Найти тему

Древнеегипетские джедаи. Ну почти

В религиозных представлениях древних египтян большую роль играли две крайне интересные категории – маат и исефет.

Маат – сложное понятие, которое обозначало правильный миропорядок, а также правду, праведность, истину, справедливость, полноту, целостность. В общем, мир, каким он должен быть.

Противоположная маат категория исефет означала соответственно хаос, ложь, несправедливость, ущербность, изъян, нарушение.

Важный момент! Маат и исефет в древнеегипетской концепции неразрывно связаны между собой. Одно не существует без другого, оба начала важны и должны находиться в балансе.

Чувствуете, что где-то уже это слышали? Ничего удивительного. Дуалистические представления одни из самых распространённых и живучих: космос и хаос греков; инь и ян в древнекитайской философии; аша (истина, созидание) и друдж (ложь, разрушение), благой дух Спента-Маинью и злой дух Ангра-Майнью в зороастрийской традиции; светлая и тёмная сторона Силы в «Звёздных воинах». Даже строго монотеистические религии не смогли обойтись без духа зла – Сатаны, например.

Но тут очень интересно именно то, что египтяне создали диалектическую модель и выразили всем знакомый закон единства и борьбы противоположностей – не просто противопоставили маат и исефет, а поставили их в связку. Это, знаете ли, далеко не примитивная идея.

Но маат – не только абстрактное понятие. Была ещё богиня Маат, которая его олицетворяла. Она играла большую роль в суде Осириса над умершими, который проходил в Зале Двух Истин (Обеих Маат).

Богиня Маат. Изображение: https://ru.wikipedia.org/wiki/Маат
Богиня Маат. Изображение: https://ru.wikipedia.org/wiki/Маат

Изображалась богиня в виде женщины со страусовым пером на голове. В конце древнего царства Маат была связана с Ра как его дочь. Символизм прозрачен: верховный солнечный бог рождает порядок и тем самым противостоит хаосу. С другой стороны, родство Маат с Ра подчёркивает важность этой богини, а соответственно и самого понятия истины и справедливости для египтян.

Основной задачей египетских фараонов – сыновей и наследников Ра – тоже было сохранение маат и борьба с исефет. Что, в некотором смысле, делает их коллегами джедаев – они тоже противостоят тёмной стороне))) Подобно Ра, Птаху и Осирису царь наделялся эпитетами «владыка Маат» и «творящий Маат».

-2

А вот «владыкой исефет» был назван главный «плохиш» египетского пантеона бог Сет. Впрочем, так его величает достаточно поздний письменный памятник – «Книга победы над Сетом» (IV в. до н.э.). С этого момента ответственность за всё зло в этом мире легла на него, что соответствовало общей тенденции к демонизации этого яркого и далеко неоднозначного персонажа, настойчиво проводившейся в 1 тысячелетии до н.э.

Автор: Иван Бирюков

P.S. Конечно, о маат сказано далеко не всё, поэтому к этой теме я ещё вернусь.

Лит.:

  1. Ассман Я. Египет: теология и благочестие ранней цивилизации. – М.: Присцельс, 1999. С. 19. 20. 211, 292, 335.
  2. Древний Восток: учебное пособие для вузов / Н.В. Александрова, И.А. Ладынин, А.А. Немировский, В.М. Яковлев; рук. проекта А.О. Чубарьян. – М.: Астрель, АСТ, 2008. С. 62.
  3. Зубова О.И. Петрова А.А. Представления о загробном суде в религии Древнего Египта // Труды Института востоковедения РАН. ­­– 2018. – № 14. – С. 135.
  4. Карлова К.Ф. Боги и демоны Древнего Египта: в царстве великого солнца. – М.: издательство АСТ, 2024. С. 7, 168.
  5. Карлова К.Ф. Сет – «владыка исефет»: к вопросу об интерпретации эпитета // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: История и политические науки. – 2018. – №3. – С. 40–47.
  6. Коростовцев М.А. Религия Древнего Египта. – М.: Наука, Главная редакция восточной литературы, 1976. С. 47, 142, 170, 226.
  7. Ассман Я. Египет: теология и благочестие ранней цивилизации. – М.: Присцельс, 1999. С. 19. 20. 211, 292, 335.