Найти в Дзене
6000 миль до Голливуда

Бьющий в лабиринте. Новый ударно-трюковой боевик

("Осада Коулуна", Gau lung seng zaai wai seng, 2024, Гонконг)

- Скажите, дедушка, зачем вы вернулись в кино, из которого вроде бы как ушли? - спросили журналисты и поклонники у этого всё ещё крепкого легендарного старца.
На что он со всей присущей ему "безобиняковостью" ответил: ...

"Два чандао за стеной жалобно звенели..." Цигунский романс.
"Два чандао за стеной жалобно звенели..." Цигунский романс.

- ... Да просто денег под старость лет вдруг стало не хватать, - как на духу признался Саммо Хун любопытной общественности. Безо всяких там пафосных "О, это искусство не отпускает меня на покой!" или "Свой лучший фильм я ещё не снял!".
Что ж, честность - вежливость кунг-фуистов. Вот и среди продюсеров "
Осады Коулуна" Хун тоже не фигурирует, хотя в молодые годы часто был не прочь вложить свои кровные денежки в проекты, где он снимался.

Между тем, по меркам рукопашного боевика из Гонконга, в этот вбуханы нехилые средства - 38 миллионов американских долларов. Которые вдобавок троекратно окупились в мировом прокате - и это в эпоху, когда классические кунг-фу-фильмы стали, мягко говоря, непопулярны. А, твердо говоря: нафиг никому не интересны с их далёкими от реализма, позёрством и экшен-акробатикой.
Говорит ли успех "
Осады Коулуна" о том, что она - нечто уникальное и современное? Такое, что заслуживает внимания не только стариков-ностальгёров по эпохе VHS, но и их детей и внуков?
Пожалуй, однозначного ответа тут нет.

- Да при чём тут гуньшу или бодзюцу? Просто водопровод с соседом чиним, никакой романтики.
- Да при чём тут гуньшу или бодзюцу? Просто водопровод с соседом чиним, никакой романтики.

Буду с вами столь же честен, как Саммо Хун: если до сей поры вы были равнодушны к вычурно-трюковой кунгфуистике, маловероятно, что "Осада Коулуна" заставит вас её полюбить. Тем более, в отличие от той же джеки-чановщины, в картине Чина Поу-Соя юмора нет ну ни хаханьки. И всё его боевое циркачество подаётся с таким серьёзным видом, будто Чин ни много ни мало экранизировал самого Достоевского.
И тут, конечно, многие вспомнят индонезийскую дилогию
"Рейд" и её внезапный мировой успех, однако есть нюанс. При всей театральности "рейдовых" драк, градус сказочности в них всё-таки гораздо ниже. Тогда как у Поу-Соя, особенно в финальном махаче, прёт такой махровый переборщ фэнтези, что, кажется, ещё чуть-чуть, и герои начнут метать друг в друга файерболы и покемонов.

Зато, если вы давний любитель таких фильмов, и даже самые жуткие гиперболы в них вас не бесят, а радуют, значит для вас нет противопоказаний к знакомству с "Осадой Коулуна". Ибо все классические компоненты жанра в ней налицо: простенький, как два пальца об асфальт, сюжет, компенсирующий это навороченными драками со множеством эффектных фишек. От акробатических до шизофренических. Наподобие "цигуна твёрдости" (в росс. переводе), когда персонаж "напрягает" свою внутреннюю энергию ци, и его кожа становится непробиваемой мечами, а пальцы обретают крепость арматуры. И всё это происходит отнюдь не в "Матрице"... по крайней мере никто из здешних знатоков кунг-фу её вслух не поминает.
Впрочем, место, где они дубасятся, тоже уникальное. Оно реально существовало в Гонконге до 1993 года. А события фильма бурлят в 1987-м, в то самое время, когда где-то там же
колошматили друг друга Ван Дамм и Боло Йен.

Не обращайте внимания: обычное утро в обычной парикмахерской Коулуна.
Не обращайте внимания: обычное утро в обычной парикмахерской Коулуна.

Итак, Коулун. Город в городе с населением в 50000 человек, называемый также городом-крепостью. Но от древней крепости, что некогда стояла на этом месте, если что-то и осталось, нам не покажут. Потому что в последние годы своего существования Коулун разросся в гигантское тесное много-многоэтажное гетто-лабиринт. Где всем заправляли триады, а официальные власти Гонконга не имели там никакой силы.
Иначе говоря, помните "бандитские" высотки в первом
"Рейде" и последнем "Дредде"? Так вот, в "Осаде Коулуна" есть аж целый город из подобных высоток. Соединенных между собой замысловатыми, как мозговые извилины, коммуникациями. И опутанных такой безумной паутиной из проводов, что местным электрикам и связистам надо было ещё при жизни ставить памятники.

Именно в этот железобетонный, фанерный и проволочный ад прибежал однажды нелегальный иммигрант Чау (Ричи Жэнь). Которого неподалеку отсюда "нагрели" бандиты: пообещали ему новые документы, взяли деньги, а взамен дали какое-то нарисованное на коленке фуфло.
Ну Чау не будь дурак схватил в отместку у бандюков со стола тяжеленькую сумку и задал стрекача. После чего, отвлекаясь на каскадерство и самооборону, домчался-таки до Коулуна. Куда его обидчики сунуться уже не рискнули. Ведь там были свои "пацаны нараЁне", не жалующие чужаков, тем более врывающихся к ним без спроса.

Однако в сумке оказались не деньги, как думал Чау, а партия наркотиков. Ладно, тоже не беда, рассудил он. И пошел по злачным лабиринтам Коулуна искать, кому бы поскорее сбагрить свой трофей.
Таковые люди нашлись быстро. Только они почему-то не одарили Чау деньгами, а тоже начали его больно бить, и тоже ногами. Приговаривая, что, дескать, зря он так поступил, ведь тут свои правила, и отбирать товар у конкурентов считается у коулунской братвы дурновкусием.
Так и начались драконасыщенные приключения Чау в Коулуне, где он влез в нелегкое противостояние бандитских авторитетов. Чем в итоге разрушил и без того зыбкий мирный статус-кво, что до сей поры между ними существовал.
Ну а там, где в кунг-фу-боевике заканчивается мир, начинается знамо что - побоище мастеров разной степени крутизны и презрения к гравитации. Одним из которых Чау как раз оказался - надо же было так удачно совпасть!

Когда нет ни малейшего настроения вставать в стойку Крадущегося тигра или Затаившегося дракона...
Когда нет ни малейшего настроения вставать в стойку Крадущегося тигра или Затаившегося дракона...

***

В общем, лихая гонконгская мордобойщина, разве что сегодня с образовательно-историческим подтекстом. То есть нам покажут не только всевозможное кунг-фу, включая ныне модный стиль Летящего на Тросах, но и одиозный град Коулун. Аккурат на пике его криминальной славы, накануне его уничтожения. Ненастоящий Коулун, разумеется, но изобразили его на экране всё равно атмосферненько.

Да и сама картина вышла интересной и зрелищной... но лишь для тех, кому такой ностальгический экшен-балет по нраву. А значит только этой неунывающей публике я "Осаду Коулуна" и порекомендую.
Все же нелюбители смотреть, как пафосные китайцы акробатично чистят друг другу физиономии, найдут здесь всё то же самое, только в современном исполнении. И, стало быть, им нет нужды тратить на это свой досуг, - разве что он у вас резиновый, и вы всю жизнь мечтали хоть виртуально, но побывать в Коулуне.

Трейлер фильма: