Найти тему
Клуб «Советские фильмы»

Девушка с шикарным голосом предпочла заводской станок консерватории

Причём сделала она это вопреки воле отца, рабочего всё того же завода, который мечтал, что наследница станет знаменитой певицей (а данные для этого у неё действительно были).

Но это лишь одна из сюжетных линий фильма «Душа зовёт» (1962). Картина считается короткометражной, хотя длится почти как полнометражный фильм — 50 минут. А одним из режиссёров стал актёр Александр Борисов, которого зрители запомнили по замечательной роли профессора Лапина, ветеринара по кличке Кошачий барин из ленты «Верные друзья» (1954).

Кадр из фильма «Душа зовёт»
Кадр из фильма «Душа зовёт»

Клуб «Советские фильмы» в Telegram

Сценарий «Душа зовёт» написали начинающие авторы Александр Власов и Аркадий Млодик. Этот дуэт позднее создаст ещё ряд любопытных сюжетов, многие из которых придутся зрителям по душе. Пожалуй, самым заметным их произведением станет дилогия про армию Трясогузки.

«Душа зовёт» — это дебютный сценарий Власова и Млодика, и, надо сказать, критика отыскала в нём недостатки, но об этом ниже.

Постановкой тоже занялся дуэт: Александр Борисов и Максим Руф. Александр Борисов сниматься в кино начал ещё до войны и началу шестидесятых имел уже очень объёмную фильмографию. Но решил попробовать себя и в режиссуре и удачно дебютировал с экранизацией рассказа русского классика Ф. М. Достоевского «Кроткая». Его напарник Максим Руф, уже опытный режиссёр, кинокарьеру тоже начал в довоенные годы, но назвать её блестящей нельзя. Впрочем, и у Максима Руфа случился прорыв — под конец 1959 года вышла его комедия «Ссора в Лукашах», сразу ставшая популярной.

Название «Душа зовёт» родилось у сценаристов само собой, ведь

главный герой Алексей Тихонович Солянов всю жизнь проработал на ленинградском заводе, а сейчас собирается на пенсию.

Тем более, что и сын его, занимающий крупную должность в Москве, зовёт отца к себе. Многолетний товарищ и коллега Солянова Антон Данилович Сухов идею не одобряет: Солянов — настоящий мастер своего дела,

он всю жизнь провёл на заводе, здесь живёт его душа, и Сухов отлично знает, что другу без завода не жить.

Понимает это и сам Солянов, хотя и пытается подавить в себе щемящую тоску. Впрочем, Сухова занимают не только проблемы друга, но и собственные: его дочь Надя, обладательница прекрасного голоса, которой прямая дорога в консерваторию, решает вдруг, что она будет рабочей на заводе и намеревается пойти в ученицы к Солянову. Поддерживает её в этом решении возлюбленный Костя, тоже рабочий. А вот отец категорически против: он сам в своё время пожертвовал талантом, чтобы поднимать завод и уверен, что дочь просто обязана стать певицей.

Кадр из фильма. Юрий Толубеев в роли Антона Сухова. Отец и дочь записали звуковое письмо для отдыхающей в санатории матери, и теперь отец наслаждается вокалом дочери
Кадр из фильма. Юрий Толубеев в роли Антона Сухова. Отец и дочь записали звуковое письмо для отдыхающей в санатории матери, и теперь отец наслаждается вокалом дочери

Тем временем из Москвы приезжает сын Солянова Николай, и у него уже куплен билет в столицу для отца. Раздумывать больше некогда.

Кадр из фильма Александр Борисов
Кадр из фильма Александр Борисов

На главные роли в ленте, снимавшейся на «Ленфильме», утвердили прекрасных ленинградских актёров. Роль Солянова Александр Борисов сыграл сам, его друга Сухова сыграл Юрий Толубеев, сына — Павел Луспекаев.

Кадр из фильма. Павел Луспекаев
Кадр из фильма. Павел Луспекаев

В роли соседки Солянова Полины Изотовны, которая ухаживает за ним по просьбе давно ушедшей из жизни жены, — Валентина Телегина.

Кадр из фильма. Валентина Телегина
Кадр из фильма. Валентина Телегина

Дочь Сухова Надя, та самая несостоявшаяся певица, — это Людмила Чупиро, а её кавалер Костя — Алексей Кожевников.

Кадр из фильма. Людмила Чупиро и Алексей Кожевников
Кадр из фильма. Людмила Чупиро и Алексей Кожевников

В небольшой роли пронырливого оценщика мебели, афериста и обманщика, — Борис Рыжухин. Его натуру быстро раскусила Полина Изотовна: после его так называемой оценки мебели она задала прямой вопрос «Вы по шее давно не получали?».

Кадр из ильма. Борис Рыжухин и Валентина Телегина
Кадр из ильма. Борис Рыжухин и Валентина Телегина

В небольших ролях ищите Юрия Соловьёва и Виктора Чекмарёва, который тут сыграл редкую для себя положительную роль.

Кадр из фильма. Юрий Соловьёв и Александр Борисов
Кадр из фильма. Юрий Соловьёв и Александр Борисов

Ленту «Душа зовёт» снимали в павильонах киностудии, фактически получился камерный телеспектакль. С высоты сегодняшнего дня картина смотрится тепло и ностальгично, но сразу после премьеры на фильм накинулась критика: киноведы сочли сценарий схематичным и грешащим пробелами, а образы героев недоработанным.

Были претензии и к режиссёрам. Так, в рецензии в журнале «Советский экран» отмечалось, что фильм разваливается, потому что поставщики не смогли правильно поставить задачи артистам:

«Лишённые направления и цели, актёры вынуждены играть на свой страх и риск кто во что горазд. А. Кожевников (Костя) играет буффонаду, В. Телегина (Полина Изотовна) — почти трагедию, б. Рыжухин (оценщик мебели) — «бытовую» комедию… Все они прилагают поистине героические усилия, пытаясь прикрыть пустоту драматургии».

От себя добавлю, что эти суровые слова не поддерживаю, мне фильм показался симпатичным и искренним, хотя финал, конечно же, был предсказуем. Но это не лишает собственно действие обаяния, за что отдельное спасибо актёрам.

В финале такое соображение. Сейчас быть рабочим на заводе не то чтобы престижно, а податься в певцы — путь намного более привлекательный. Причём зачастую в артистическую среду пробиваются люди, не имеющие даже намёка на талант. Но ведь очевидно, что без певцов прожить можно, а без рабочих заводов — нет. Или это не так? Надя Сухова, героиня фильма, объясняла своё желание пойти завод тем, что важно двигать не искусство, а науку и технику. Согласны с ней?

Приглашаю вас присоединиться к моему подкасту «Надо, Федя, надо!». Теперь вы сможете не только читать, но и слушать истории о советских фильмах в любое время и в любом месте. И непременно делитесь своими впечатлениями! https://music.yandex.ru/album/10774296

-9

В новых выпусках:

Почему героиня Татьяны Васильевой в комедии «Самая обаятельная и привлекательная» половину фильма проходила в шапке:

Что объединяет легендарного майора Вихря, блатную директоршу рынка из комедии «Гараж» и Верку-модистку из фильма «Место встречи изменить нельзя»: