"...- Миша твоему папке сказал, что фотокарточка Люды всё ещё стоит у него на тумбочке. Значит, нравится она ему. Может, нам как-нибудь свести их? Вдруг и получится что, как думаешь? - спросила Таисия.
- Изменилась Люда очень не в лучшую сторону, постарела от "хорошей" жизни с этим ненормальным, - ответила Оля ..."
Игнат Иванович поначалу просто наблюдал, как бывший зять подходит к Люде и Анечке. Считал, что отец имеет право общаться со своим ребёнком. Правда, сама малышка родного папу боялась. Когда видела его, то радости не проявляла. Наоборот, начинала просить:
- Мама, домой хочу!
Позже, когда Анечка врастет, она скажет, что самое первое воспоминание из детства - это тот эпизод, когда мама кричала слово "Помогите". В детской памяти это слово осталось навсегда.
Люда брала дочь и уходила домой, что злило Сашку. Он мог сказать бывшей жене вдогонку, что это она специально настраивает ребёнка против него. Однажды зимой, когда Люда и Аня уже легли спать, он пришёл и начал стучать в дверь, требуя, чтобы ему открыли. Хорошо, что сосед смог убедить Сашку уйти, пригрозив ему милицией. Люда уже не смогла сомкнуть глаз до утра. Она думала, что завтра же поговорит с отцом, попросит помощи. Утром она пришла в контору и услышала от старшей коллеги Ольги Ивановны:
- Ты представляешь, председателя вызывают не куда-то, а в Москву. Наверное, награду будут вручать.
- Так и сказали? - радостно спросила Люда. У Игната Ивановича уже было две медали ВДНХ, орден Октябрьской Революции, орден Ленина, а ещё медаль "Серп и Молот". Конечно, после такой новости поговорить с приёмным отцом она не решилась. Не хотела испортить ему настроение. Хорошо, что о выходке Сашки донесли люди добрые. Они сказали, что лишились покоя из-за сына Параски.
Разговор состоялся в тот же день, после чего Сашка написал заявление по собственному. Потом Сашка рассказал, что председатель пригрозил ему милицией. Сказал, что все соседи дадут показания и скажут, как он ломился в квартиру к бывшей жене. Чтобы расстаться мирно, Сашке нужно было уволиться. Он так и сделал.
В деревне он не остался, а отправился в город к Раисе, чтобы какое-то время у неё "пересидеть" и устроиться на работу.
Казалось, что теперь Люда может спать спокойно. Немного "отжила" и Параска. С сыном её жизнь была похожа на вулкан и ничем не отличалась от жизни с покойным мужем Аркашей. Снова Прасковье приходилось терпеть раздражение ( и это в лучшем случае) и молчать, потому что сыну и слова против сказать было нельзя.
Только оказалось, что рано они все радовались. Раиса встречаться без обязательств с Сашкой была готова, а вот жить с ним оказалось не так просто. После первого скандала, который он ей устроил уже очень скоро, Раиса собрала его вещи и выставила из своей квартиры. К этому времени он уже устраивался на работу на завод, где ему выделили койко-место в общежитии. Естественно, что спокойно Сашке не жилось и там. Получив очередную зарплату и отметив это радостное событие, он повздорил со своими соседями. После этого вернулся к Параске, решив, что на работу в город будет добираться на автобусе или на попутках.
Весной Сашка снова прохаживался по улицам посёлка и при встрече приветливо здоровался с бывшей женой и дочкой. На председателя Сашка поглядывал и посмеивался. Он уже был не в подчинении у Игната Ивановича, поэтому тот был ему не указ. И снова Люда потеряла сон и покой. Она старалась в выходные поменьше показываться на улице. Когда шла в магазин или на свой участок в огород, оглядывалась по сторонам. Казалось ей, что Сашка что-то задумал. Однажды, проходя мимо, он достал из кармана складенчик. Люда испуганно взглянула на Сашку и отошла в сторону, а он с видом победителя пошёл дальше.
Кто его знает, сколько бы всё это продолжалось, но только летом в гости к Олиным родителям снова приехали родственники из Свердловска. В этот раз приехали оба брата с жёнами. Вместе с ними приехал и Олег, он уже был в курсе, что Люда развелась. Оле мать призналась, что подслушала разговор её отца и его брата.
- Миша твоему папке сказал, что фотокарточка Люды всё ещё стоит у него на тумбочке. Значит, нравится она ему. Может, нам как-нибудь свести их? Вдруг и получится что?
