Найти в Дзене
Екатранс

Трамвай 71 415, от надежд до провала.

Оглавление

В этой статье мы с вами разберёмся с историей трамвая 71 415 и его модификациях. Мы пойдём по порядку, от самой первой до самых новых и экзотических модификаций.

71 415

-2

Проект полностью низкопольного трамвайного вагона разработан Уралтрансмашем в 2017 году. В 2018 году был собран первый трамвай нового поколения-71 415. Новое семейство трамваев от Уралтрансмаша должна была стать ответом на трамваи от ПКТС. На базе этого вагона должны были быть созданы двух или трёхсекционые трамваи.

В 2018 году 71 415 был представлен на выставке Иннопром. Затем вагон был отправлен на завод и к ноябрю этого же года он начал проходить испытания в Западном трамвайном депо города Екатеринбург. В 2019 году он начал обкатываться на улицах города. Правительство города даже обещало закупить 60 штук этой модели. Трамвай получил бортовой номер 993.

В 2019 году был создан и показан 71 418, логическое продолжение 71 415.

В конце августа 71 415 выпустили на 26 маршрут. Мне удалось его снять 2 сентября 2019.

2 сентября 2019 года, трамвайное кольцо Волгоградская
2 сентября 2019 года, трамвайное кольцо Волгоградская

Вагон выглядит своеобразно и по своему привлекательным. Он может тягаться в плане дизайна с трамваем 71 911 "Сити Стар" или даже с 71 628. Но когда в 2018 году появился 71 911ЕМ "Львёнок" то дизайн Уралтрансмаша начал проигрывать.

Снято 2 сентября 2019 года
Снято 2 сентября 2019 года

Салон трамвая выглядит современно и стильно. Сиденья расположены 2 плюс 1 и по правому борту в районе подиумов образуется свободное пространство, которое будетполезно людям у которых есть багаж или животные. В вагоне имеются информационные табло. Имеются места для маломобильных групп населения. Поручни расположены в виде дуг, которые уходят в потолок, из-за этого кажется, что в салоне тесно, но это не так, так что это неудачное решение дизайнеров, которое перекачевало в 71 418. В районе подиумов, где находится тележка нет выступов как на вагонах ПКТС. Так как редуктор на тележках Уралтрансмаша расположен наружу, а вагонах ПКТС они расположены внутри.

Салон трамвай 71 911ЕМ "Львёнок". В районе тележек видны выступы, где находится редуктор.
Салон трамвай 71 911ЕМ "Львёнок". В районе тележек видны выступы, где находится редуктор.

Трамвай продолжал эксплуатироваться в Екатеринбурге до декабря 2019 года. Вагон прошёл испытания в Екатеринбурге, но город его не захотел закупать.

В сентябре 2019 года Уралтрансмаш изготовил второй экземпляр 71 415 для Коломны, он был какое-то время в Западное депо, потом он уехал к заказчику.

Первый экземпляр уехал в Челябинск на испытания, город им не заинтересовался. Затем в 2020 году 71 415 отправился в Нижний Тагил, где им заинтересовались местные власти и даже приняли решение о закупке 3 вагонов этой модели. После вагон отправился в Череповец, где повторился челябинский сценарий. Затем в сентябре 2020 года вагон вернули на завод, где и находится по сей день.

Тем временем в Коломне весь 2020 год проходил испытания второй экземпляр 71 415, у заказчика появились замечания. Трамвай так и не выпустили на маршрут и его осенью 2020 года также вернули на завод.

В конце 2020 и начало 2021 года три трамвая 71 415 были переведены в Нижний Тагил. Эксплуатация этих вагонов шла не так гладко: периодически сход с рельс, проблемы с фальшбортами на тележках, которые вовсе сняли, также вагоны оказались не надёжными. Мне удалось побывать дважды в Нижнем Тагиле в 2023 году и мне удалось увидеть всего лишь один вагон и то в депо.

Затем об этой модификации не появлялось новой информации. Также не было новых заказов, на Уралтрансмаше оставалось два опытных вагона и три серийные машины для Нижнего Тагила.

В 2022 году к 300 летию Нижнего Тагила, город решил закупить трамваи. Изначально это должны были быть 71 415 и 71 415Р о котором расскажу ниже. Но было принято решение закупить вместо 71 415 полунизкопольные 71 412, что подтверждает о том, что в Нижнем Тагиле не были довольны 71 415.

Тем временем в начале 2022 года нужно было закупать подвижной состав. Многие думали, что закупят 71 415, но Мовиста закупила 71 911ЕМ "Львёнок" от ПКТС, что ударило по репутации Уралтрансмаша.

