Причём сделала она это вопреки воле отца, рабочего всё того же завода, который мечтал, что наследница станет знаменитой певицей (а данные для этого у неё действительно были).
Но это лишь одна из сюжетных линий фильма «Душа зовёт» (1962). Картина считается короткометражной, хотя длится почти как полнометражный фильм — 50 минут. А одним из режиссёров стал актёр Александр Борисов, которого зрители запомнили по замечательной роли профессора Лапина, ветеринара по кличке Кошачий барин из ленты «Верные друзья» (1954).
Клуб «Советские фильмы» в Telegram
Сценарий «Душа зовёт» написали начинающие авторы Александр Власов и Аркадий Млодик. Этот дуэт позднее создаст ещё ряд любопытных сюжетов, многие из которых придутся зрителям по душе. Пожалуй, самым заметным их произведением станет дилогия про армию Трясогузки.
«Душа зовёт» — это дебютный сценарий Власова и Млодика, и, надо сказать, критика отыскала в нём недостатки, но об этом ниже.
Постановкой тоже занялся дуэт: Александр Борисов и Максим Руф. Александр Борисов сниматься в кино начал ещё до войны и началу шестидесятых имел уже очень объёмную фильмографию. Но решил попробовать себя и в режиссуре и удачно дебютировал с экранизацией рассказа русского классика Ф. М. Достоевского «Кроткая». Его напарник Максим Руф, уже опытный режиссёр, кинокарьеру тоже начал в довоенные годы, но назвать её блестящей нельзя. Впрочем, и у Максима Руфа случился прорыв — под конец 1959 года вышла его комедия «Ссора в Лукашах», сразу ставшая популярной.
Название «Душа зовёт» родилось у сценаристов само собой, ведь
главный герой Алексей Тихонович Солянов всю жизнь проработал на ленинградском заводе, а сейчас собирается на пенсию.
Тем более, что и сын его, занимающий крупную должность в Москве, зовёт отца к себе. Многолетний товарищ и коллега Солянова Антон Данилович Сухов идею не одобряет: Солянов — настоящий мастер своего дела,
он всю жизнь провёл на заводе, здесь живёт его душа, и Сухов отлично знает, что другу без завода не жить.
Понимает это и сам Солянов, хотя и пытается подавить в себе щемящую тоску. Впрочем, Сухова занимают не только проблемы друга, но и собственные: его дочь Надя, обладательница прекрасного голоса, которой прямая дорога в консерваторию, решает вдруг, что она будет рабочей на заводе и намеревается пойти в ученицы к Солянову. Поддерживает её в этом решении возлюбленный Костя, тоже рабочий. А вот отец категорически против: он сам в своё время пожертвовал талантом, чтобы поднимать завод и уверен, что дочь просто обязана стать певицей.
Тем временем из Москвы приезжает сын Солянова Николай, и у него уже куплен билет в столицу для отца. Раздумывать больше некогда.
На главные роли в ленте, снимавшейся на «Ленфильме», утвердили прекрасных ленинградских актёров. Роль Солянова Александр Борисов сыграл сам, его друга Сухова сыграл Юрий Толубеев, сына — Павел Луспекаев.
В роли соседки Солянова Полины Изотовны, которая ухаживает за ним по просьбе давно ушедшей из жизни жены, — Валентина Телегина.
Дочь Сухова Надя, та самая несостоявшаяся певица, — это Людмила Чупиро, а её кавалер Костя — Алексей Кожевников.
В небольшой роли пронырливого оценщика мебели, афериста и обманщика, — Борис Рыжухин. Его натуру быстро раскусила Полина Изотовна: после его так называемой оценки мебели она задала прямой вопрос «Вы по шее давно не получали?».
В небольших ролях ищите Юрия Соловьёва и Виктора Чекмарёва, который тут сыграл редкую для себя положительную роль.
Ленту «Душа зовёт» снимали в павильонах киностудии, фактически получился камерный телеспектакль. С высоты сегодняшнего дня картина смотрится тепло и ностальгично, но сразу после премьеры на фильм накинулась критика: киноведы сочли сценарий схематичным и грешащим пробелами, а образы героев недоработанным.
Были претензии и к режиссёрам. Так, в рецензии в журнале «Советский экран» отмечалось, что фильм разваливается, потому что поставщики не смогли правильно поставить задачи артистам:
«Лишённые направления и цели, актёры вынуждены играть на свой страх и риск кто во что горазд. А. Кожевников (Костя) играет буффонаду, В. Телегина (Полина Изотовна) — почти трагедию, б. Рыжухин (оценщик мебели) — «бытовую» комедию… Все они прилагают поистине героические усилия, пытаясь прикрыть пустоту драматургии».
От себя добавлю, что эти суровые слова не поддерживаю, мне фильм показался симпатичным и искренним, хотя финал, конечно же, был предсказуем. Но это не лишает собственно действие обаяния, за что отдельное спасибо актёрам.
В финале такое соображение. Сейчас быть рабочим на заводе не то чтобы престижно, а податься в певцы — путь намного более привлекательный. Причём зачастую в артистическую среду пробиваются люди, не имеющие даже намёка на талант. Но ведь очевидно, что без певцов прожить можно, а без рабочих заводов — нет. Или это не так? Надя Сухова, героиня фильма, объясняла своё желание пойти завод тем, что важно двигать не искусство, а науку и технику. Согласны с ней?
Приглашаю вас присоединиться к моему подкасту «Надо, Федя, надо!». Теперь вы сможете не только читать, но и слушать истории о советских фильмах в любое время и в любом месте. И непременно делитесь своими впечатлениями! https://music.yandex.ru/album/10774296
В новых выпусках:
Почему героиня Татьяны Васильевой в комедии «Самая обаятельная и привлекательная» половину фильма проходила в шапке:
Что объединяет легендарного майора Вихря, блатную директоршу рынка из комедии «Гараж» и Верку-модистку из фильма «Место встречи изменить нельзя»: