В этой статье мы разберём новый трамвай 71 431Р "Достоевский" и посмотрим в целом на новое поколение трамваев от Уралтрансмаша, также мы затронем предыдущие поколение трамвайных вагонов.
Предыдущие поколение 71 415 и 71 418.
Про трамвай 71 415 я рассказывал в своей недавней статье:
А также про его трёхсекционный вариант 71 418:
Долго на них останавливаться не будем, скажем в крации, что базовые варианты этих вагонов уходят в историю.
Разве что трамваи 71 415Р будут мелкими партиями производиться под заказ для Нижнего Новгорода и Нижнего Тагила.
Также и с 71 418, который 2 раза проходил обкатку, но его Екатеринбург так и не купил. Также к нему были определённые вопросы по технической части. На данный момент трамвай стоит на заводе Уралтрансмаш.
С 71 415М тоже ничего не известно, так как он даже не сертифицирован. Он проходил обкатку в Екатеринбурге весь 2023 год с перерывами. Как мне рассказали представители от Уралтрансмаша, что скорее всего эта модель тоже уйдёт в историю, так как она сделана на старой платформе, на неё нет времени на данный момент и многое в этом вагоне не отвечает духу времени.
Хотя с другой стороны Уралтрансмаш на Иннопроме сделал анонс на 71 415М и 71 418М.
Трамвай 71 415М:
Трамвай 71 418М:
Так что не известно, что ожидать в реальности. От себя скажу, что вагоны выглядят великолепно и хотелось бы чтобы будущее вагоны имели подобный дизайн.
Трамвай 71 431Р "Достоевский", как представитель нового поколения.
- Предыстория
Городскому руководству в начале 2020х годов захотелось украсить свой центр города новыми трамваями, но вагоны от ПКТС и УКВЗ не подходили для северной столицы, так как не проходили по габаритам и их внешний облик не отвечал облику зданий в центре города. Нужен был вагон в ретро-стиле и на тот и сегодняшний момент такие вагоны может делать только Уралтрансмаш.
И в 2022 году Санкт-Петербург подписал с Уралтрансмашом контракт на поставку двух и трёхсекционных трамваев в ретро-стиле. Санкт-Петербург выдвинул техническое задание по которому вагоны должны были копировать вагон ЛМ57, который в своё время получил прозвище "Стиляга", также новый трамвай должен был вписываться в повороты 14 метров, трехсекционный вагон должен быть двухсторонним, а двухсекционный должен был быть односторонним, также должна быть разработана новая тележка для этих вагонов. Из всего вышесказанного сразу понятно, что за основу не будут взяты 71 415 и 71 418, а будет начата разработка совершенно новых вагонов для Санкт-Петербурга.
- Готовый вагон
В результате этого появился проект трамваев 71 431Р "Достоевский" и его двухсекционный собрат 71 421Р "Довлатов".
В результате первый "Достоевского" собрали в к августу 2023 года.
Вагон был абсолютно новым для Уралтрансмаша, так как он был короче 71 418 и длиннее 71 409. Вагон по длине занял место рядом с трамваями Песа Фокстрот 71 414 и 71 639 "Кастор", у которых длина 25-26 метров.
И если Песа уходит с трамвайной арены истории, то "Кастор" наоборот новичок на рынке. Но его разбор оставим на следующий раз.
- Внешний вид
Давайте пройдём по внешнему виду вагона, так как это изюминка этой модификации.
Маска вагона отсылает нас к вагонам серии ЛМ57, но именно отсылает, а не копирует, так как дизайнеры и конструкторы завода решили её переосмыслить и синтезировать с современными технологиями.
На самой маске и на бортах трамвая присутствуют хромированые части. Низ вагона окрашен в зелёный цвет, тогда как верх в цвет слоновой кости.
Вагон имеет на каждую сторону по четыре двери, две одностворчатых и две двухстворчатых. Всего в трамвае восемь дверей.
Кстати, по поводу них, на этой модели в отличие от 71 415Р на вагоне сделан декоративный рисунок в виде ширмовых дверей, которые были на ЛМ57. Также стоит обратить внимание, что тележки открыты и на них изначально нет никаких фальшбортов. Тем более это выглядит очень хорошо и стильно.
Вагон двухсторонний и имеет две кабины, то есть он может работать в качестве челнока, как электричка. И имеет два полупантографа.
