В этой статье мы с вами разберёмся с историей трамвая 71 415 и его модификациях. Мы пойдём по порядку, от самой первой до самых новых и экзотических модификаций.
71 415
Проект полностью низкопольного трамвайного вагона разработан Уралтрансмашем в 2017 году. В 2018 году был собран первый трамвай нового поколения-71 415. Новое семейство трамваев от Уралтрансмаша должна была стать ответом на трамваи от ПКТС. На базе этого вагона должны были быть созданы двух или трёхсекционые трамваи.
В 2018 году 71 415 был представлен на выставке Иннопром. Затем вагон был отправлен на завод и к ноябрю этого же года он начал проходить испытания в Западном трамвайном депо города Екатеринбург. В 2019 году он начал обкатываться на улицах города. Правительство города даже обещало закупить 60 штук этой модели. Трамвай получил бортовой номер 993.
В 2019 году был создан и показан 71 418, логическое продолжение 71 415.
В конце августа 71 415 выпустили на 26 маршрут. Мне удалось его снять 2 сентября 2019.
Вагон выглядит своеобразно и по своему привлекательным. Он может тягаться в плане дизайна с трамваем 71 911 "Сити Стар" или даже с 71 628. Но когда в 2018 году появился 71 911ЕМ "Львёнок" то дизайн Уралтрансмаша начал проигрывать.
Салон трамвая выглядит современно и стильно. Сиденья расположены 2 плюс 1 и по правому борту в районе подиумов образуется свободное пространство, которое будетполезно людям у которых есть багаж или животные. В вагоне имеются информационные табло. Имеются места для маломобильных групп населения. Поручни расположены в виде дуг, которые уходят в потолок, из-за этого кажется, что в салоне тесно, но это не так, так что это неудачное решение дизайнеров, которое перекачевало в 71 418. В районе подиумов, где находится тележка нет выступов как на вагонах ПКТС. Так как редуктор на тележках Уралтрансмаша расположен наружу, а вагонах ПКТС они расположены внутри.
Трамвай продолжал эксплуатироваться в Екатеринбурге до декабря 2019 года. Вагон прошёл испытания в Екатеринбурге, но город его не захотел закупать.
В сентябре 2019 года Уралтрансмаш изготовил второй экземпляр 71 415 для Коломны, он был какое-то время в Западное депо, потом он уехал к заказчику.
Первый экземпляр уехал в Челябинск на испытания, город им не заинтересовался. Затем в 2020 году 71 415 отправился в Нижний Тагил, где им заинтересовались местные власти и даже приняли решение о закупке 3 вагонов этой модели. После вагон отправился в Череповец, где повторился челябинский сценарий. Затем в сентябре 2020 года вагон вернули на завод, где и находится по сей день.
Тем временем в Коломне весь 2020 год проходил испытания второй экземпляр 71 415, у заказчика появились замечания. Трамвай так и не выпустили на маршрут и его осенью 2020 года также вернули на завод.
В конце 2020 и начало 2021 года три трамвая 71 415 были переведены в Нижний Тагил. Эксплуатация этих вагонов шла не так гладко: периодически сход с рельс, проблемы с фальшбортами на тележках, которые вовсе сняли, также вагоны оказались не надёжными. Мне удалось побывать дважды в Нижнем Тагиле в 2023 году и мне удалось увидеть всего лишь один вагон и то в депо.
Затем об этой модификации не появлялось новой информации. Также не было новых заказов, на Уралтрансмаше оставалось два опытных вагона и три серийные машины для Нижнего Тагила.
В 2022 году к 300 летию Нижнего Тагила, город решил закупить трамваи. Изначально это должны были быть 71 415 и 71 415Р о котором расскажу ниже. Но было принято решение закупить вместо 71 415 полунизкопольные 71 412, что подтверждает о том, что в Нижнем Тагиле не были довольны 71 415.
Тем временем в начале 2022 года нужно было закупать подвижной состав. Многие думали, что закупят 71 415, но Мовиста закупила 71 911ЕМ "Львёнок" от ПКТС, что ударило по репутации Уралтрансмаша.
Но в конце февраля 2022 года появились фотографии трамвая 71 415, который испытывался в Коломне.