- Да... - многозначительно произнесла Оля. - Только изменилась Люда очень не в лучшую сторону, постарела от "хорошей" жизни с этим ненормальным.
- Если она ему так нравится, - ответила Таисия, то не только здесь во внешности дело. Я так думаю. Правда, Лариса, мама его, та ещё фифа. Не знаю, захочет ли она, чтобы её единственный сын взял женщину с ребёнком. Она уже несколько раз просила, чтобы ей показали ту девушку, фотографию которой хранит её сын. Как узнала, что Люда разведена и у неё есть ребёнок, побагровела.
- Если Олег и Люда захотят быть вместе, то его мама ничего не сможет сделать. Правда, мы ещё с самой Людой не поговорили. Я ей предлагала уехать к ним, но для того, чтобы от Сашки отделаться. Мне кажется, что один долго не будет. Найдёт кого-нибудь и забудет о ней. Тогда Люда сможет жить спокойно. Хотелось бы, конечно, чтобы она и Олег были вместе...
- И я была бы очень рада. Они друг другу подходят.
Вдруг Олю осенило.
- Мама, а что если мне пригласить Люду на свой день рождения? Вместе с Олегом посидят за столом, посмотрят друг на друга, а там...Вдруг что-нибудь получится?
Как решили мама с дочкой, так и сделали. Люда пришла к подруге на день рождения вместе с Анечкой. Была приглашена и Татьяна с Игорем, чтобы у Люды не возникло подозрений, что это "смотрины". Олег всё время не спускал глаз с неё глаз, а его мать недовольно наблюдала за этой картиной. Ей не понравилось, что сын постоянно смотрит на эту "разводную" (так Лариса Александровна окрестила Люду), а её дочке подарил куклу. В итоге после очередного поднятого бокала мать Олега сказала:
- Не понимаю некоторых женщин. Влюбляются в безголовых, детей рожают, а потом, когда разводятся, стремятся поскорее жизнь свою устроить с холостяками. Думают, что нужны они кому-то больно со своими детьми. Я, например, категорически против невестки, у которой будет ребёнок!
Лариса Александровна пристально посмотрела на Люду. Та сразу покраснела. Женщина говорила так, как будто Люда пришла в сваты и хочет любыми путями стать женой Олега.
- Простите, мне нужно домой, - извинилась Люда, а потом вышла из-за стола. Оля не знала, как ей сгладить ситуацию. И здесь Олег спокойно, но уверенно заявил во всеуслышание:
- Я сам решу, на ком мне жениться и с кем жить.
Его мать такого не ожидала. Она начала что-то говорить о том, что вот так растишь сыновей, растишь, всю душу им отдаёшь, а потом появляются такие, как Люда.
- И всё, мама уже не нужна, - сказала женщина, а потом всхлипнула.
Таисия начала успокаивать Ларису, которая вытирала слёзы салфеткой, а Олег ушёл следом за Людой. К счастью, она не слышала последних слов его матери.
Олег вокруг да около ходить не собирался. Он дошёл до дома, где жила Люда, а потом предложил встретиться.
- Мне очень многое надо сказать тебе. Сможем мы поговорить не в этой обстановке.
- Извини, но я живу в деревне. Стоит нам с тобой задержаться ещё на минуту, как уже завтра пойдёт молва, а мне не хочется снова стать поводом для сплетен.
- Тогда давай встретимся в городе, - нашёлся Олег. - Там, надеюсь, нам никто не помешает.
- Я по субботам обычно езжу.
- Отлично. Значит, и я поеду, буду ждать вас с Аней в кафе, что на вокзале. Мы в него всегда заходим, когда с поезда выходим. Готовят там вкусно.
Люда согласна кивнула. Подкупило её тогда в Олеге одно: он будет ждать не её одну, а их с Аней.
Когда Люда пришла домой, сразу подошла к трюмо и посмотрела на себя. Собственное отражение её после родов не радовало. В расплывшейся фигуре уже нельзя было узнать прежнюю Люду, стройную и подтянутую. Хоть она и пыталась похудеть, но не получалось. В том стрессе, в котором она находилась последнее время, её выручала еда.
"Зачем он меня позвал? - спросила у себя Люда. - Не могу ведь я ему нравиться такая..." Да и к Олегу она относилась как к умному и образованному человеку, но не более того. Люда была уверена, что личное счастье в её жизни вряд ли когда-то будет. Она жила ради своей маленькой отрады - доченьки Анечки.