Честно сказать, любой автор на Дзене и читатель тоже. Лично моя лента состоит на 9/10 из выплеснутых в интернет панических атак от профессиональных журналистов, а то и вовсе непонятных блоггеров, судя по их писанине, имеющим отношение к автопрому, как рядовой житель к подводному бурению (Нууу, все когда-то пользовались газом в своей жизни, а вдруг он с шельфа был? Так, что каждый теперь у нас эксперт по подводному бурению! И, ведь, как быстро с военных обозревателей и вирусологов переучились, вот Русский народ, вот, где поистине дураков днём с огнём не найдешь...)
Действительно, очень печально, что большинство людей, ведущих автоблоги имеют ну очень опосредованное отношение к автопрому, чаще всего это - либо перекупы, либо пользователи, которые за свою жизнь поездили на 2-3 машинах и выступают "экспертами". Иногда, конечно, это - пиар служба конкретной фирмы, но это почти сразу заметно.
Кстати, Эксперт (от лат. expertus — опытный) — специалист, проводящий экспертизу, то есть приглашённое или нанимаемое лицо для выдачи квалифицированного заключения или суждения по вопросу, рассматриваемому или решаемому другими людьми, менее компетентными в данной области. Хм, приглашенное, нанимаемое...у кого-то разве может быть выгода топить конкурентов в цунами хэйта и дезинформации? Не, это всё сказки, так в цивилизованном мире не бывает.
Конечно, у нас каждый 1й эксперт в автомобильной промышленности (хотя, автомобилизация в РФ ~300 машин на 1000 человек, то есть, только каждый третий ею вообще, хоть раз владел) ему всё однозначно понятно и известно. Возникают вопросы, конечно, а кто этих автоэкспертов аттестовывает, чтобы их мнение можно было считать значимым, то есть экспертным? Не уверен, что есть ответ. Главное, что "экспертам" известно, в целом многое:
1) Всё развалили.
2) Всё разворовали.
3) Кругом идиоты, инженеров в стране нет, только он один знает, как правильно.
4) Они просто хотят чтобы всё было хорошо, а плохо не было. Предлагаемые решения, конечно а-ля "почему просто нельзя напечатать денег и всем раздать?"
Далее, конечно, когда начинаешь с ними дискуссию никто не может привести ни цифр, ни расчётов/статистики, ни источников информации.
Зато у них есть МНЕНИЕ. Мне́ние — понятие о чём-либо, убеждение, суждение, умозаключение, вывод, точка зрения по теме, в которой невозможно достичь полной объективности, основанное на интерпретации фактов или эмоциональном отношении к ним.
Ну что ж, такова платформа, на которой это публикуется, значит, будем делиться мнениями.
Мнения делятся на 2 категории:
Первое: Треклятый ВАЗ угробит всю автопромышленность в России.
По этому поводу написал целую статью, почитайте, как говорил известный классик, "пора включать голову, выключать паранойю". (С)
Конечно, инициатором тех или иных пошлин может выступать какая-либо крупная промышленность, например у данной группы на сегодня 3 Автозавода в наличии: Тольятти, Санкт-Петербург и Ижевск, совокупные мощности которых составляют около 1 млн автомобилей, при ёмкости нашего рынка 1.7-2 млн.
Стоит ли обращать внимание на заявления тех, кто создаёт половину наших автомобилей? Думаю, да. Единственный ли он выгодоприобретатель от таких инициатив? Как я уже сказал в статье - нет. Еще есть оставшиеся 50% рынка и около 12 легковых автозаводов в стране, которые тоже бы хотели работать, что-то выпускать и получать с этого прибыль. Бывает ли так, что гигантские структуры являют из себя эталон эффективности? Скорее нет, они, по большей своей части, являются примерами устойчивости.
Причем, логика экспертов какая-то вывернутая, как будто это ВАЗ себе усадил во главе "правительственного мужика", чтобы через него себе печеньки выпрашивать, а не наоборот, что АвтоВаз принадлежит Нами, кои являют из себя государственную структуру, и они усаживают кого-хотят, куда хотят и используют ВАЗ, как инструмент достижения своих целей.
Второе: Сборка Китайских автомобилей у нас - это смерть для Российских автозаводов!
Опять же, звучит довольно странно, ведь логика - вещь, хоть и не всем дающаяся, но интересная. Немножко подумаем, согласны?
Ведь, как коротка память нашего народа? Уже и забыли, что первые Жигули - целиком и полностью Fiat 124, более того, они локализации деталей добились не за 1 месяц, первые детали шли с выштамповками Fiat. А, ГАЗ, он же изначально целиком и полностью Ford, даже на военных полуторках встречались фары "Ford", с ними, как вы помните был дефицит, поэтому на некоторых грузовиках она была всего одна.
Никто "с наскоку" не заходит на полный цикл производства автомобилей и предыдущие владельцы/партнёры шли поэтапно, анализируя, есть ли в этом потребность? При чем, если быть честным, шли с довольно большим нежеланием и довольно долго, кто-то и 10 лет шел к локализации, да никак не дошел.