Трамвай поступил не в западное, а в северное трамвайное депо, что было немного удивительно, так как северное депо не имеет опыт обслуживания полностью низкопольных вагонов. Вагон получил бортовой номер 298. С другой стороны этот опыт скорее всего будет полезен работникам депо, так как в будущем в Северное трамвайное депо временно поступят трамваи "Львёнок" для междугородней линии Екатеринбург-Верхняя Пышма. Вагон был брендирован специальными наклейками для пассажиров где написана цена, места для маломобильных граждан, завод производитель и способы оплаты. У трамвая отсутствовали фальшборта на тележках. Он активно проходил обкатку в районе Уралмаша.
5 апреля 2022 года мне удалось снять его на обкатке. Казалось в какой-то момент вагон выйдет на линию, но этого так и не произошло. Вагон пропал из информационого пространства в мае и о нём не было ничего слышно. Кстати в СМИ ничего не было по поводу этого трамвая. Также не известно, куплен этот вагон ЕМУП Гортрансом или его всего лишь отдали для обкатки. Как потом оказалось, что данный трамвай превращён в лабораторию, где испытывается новое оборудование. Вагон скорее всего не когда не выйдет с пассажирами.
В сентябре этот вагон начал обкатываться до конечной остановки Шарташ. И так трамвай обкатывался до 2023 года под контролем Северного трамвайного депо, затем его передали в Западное трамвайное депо.
В Западном трамвайном депо вагон обкатывался иногда с новым 71 415М, о котором я скажу ниже. Вагон летом 2023 года перевели в Западное трамвайное депо. Но в середине 2023 года вагон снова пропал с улиц города и стоит в депо.
Прошло более 5 лет, как первый экземпляр был выпущен Уралтрансмашом, но на сегодняшний день существует всего лишь пять трамваев этой модификации.
71 415Р
Эта модификация была создана на базе 71 415 и предназначалась для экскурсий или в качестве украшения города. Вагон был создан в 2020 году и продемонстрирован журналистам 30 декабря 2020 года. Были заявления властей о возможной закупке этих вагонов для Екатеринбурга и Нижнего Тагила. Этот трамвай не имел и не имеет аналогов среди других производителей.
Новый трамвай отправился в Западное трамвайное депо в январе 2021 года для испытаний. Вагон испытывался в разных районах города. Он не имел бортового номера.
Мне удалось его заснять 7 марта 2021 года во время испытаний.
Трамвай выглядит одновременно футуристично и отсылающим к вагонам начала 20 века. Вагон изначально шёл без фальшбортов, тележки были открыты, что выглядело уместно. Расцветка трамвая также отсылает к началу 20 века, а также окраску вагонов Татра и РВЗ.
Салон также сделан в ретро стиле: вместо кресел имеются деревянные скамейки, есть реплика тормозного колеса. Поручни в отличие от 71 415 расположены под прямым углом и в салоне нет ощущения тесноты. В вагоне имеются информационные экраны. Имеются места для маломобильных групп населения.
Кабина водителя претерпела косметические извинения, но все органы управления, как на базовом 71 415.
Вагон продолжал обкатку, затем в апреле и мае ЕМУП Гортранс провёл несколько экскурсий для детских групп, а к 9 мая была проведена экскурсия для ветеранов ВОВ.
К этому времени Нижний Новгород заявил о желании купить 11 трамваев этой модели к 800 летию города и подписал контракт с Уралтрансмашом
В июне 2021 года трамвай увезли из Западного трамвайного депо на завод, затем он в июле был показан на выставке Иннопром. Потом его отправили в Нижний Новгород и на протяжении всего 2021 года в этот город пришли все 11 трамваев этой модели.
В июле 2022 года я побывал в Нижнем Новгороде и смог прокатиться на 71 415Р.
Трамваи работают на 2 кольцевом маршруте. Вагоны 71 415Р хорошо подошли для Нижнего Новгорода, так как их внешний вид сочетается с архетектурой зданий и обликом города. Снаружи трамвай выглядит в хорошем состоянии.
Перемещаться в 71 415Р удобно, работают все системы. В вагоне работал кондиционер. За год эксплуатации вагон внутри выглядит чисто.