71 911ЕМ "Львёнок" на линии Екатеринбург-Верхняя Пышма, снято 27 августа 2022 года.
71 911ЕМ "Львёнок" на линии Екатеринбург-Верхняя Пышма, снято 27 августа 2022 года.

Но в конце февраля 2022 года появились фотографии трамвая 71 415, который испытывался в Коломне.

Снято 5 апреля 2022 года
Снято 5 апреля 2022 года

Трамвай поступил не в западное, а в северное трамвайное депо, что было немного удивительно, так как северное депо не имеет опыт обслуживания полностью низкопольных вагонов. Вагон получил бортовой номер 298. С другой стороны этот опыт скорее всего будет полезен работникам депо, так как в будущем в Северное трамвайное депо временно поступят трамваи "Львёнок" для междугородней линии Екатеринбург-Верхняя Пышма. Вагон был брендирован специальными наклейками для пассажиров где написана цена, места для маломобильных граждан, завод производитель и способы оплаты. У трамвая отсутствовали фальшборта на тележках. Он активно проходил обкатку в районе Уралмаша.

Снято 5 апреля 2022 года
Снято 5 апреля 2022 года

5 апреля 2022 года мне удалось снять его на обкатке. Казалось в какой-то момент вагон выйдет на линию, но этого так и не произошло. Вагон пропал из информационого пространства в мае и о нём не было ничего слышно. Кстати в СМИ ничего не было по поводу этого трамвая. Также не известно, куплен этот вагон ЕМУП Гортрансом или его всего лишь отдали для обкатки. Как потом оказалось, что данный трамвай превращён в лабораторию, где испытывается новое оборудование. Вагон скорее всего не когда не выйдет с пассажирами.

В сентябре этот вагон начал обкатываться до конечной остановки Шарташ. И так трамвай обкатывался до 2023 года под контролем Северного трамвайного депо, затем его передали в Западное трамвайное депо.

Снято в ноябре 2022 года
Снято в ноябре 2022 года

В Западном трамвайном депо вагон обкатывался иногда с новым 71 415М, о котором я скажу ниже. Вагон летом 2023 года перевели в Западное трамвайное депо. Но в середине 2023 года вагон снова пропал с улиц города и стоит в депо.

Прошло более 5 лет, как первый экземпляр был выпущен Уралтрансмашом, но на сегодняшний день существует всего лишь пять трамваев этой модификации.

71 415Р

-10

Эта модификация была создана на базе 71 415 и предназначалась для экскурсий или в качестве украшения города. Вагон был создан в 2020 году и продемонстрирован журналистам 30 декабря 2020 года. Были заявления властей о возможной закупке этих вагонов для Екатеринбурга и Нижнего Тагила. Этот трамвай не имел и не имеет аналогов среди других производителей.

Новый трамвай отправился в Западное трамвайное депо в январе 2021 года для испытаний. Вагон испытывался в разных районах города. Он не имел бортового номера.

Мне удалось его заснять 7 марта 2021 года во время испытаний.

Снято 7 марта 2021 года
Снято 7 марта 2021 года

Трамвай выглядит одновременно футуристично и отсылающим к вагонам начала 20 века. Вагон изначально шёл без фальшбортов, тележки были открыты, что выглядело уместно. Расцветка трамвая также отсылает к началу 20 века, а также окраску вагонов Татра и РВЗ.

Снято 7 марта 2021 года
Снято 7 марта 2021 года

Салон также сделан в ретро стиле: вместо кресел имеются деревянные скамейки, есть реплика тормозного колеса. Поручни в отличие от 71 415 расположены под прямым углом и в салоне нет ощущения тесноты. В вагоне имеются информационные экраны. Имеются места для маломобильных групп населения.

Снято 7 марта 2021 года
Снято 7 марта 2021 года

Кабина водителя претерпела косметические извинения, но все органы управления, как на базовом 71 415.

Вагон продолжал обкатку, затем в апреле и мае ЕМУП Гортранс провёл несколько экскурсий для детских групп, а к 9 мая была проведена экскурсия для ветеранов ВОВ.

К этому времени Нижний Новгород заявил о желании купить 11 трамваев этой модели к 800 летию города и подписал контракт с Уралтрансмашом

В июне 2021 года трамвай увезли из Западного трамвайного депо на завод, затем он в июле был показан на выставке Иннопром. Потом его отправили в Нижний Новгород и на протяжении всего 2021 года в этот город пришли все 11 трамваев этой модели.

В июле 2022 года я побывал в Нижнем Новгороде и смог прокатиться на 71 415Р.

Снято 5 июля 2022 года
Снято 5 июля 2022 года

Трамваи работают на 2 кольцевом маршруте. Вагоны 71 415Р хорошо подошли для Нижнего Новгорода, так как их внешний вид сочетается с архетектурой зданий и обликом города. Снаружи трамвай выглядит в хорошем состоянии.

