Несколько раз я уже писал о возможностях дополнительного заработка для педагогов. Проанализировав вакансии и рынок, пришёл к выводу, что одним из наиболее актуальных способов увеличения дохода для педагогов является репетиторство.
Есть несколько условий, которые определяют неизбежность этого выбора для современных учителей:
Во-первых, популяризация онлайн-профессий и дистанционного фриланса. Из многих источников мы видим и слышим информацию о том, как классно "работать на себя", быть "самозанятым", иметь "своё дело" и полностью управлять своими доходами. Конечно, учителям тоже хочется быть в тренде и пользоваться всеми благами цивилизации, поэтому репетиторство в настоящее время популярно во всём мире.
Во-вторых, существующая система образования в нашей стране предполагает необходимость дополнительных занятий для поступления в ВУЗ и для сдачи Единого государственного экзамена (ЕГЭ). Недавно наткнулся на мысль, что государству выгодно наличие теневого образования, как называют систему репетиторства, потому что её сложно контролировать и оценивать. Совмещение формального и теневого образования представляет собой определённый баланс, который позволяет достигать хороших результатов. Государству очень дорого и сложно добиться высокого уровня образования для всех, а существующая система теневого образования помогает достигать определенных результатов. В этом случае система ЕГЭ позволяет повысить уровень образования в стране в целом, так как задает определенную планку, которую нужно достигать совмещая формальное и неформальное образование.
В-третьих, репетиторство является хорошим подспорьем для повышения дохода педагогов без чрезмерного увеличения нагрузки в образовательных организациях и, соответственно, без риска профессионального выгорания.
В одном из исследований нашел информацию, о том, что педагогу очень сложно не прибегая к репетиторству повысить свой заработок выше среднего по региону, а увеличение педагогической нагрузки или совмещение сразу за собой влекут бюрократическую нагрузку - те самые отчеты.
Попробую кратко описать, то что нашел в научных исследованиях и на просторах сети.
Востребованность
Интересно наблюдать за популярностью запросов на репетиторство по годам, начиная с 2008 года. Максимальное количество запросов было сформировано в 2010 году, когда родители поняли, что ЕГЭ станет неотъемлемой частью системы образования и его придётся сдавать. Далее можно увидеть цикличную картину с пиками в начале каждого учебного года (сентябрь-октябрь), когда родители осознают необходимость дополнительных занятий для своих детей.
Самые популярные предметы
Среди самых популярных предметов, по которым родители нанимают репетиторов, оказались математика, русский язык и английский язык. Это подтверждено исследованиями и моим собственным анализом статистики популярных запросов.
Портрет
Чаще всего современный репетитор — это специалист с высшим образованием, чаще не педагогическим, а профильным (по преподаваемой дисциплине). «Типичный репетитор» по данным исследования имеет опыт работы частным преподавателем от 5 до 10 лет. Чаще всего предложения на рынке репетиторских услуг связаны с подготовкой к итоговой государственной аттестации (ОГЭ и ЕГЭ) по предметам математики, русского или иностранного языков.
Репетиторство среди студентов
Данные исследований российских социологов свидетельствуют о том, что репетиторством занимается каждый десятый студент вуза очной формы обучения. Как правило, это женский вид занятости: девушек в этой сфере — 79%. Введение ЕГЭ стало катализатором роста потребности в репетиторских услугах и изменения требований к социально-профессиональным и квалификационным характеристикам претендентов на их оказание.
Материальная мотивация является доминантой деятельности студентов-репетиторов. Вторым важным фактором выбора подработки является гибкость рабочего графика. Совмещение учебы с работой может быть дополнительным источником знаний и навыков и мотивации к обучению.
Рынок репетиторских услуг
По различным оценкам, рынок репетиторских услуг составляет более 30 млрд рублей. Несмотря на законодательные инициативы, призванные вывести самозанятых из тени, большая часть репетиторов по-прежнему действует неформально, воспринимая законодательные инициативы как «очередной налог». В зарубежной литературе теневое образование часто отождествляется с термином "shadow education".
