 дней, в ответственное ведомство соответствующее заключение.

Законопроекты, предусматривающие мероприятия по использованию информационно-коммуникационных технологий, созданию, развитию, эксплуатации информационных систем и информационно-коммуникационной инфраструктуры, направляются в Минцифру России в целях получения заключения, в котором дается оценка целесообразности проведения мероприятий по информатизации и (или) их финансирования.

Законопроекты, подготовка которых осуществляется с привлечением Экспертного совета при Правительстве Российской Федерации, направляются в Экспертный совет на заключение.

Законопроекты, касающиеся расходных обязательств Российской Федерации (например, когда предусмотрено выделение дополнительного финансирования из федерального бюджета), направляются в Счетную палату Российской Федерации.

Возможные действия компании:

  • оказание консультационной и (или) экспертной помощи Минюсту России, Минцифре России, Институту законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации и Экспертному совету при Правительстве Российской Федерации в целях ускорения рассмотрения законопроекта.

7. Внесение комплекта документов законопроекта в Правительство Российской Федерации.

Содержание стадии:

После проведения всех необходимых согласительных процедур и получения заключений весь комплект документов[6] вносится ответственным ведомством в Правительство Российской Федерации[7].

Возможные действия компании:

  • отслеживание факта внесения законопроекта в Правительство Российской Федерации;
  • отслеживание информации об ответственных подразделениях Аппарата Правительства Российской Федерации, которым будет поручено осуществлять подготовку законопроекта к внесению в Государственную Думу.

8. Проработка законопроекта в Аппарате Правительства Российской Федерации и его внесение в Государственную Думу.

Содержание стадии:

После внесения законопроекта в Правительство Российской Федерации определяется департамент Правительства Российской Федерации, ответственный подготовку данного законопроекта к внесению в Государственную Думу.

В первую очередь ответственным департаментом проводятся согласительные совещания, на которых рассматриваются таблицы разногласий по законопроекту и определяется финальная редакция текста законопроекта. В согласительных совещаниях принимают участие органы власти и организации, замечания которых не учтены или не полностью учтены в редакции законопроекта, внесенного в Правительство Российской Федерации.

Далее финальная версия текста законопроекта направляется Аппаратом Правительства Российской Федерации для согласования в Администрацию Президента Российской Федерации.

Если по результатам рассмотрения законопроекта в Администрации Президента Российской Федерации получены содержательные замечания, законопроект дорабатывается и повторно направляется на согласование в Администрацию.

После получения согласования Администрации Президента Российской Федерации законопроект сначала рассматривается Комиссией Правительства Российской Федерации по законопроектной деятельности и после этого – на заседании Правительства Российской Федерации, по результатам которого законопроект вносится в Государственную Дума или возвращается на доработку.

Возможные действия компании:

  • обеспечение участия уполномоченных представителей компании в согласительных совещаниях в Аппарате Правительства Российской Федерации в целях продвижения позиции компании по желаемой редакции текста законопроекта, в случаях, когда участие компании в процессах согласования предусмотрено соответствующими поручениями органов власти;
  • продвижение позиции компании посредством обращения в органы власти и организации, представители которых будут принимать участие в официальных согласительных совещаниях, или непосредственно через департамент Правительства Российской Федерации, который организует проработку законопроекта;
  • оперативная реакция в случае, если ответственный департамент Правительства Российской Федерации обратится в компанию с просьбой оказать консультационную и (или) экспертную помощь в доработке законопроекта по результатам проведения согласительных совещаний или после получения предложений и замечаний Администрации Президента Российской Федерации;
  • направление официального обращения в Администрацию Президента Российской Федерации, содержащего позицию компании по внесенному в Правительство Российской Федерации законопроекту;
  • осуществление мониторинга хода проработки законопроекта в Правительстве Российской Федерации и отслеживание момента, когда законопроект будет внесен в Государственную Думу.

Решения GR. Часть 3 >>

ПРИМЕЧАНИЯ:
[1] подробнее см. постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2012 г. № 851 «О порядке раскрытия федеральными органами исполнительной власти информации о подготовке проектов нормативных правовых актов и результатах их общественного обсуждения»
[2] подробнее см. постановление Правительства РФ от 17 декабря 2012 г. № 1318 «О порядке проведения федеральными органами исполнительной власти оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов и проектов решений Евразийской экономической комиссии, а также о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации»
[3] предложения и замечания по результатам рассмотрения законопроекта в разрезе общественного обсуждения и в разрезе оценки регулирующего воздействия могут быть направлены компанией в ответственное ведомство одним сводным письмом или отдельными письмами
[4] подробнее см. пункты 53-61.2 Регламента Правительства Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июня 2004 г. № 260
[5] подробнее см. Постановление Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 г. № 96 «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов»
[6] подробнее см. пункт 84 Регламента Правительства Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июня 2004 г. № 260 «О Регламенте Правительства Российской Федерации и Положении об Аппарате Правительства Российской Федерации»
[7] подробнее см. раздел III «Порядок внесения законопроекта в Правительство Российской Федерации» Положения о законопроектной деятельности Правительства Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.04.2009 № 389 «О мерах по совершенствованию законопроектной деятельности Правительства Российской Федерации»