И ведь, что самое смешное - ни у кого не получалось делать машины дешевле вышеописанного производителя, который только ворует и распиливает бабки, по мнению экспертов. Как так получается, то? Эффективные и чистые на руку западные менеджеры ни при низкой локализации, ни при высокой не смогли сделать дешевле? Более того, экономили на содержании бессмысленных, дармоедских НТЦ, не являлись градообразующими предприятиями с высокой социальной нагрузкой. Что же это получается...?
Правительством вводились, например, обязательные проценты локализации, так партнёры выкручивались, локализуя то клипсы, то коврики.
Потом были СпецИнвестКонтракты, "СПИК". Систему оценки локализации с процентов заменили на бальную, тогда, "сквозь зубы" некоторые построили двигательные заводы, особенно долго торговался Хёндэ, а Тойота, вероятно кому-то хорошо занесла, ведь получила "СпецИнвестКонтракт" без обязательств построить завод двигателей. Вот так западные дружки хотели инвестировать в нашу страну - только через нагибание правительством, годами торгуясь за минимальные вложения в производство. И ведь только из Альянса выдавили создание НТЦ, остальные развивать разработку конструкции и технологии тут не стремились - бери чё дают и не жалуйся. Ну, можем разрешить побибикать колёса прикрутить.
Что же происходит сегодня?
- Апокалипсис, очевидно же.
Топ продаж в России: LADA, CHERY(и суббренды), Geely, Haval.
Haval был первенец, который тут открыл завод и уже, кстати, дошел до локализации двигателей, изначально локализовав штамповку, сварку, окраску. И, хочу заметить, к этому он шел 5 лет. Остальные просто, пока ищут локального партнёра, вот нашли в лице Газ, например. Всё-таки прийти на готовый завод дешевле, чем "осваивать целину".
- "Вангую" увеличение протекционизма местных брендов от властей, такие, как госзакупки, льготные кредиты и так далее. Чего только нашумевшее повышение утильсбора стоит. Кто не имеет локальной сборки - тот вообще скоро в продажи не попадет в виду "космических цен". Так, не одни наши власти делают, США 100% пошлины на ввоз китайских машин ввели, Европа тоже под 40%, в статье про ВАЗ подробно это написал.
- Вот "топы рынка" и ищут себе местные заводы, хотя бы для условной, крупноузловой сборки, в ожидании новых идей от наших законотворцев. Да, вот такой наш рыночек неприятный, пошлинами давит, сборами какими-то, в общем, всё как у цивилизованных людей. Chery нашла себе бывший автозавод Мерседес в Есипово, договорилась с Ладой на выпуск автомобилей на бывшем заводе Ниссан, а так же собралась собирать какие-то автомобили на бывшем заводе Фольксваген в Калуге. Чанган(чанъань, если хотите) договорился с группой ГАЗ, GAC с бывшим заводом Hyundai, KAYI и не совсем известный SWM с Автотором, JAC с Москвичём и Маздой. DongFeng со своим "Evolute" с Моторинвестом в Липецке, Geely с Белжди в Беларуси.
- Локальная прослойка, на сегодня, будет заниматься "доработкой напильником" к местным требованиям, т.е., например дополнительный антикор, увеличенные бачки омывателя, доп. зимний пакет. Пока, все мы понимаем, зачем Китай переходит, хоть к условной, но локализации. А нам это зачем? - Ответ простой, завод, если не работает приносит убытки. Если персонал разбежится, назад заманить нужны уж очень "вкусные пряники", что обязательно отразиться на цене конечного изделия.
- Собрать машину в Китае, разобрать, привезти к нам и еще раз собрать, уж никак не может быть дешевле просто сборки в Китае. Проще, пока идет период нестабильности в мире поделать хоть-что то, чем потом восстанавливать разваленную промышленность. Вон, с микроэлектроникой, как радужно получилось, верно?)
- При высоком спросе/продажах будет переход на полный цикл. Полный цикл оправдан экономически при продаже одной модели более 40-50 тысяч машин в год, пока такие продажи только Chery имеет и те уже локализуются на бывшем Мерседесе и Ниссане, еще со своим Кайи на Автоторе. Geely уже локализовались в Беларуси, собственно, осталось дело только за Changan. Вот на сцену и вышла "Волга". Остальные скорее всего рынок покинут.
- Важно понимать, нам никто не запрещает разрабатывать и запускать свои машины под нашими же брендами, на наших заводах. Ранее, нашей машины под условным брендом Фольксваген предусмотрено не было, только модели самого Фольксвагена. А сегодня, бери под "Москвичом" хоть Ксяоми делай, хоть Хуавэй, какая разница? Про этих двух - не шутка, у них тоже свои автомобили есть.