Справа от кабины с двух сторон выполнена надпись "Достоевский" и "Уралтрансмаш". Это второй после 71 415М вагон, где выполняется таким образом надпись производителя.
- Салон
Несмотря ретро-стиль снаружи, салон трамвая внутри выглядит современно и в некотором роде футуристично.
В трамвае очень светло и просторно, нет тесных и узких проходов, нет подножек, как в вагонах ПКТС. В вагоне очень хорошо работает кондиционер. Отделка выполнена из стеклопластика белого цвета, а сиденья выполнены в синем цвете, что даёт приятное ощущение спокойствия и света. В салоне множество зарядок, а также два места для людей с ограниченными возможностями. В вагоне также по сравнению с предыдущими моделями удобно сделаны поручни. В вагоне очень много информационных систем для пассажиров.
В средней секции сиденья расположены как в метро, так как это увеличивает место в салоне, также такое расположение удобное, так как трамвай двухсторонний. Также на каждой стороне есть информационные экраны.
Первая и третья секции одинаковые, в них находятся кабины управления, накопительные площадки, места для маломобильных групп населения. Из-за этого средние двери расположены асимитрично. В районе тележек сиденья расположены в классической компановке: вдоль и против движения. В вагоне четыре информационных экрана: два на потолке и два на боковых панелях.
Ещё одной изюминкой этого вагона является информационный экран прямо на окне трамвая. На нём отображается маршрут следования, достопримечательности, интересные факты. На данный момент Уралтрансмаш единственный трамвайный производитель, который смог реализовать подобную функцию на своей продукции.
В трамвае, как я и говорил, две кабины. Она выполнена на высшем уровне: ручное управление, дисплеи, удобное кресло, кнопки расположены на подлокотнике и конечно же кондиционер. Вообщем и целом кабина очень комфортная для водителя.
- Эксплуатация
В сентябре 2023 года трамвай был доставлен в Санкт-Петербург и после всех испытаний вагон в октябре прошёл сертификацию. Там же прошла пышная презентация и ТД и ТП. После этого вагон начал работу на маршрутах 3, 6 и 40. Также стартовало серийное производство этой модели. Трамвай понравился руководству города, транспортному управлению и жителям и гостям города. Вагоны на сегодняшний момент продолжают производиться и поступать в Санкт-Петербург.
К Иннопрому 2024 Уралтрансмаш решил устроить обкатку трамвая "Достоевский" в Екатеринбурге на протяжении выставки. Вагон поступил 4 июля в западное трамвайное депо, где проходил обкатку от депо до конечной остановки Шарташ, мне его удалось снять на обкатке 5 июля.
Трамвай должен был ходить по экскурсионному маршруту от конечной Волгоградская до остановки Гостиница Исеть с 8 по 10 июля. Мне удалось прокатиться на этом прекрасном вагоне 8 и 9 июля. Также его смог увидеть 10 июля.
Снаружи вагон мне очень понравился, также мне понравился салон, его простор цветовая гамма. Вагон идёт мягко, его не трясёт. В салоне тихо и светло, информационные экраны были настроены для маршрута номер 18 и поэтому пассажиры могли узнавать о достопримечательностях, мимо которых проезжает трамвай. Также в вагоне работали журналисты от Уралтрансмаша и ОТВ, которые брали интервью у пассажиров. Вообщем и целом Уралтрансмаш организовал великолепную атмосферу доброты, веселья и позитива. И я выражаю всем организаторам огромную благодарность.
Перспективы нового поколения.
Как мы уже поняли, что в ближайшем будущем 71 415 и 71 418 уйдут окончательно в историю, но что придёт на их место? Если с будущим двухсекционного 71 421 и трёхсекционного 71 431 понятно, правда сейчас не известно как будет выглядеть их современный облик. А вот с односекционным трамваем пока вообще ничего неизвестно, кроме того, что техническая часть будет базироваться на базе 71 431Р.
В заключении хочется сказать, что на данный момент Уралтрансмаш выходит из трамвайного кризиса и старается наверстать упущенное. Искренне надеюсь, что у них всё получится и наши екатеринбургские вагоны будут бегать по всей России, включая наш город Екатеринбург.
#уралтрансмаш #екатеринбург #трамвай #санкт-петербург #ретро #иннопром #71431р #Достоевский #история #ростех #увз #новинка #качество