Снято 5 июля 2022 года
Снято 5 июля 2022 года

Перемещаться в 71 415Р удобно, работают все системы. В вагоне работал кондиционер. За год эксплуатации вагон внутри выглядит чисто.

Правда пообщавшись с водителями из 1 трамвайного депо, я услышал, что они не довольны качеством трамваев. Не знаю на сколько это правда.

В 2022 году Нижний Тагил решил к своему 300 летию закупить два трамвая 71 415Р. Вагоны поступили в этом же году. Они должны были возить экскурсии по городу и иногда выходить на некоторое маршруты. Побывав в Нижнем Тагиле в 2023 году мне не удалось поймать эту модель.

На данный момент произведено тринадцать трамваев этой модификации. С 2022 года заказов на эту модель нет.

71 415М

-16

71 415М стал попыткой Уралтрансмаша воскресить проект полностью низкопольного трамвайного вагона и выйти на один уровень с конкурентами: ПКТС и УКВЗ. Вагон разрабатывали с 2022 по 2023 В трамвае попытались исправить все недочёты 71 415, повысить надёжность и улучшить преимущества предыдущей модели, также трамвай состоит только из российских комплектующих, на этой модификации стоят новые тележки с двойным подвешиванием. Вагон представили журналистам, властям города и области 8 февраля 2023 года. Были обещания о закупки данной модели для Академического и Солнечного района.

В начале марта вагон привезли в Западное трамвайное депо для прохождения испытаний. Трамвай получил бортовой номер 996.

Мне удалось снять его на обкатке 11 марта 2023 года.

Снято 11 марта 2023 года
Снято 11 марта 2023 года

Внешне трамвай выглядит очень современно, дизайн вагона отсылает к последним модификациям 71 911ЕМ "Львёнок" и к 71 628М. Трамвай является новой страницей в плане дизайна, ведь на Уралтрансмаше до этого не производили столь стильных вагонов.

Снято 11 марта 2023 года
Снято 11 марта 2023 года

К сожалению заснять салон мне у него не удалось. Вагон проходил обкатку в одиночку до конца марта, затем вместе с ним начал ездить с 71 415 бортовой 298. Они парой ездили до мая, потом вагон снова начал ездить самостоятельно, но на улицах он появлялся всё реже и реже. В июне трамвай не выходил из депо.

Когда построили линию в Академический район, то 71 415М периодически появлялся на новой ветке. Но большую часть времени вагон простоял в депо. В 2024 году трамвай не выходил из депо. Прошло больше года, но вагон так и не вышел на линию.

Как потом оказалось, что данный трамвай даже не сертифицирован, так у разработчиков Уралтрансмаша нет времени на его доводку, так как в 2023 и 2024 году у них множество задач.

Всего изготовлен один экземпляр этой модификации.

Заключение

Прошло около 6 лет, как первый трамвай 71 415 был изготовлен Уралтрансмашем. И по итогу мы имеем:

  • 71 415 изготовили 5 штук.
  • 71 415Р изготовили 13 штук.
  • 71 415М изготовлен один экземпляр.

То есть всего изготовлено 19 трамваев всех модификаций. Самым успешным оказался 71 415Р из-за своего необычного дизайна и то из-за отсутствия конкурентов на рынке. На данный момент модель 71 415 проиграла своим конкурентам и 71 911 вместе 71 628 делят рынок односекционых полностью низкопольных трамвайных вагонов. Не смотря на то, что 71 415 был второй моделью полностью низкопольного трамвайного вагона в России после 71 911 от ПКТС, Уралтрансмаш потерпел поражение из-за качества и исполнения своей продукции. Через 2.5 года Усть-Катавский вагоностроительный завод выпустил первый экземпляр 71 628 который внешне отсылал к 71 623 и был равен 71 415, но к середине года там выпустили 71 628М, а затем в 2022 году 71 628.01, который мало того, что превосходил 71 415, но и 71 911ЕМ "Львёнок". УКВЗ понадобился год, чтобы из неказистой машины сделать передовой во всех смыслах вагон. Уралтрансмашу понадобилось около 5 лет, чтобы выкатить вагон, который отвечает современным требованиям.

Фактически история о 71 415 повторяет историю вагонов РВЗ 7 и ЛТ10, скорее всего этот трамвай уйдёт в историю в виде неудачного проекта, кстати как и 71 418.

Трамвай 71 431Р "Достоевский".
Трамвай 71 431Р "Достоевский".

И действительно, Уралтрансмаш планирует в скором времени закрыть эти проекты и разработать новое поколение трамваев, первенцем стал 71 431Р "Достоевский".

#71415 #Уралтрансмаш #Екатеринбург #нижнийтагил #коломна #трамвай #ретро #академический #увз