- Глобально говоря, наши заводы перешли к контрактной сборке чего угодно под "зонтичным брендом", Завод наш - Машины заморские. Хорошо ли это? Вопрос дискуссионный, однако, я уже об этом предупреждал, что так сейчас в автопромах модно. Во всяком случае, хотя бы заводы наши. Предыдущие "друзья" эти заводы в своей собственности держали, и при уходе с рынка персонал выдворяли, хоть и с хорошими "золотыми парашютами". Сейчас есть шанс на некую стабильность - не получилось с одним партнёром, значит подписали контракт с другим. Такой вот промах, допустил Москвич, продажи не выстрелили, как и Автотор. Конечно, может быть и выбора у них большого не было, но факт остаётся.
Про контрактную сборку вот тут почитайте.
Про Ксяоми, как Вы наверняка знаете я не пошутил. И важно отметить, что они хоть и не автомобильный бренд, но внесли несколько важных идей, которые в ближайшем будущем станут модными во всех автомобилях в мире, но об этом в другой раз.
Остаётся любимейший вопрос.
Ну, вот покрутим мы отвёрткой там что-то, а свои то машины будем разрабатывать? ДОКОЛЕ! Всё разворовали, всё загубили!! (с)
Вопрос, конечно хороший. Из всех существующих Авто НТЦ мы имеем, по сути 3: НАМИ, ВАЗ, УАЗ. Остальные автозаводы являют собой лишь сборочные предприятия, как и везде.
Вы уже и сами догадались, эти предприятия уж очень маловероятно могут что-то спроектировать и запустить сами, да за 1.5 года, да чтобы дешевле китайца, да чтоб качественнее, да чтоб из отечественных комплектующих, да чтобы станки были российские и мигрантов на заводе видно не было! Полагаю, что даже тогда машины будут либо слишком однообразными, либо слишком скучными, либо слишком тоталитарными, а не как у нормальных людей.
Разработал ли НАМИ хоть-что то!? Разработал и новую платформу, и 3 автомобиля на ней и даже запустил в мелкосерийное производство.
А ВАЗ? 500 лет одну и ту же ниву выпускает!! Да, и в общем-то "Веста" - новая модель на ВАЗ платформе, а для особо тоскующих по Европейскому автопрому выйдет Искра - на, соответственно, Европейской платформе CMF-B LS. Так же, занимается разработкой и скорейшей постановкой на производство нового кроссовера на базе Весты.
А УАЗ? - Ну, к вот этим ребятам и у меня вопросы есть. Вон у них какой, то-ли Loft, то-ли SovietPunk офис, чё они там делают? Однако, УАЗ занят выполнением гособоронзаказа и испытывает весьма серьезные сложности с локализацией, вероятно его НТЦ заняты этой проблемой.
Но, меня больше интересует другая ситуация. Чтобы создавать свой, независимый автопром, разрабатывать и запускать его с 0, без помощи, что западных, что восточных партнёров нужно, чтобы КТО-ТО это делал. Чтобы этот КТО-ТО имел для этого средства и поддержку покупателя. Но, что же мы видим на сегодня?
На сегодня мы имеем то, что более половины покупателей готовы купить что угодно, откуда угодно, абсолютно наплевав на последствия и морально-этическую составляющую, цены и качество, лишь бы не отечественное, Такое вот потреб..дство. Это подтверждает, собственно и статистика продаж автомобилей, произведенных в РФ. Половина местные - половина ввезённые.
Только, давайте без нытья "А, вот если бы Аурус стоил 400 тысяч, я бы тогда и купил". Рынок есть рынок, большинство покупает иномарки в РАЗЫ дороже отечественных автомобилей, и не пугает ни высокая цена, ни высокая ключевая ставка по кредиту, ни крайне нестабильная ситуация на авторынке в Мире. Не пугает и то, что машины не адаптированных к рынку, и имеют массовые проблемы на холодах, такие, как заглючивающие магнитолы, отламывающиеся педали, лопающиеся топливные баки, КПП, которые не ходят и 60 тысяч км. Месяцами эти машины висят в сервисе т.к. сервис не может починить, либо ждёт КПП из Китая по 2-3 месяца.
Большинство комментаторов и "экспертов" - лжецы. Им не интересна цена автомобиля, иначе бы "Гранта" в пустой комплектации рвала продажи. Им не интересна надежность - иначе бы ни 1 китайской поделки на вариаторе не продалось бы.
Всё, что интересует типичного покупателя - ПРЕСТИЖНОСТЬ. А Отечественное же, по своему определению быть престижным не может. Покупки отечественной машины нужно стесняться и оправдываться перед большинством знакомых, мол ну простите же бога-ради, ну согрешил, ну окаянная башка...Да никогда больше, не вжись! Странно, ни один из Азиатских автопромов, являющих в начале своей деятельности (а некоторые и до сих пор) худшее из всех сортов ГЭ, на домашних рынках не испытывал проблем с репутацией. "Для немца отечественный автопром не звучит, как ругательство".
Но, возвращаясь к этому КОМУ-ТО кто должен Вам разработать тот самый Ubermobil, Wunderwagen за 3 копейки, срочно, дешево, из отечественных комплектующих, да выпущенных на отечественных станках. А зачем этому "кому-то" заниматься такой деятельностью?