Правда пообщавшись с водителями из 1 трамвайного депо, я услышал, что они не довольны качеством трамваев. Не знаю на сколько это правда.
В 2022 году Нижний Тагил решил к своему 300 летию закупить два трамвая 71 415Р. Вагоны поступили в этом же году. Они должны были возить экскурсии по городу и иногда выходить на некоторое маршруты. Побывав в Нижнем Тагиле в 2023 году мне не удалось поймать эту модель.
На данный момент произведено тринадцать трамваев этой модификации. С 2022 года заказов на эту модель нет.
71 415М
71 415М стал попыткой Уралтрансмаша воскресить проект полностью низкопольного трамвайного вагона и выйти на один уровень с конкурентами: ПКТС и УКВЗ. Вагон разрабатывали с 2022 по 2023 В трамвае попытались исправить все недочёты 71 415, повысить надёжность и улучшить преимущества предыдущей модели, также трамвай состоит только из российских комплектующих, на этой модификации стоят новые тележки с двойным подвешиванием. Вагон представили журналистам, властям города и области 8 февраля 2023 года. Были обещания о закупки данной модели для Академического и Солнечного района.
В начале марта вагон привезли в Западное трамвайное депо для прохождения испытаний. Трамвай получил бортовой номер 996.
Мне удалось снять его на обкатке 11 марта 2023 года.
Внешне трамвай выглядит очень современно, дизайн вагона отсылает к последним модификациям 71 911ЕМ "Львёнок" и к 71 628М. Трамвай является новой страницей в плане дизайна, ведь на Уралтрансмаше до этого не производили столь стильных вагонов.
К сожалению заснять салон мне у него не удалось. Вагон проходил обкатку в одиночку до конца марта, затем вместе с ним начал ездить с 71 415 бортовой 298. Они парой ездили до мая, потом вагон снова начал ездить самостоятельно, но на улицах он появлялся всё реже и реже. В июне трамвай не выходил из депо.
Когда построили линию в Академический район, то 71 415М периодически появлялся на новой ветке. Но большую часть времени вагон простоял в депо. В 2024 году трамвай не выходил из депо. Прошло больше года, но вагон так и не вышел на линию.
Как потом оказалось, что данный трамвай даже не сертифицирован, так у разработчиков Уралтрансмаша нет времени на его доводку, так как в 2023 и 2024 году у них множество задач.
Всего изготовлен один экземпляр этой модификации.
Заключение
Прошло около 6 лет, как первый трамвай 71 415 был изготовлен Уралтрансмашем. И по итогу мы имеем:
- 71 415 изготовили 5 штук.
- 71 415Р изготовили 13 штук.
- 71 415М изготовлен один экземпляр.
То есть всего изготовлено 19 трамваев всех модификаций. Самым успешным оказался 71 415Р из-за своего необычного дизайна и то из-за отсутствия конкурентов на рынке. На данный момент модель 71 415 проиграла своим конкурентам и 71 911 вместе 71 628 делят рынок односекционых полностью низкопольных трамвайных вагонов. Не смотря на то, что 71 415 был второй моделью полностью низкопольного трамвайного вагона в России после 71 911 от ПКТС, Уралтрансмаш потерпел поражение из-за качества и исполнения своей продукции. Через 2.5 года Усть-Катавский вагоностроительный завод выпустил первый экземпляр 71 628 который внешне отсылал к 71 623 и был равен 71 415, но к середине года там выпустили 71 628М, а затем в 2022 году 71 628.01, который мало того, что превосходил 71 415, но и 71 911ЕМ "Львёнок". УКВЗ понадобился год, чтобы из неказистой машины сделать передовой во всех смыслах вагон. Уралтрансмашу понадобилось около 5 лет, чтобы выкатить вагон, который отвечает современным требованиям.
Фактически история о 71 415 повторяет историю вагонов РВЗ 7 и ЛТ10, скорее всего этот трамвай уйдёт в историю в виде неудачного проекта, кстати как и 71 418.
И действительно, Уралтрансмаш планирует в скором времени закрыть эти проекты и разработать новое поколение трамваев, первенцем стал 71 431Р "Достоевский".
#71415 #Уралтрансмаш #Екатеринбург #нижнийтагил #коломна #трамвай #ретро #академический #увз