Платформы
В интернете я нашел 6 наиболее популярных профильных платформ для репетиторов. Все они создавались в период с 1997 по 2009 г. Заметим, что наибольшим по количеству предоставляемых данных является сайт «Ваш репетитор» (73 171 уникальных репетиторов), а наименьшим – «Репетитор. ру» (1610).
На всех сайтах, выбранных для анализа, наблюдается схожая ситуация. Так, в русском и английском языках преобладают репетиторы женщины (80–95%), тогда как по математике наблюдается примерное равенство полов.
Компетенции
В одном из исследований я нашёл ранжирование компетенций, которыми должен обладать хороший репетитор. Родители и дети отметили важность умения создать комфортную и дружелюбную обстановку, обеспечить индивидуальный подход, установить психологический контакт и развить личные качества ученика.
Таким образом, фасилитация — наиболее подходящая стратегия педагогической деятельности для репетиторских практик. Главной задачей педагога, занимающего позицию фасилитатора, является стимулирование процесса обучения. Для этого необходимо умение создавать соответствующую интеллектуальную и эмоциональную обстановку, атмосферу психологической поддержки, помощи и взаимопомощи.
Принимая роль фасилитатора, репетитор занимает классическую для индивидуального обучения позицию: он организует деятельность ученика, инициирует, управляет, направляет, помогает ему в постижении нового опыта, учит получать удовольствие от мышления и процесса познания.
Фасилитация обучения
Фасилитация обучения предполагает обмен идеями и опытом при участии преподавателя-фасилитатора. Он использует открытые и закрытые вопросы, чтобы стимулировать творческое и критическое мышление. Обучающиеся чувствуют личную заинтересованность в процессе обучения: их голос слышен, их мнение учитывается, и они видят, что оно важно.
От фасилитаторов ожидается владение следующими подходами:
- Активное слушание: фасилитатор умеет слышать и слушать обучащеющегося.
- Умение задавать вопросы: фасилитатор умеет задавать открытые вопросы и стимулировать обсуждение.
- Навык решения проблем: фасилитатор умеет определить проблему, идентифицировать её причину, сформулировать возможные решения, анализировать их и отбирать лучшие, а также придумать, как измерить результат.
- Навыки разрешения конфликтов: фасилитатор понимает, что конфликтные ситуации возникают в любой группе, и умеет конструктивно их улаживать.
- Навык создания доверительной атмосферы: фасилитатор учитывает различные представления о комфорте. Фасилитатор расширяет зону комфорта участников и даёт возможность проявить себя.
- Эмпатия и принятие других: фасилитатор понимает чувства обучающегося, не критикует их идеи и мировоззрение, не позволяет это делать в группе.
- Тайм-менеджмент: фасилитатору удаётся сфокусировать внимание на теме сессии и уложиться в назначенное время.
Расценки
Средний разбег в ценах за час работы с репетитором составляет от 1000-5000 рублей на специализированных сайтах. Но также можно найти подобные услуги на сайтах частных объявлений и с меньшей ценой. Как правило, студенты и молодые специалисты выставляют более демократичные расценки, а вот преподаватели вузов и кандидаты наук берут за час в 2-3 раза больше. Наибольшая средняя цена на услуги преподавателей вуза объясняется не только их статусом, но и опытностью. В целом по данным исследования учителя школ составляют до 25% корпуса репетиторов, представленных на сайтах.
Выводы
В результате складывается своеобразная симбиотическая модель между государственной системой образования и сектором репетиторских услуг. Формальное образование дополняется теневым, что позволяет учителям удерживать доход на уровне средних показателей по своей квалификационной группе.
Ученые отмечают значимую роль частного репетиторства, как необходимого элемента поддержания должного уровня образования в развитых странах при минимальной официальной оплате труда учителей.государством.
Чтобы стать успешным репетитором, необходимо иметь профильное, не только педагогическое, образование, быть подкованным в отношении современных цифровых инструментов и обладать навыками эффективной фасилитации для достижения образовательных результатов.