Найти тему

Кто спроектировал Казанский вокзал и что еще вы могли не знать об архитекторах, часть первая

Оглавление

Долгое время архитекторами были мужчины, но нашлось женщины, которые смогли пройти сквозь гендерные ограничения и построить здания, в которых удобно жить и работать всем.

Ей доверили постройку виллы для аббата и проект капеллы – гений Ренессанса Плаутилла Бриччи

Плаутилла Бриччи была итальянской аристократкой, которая вместе со своим братом жила в Риме эпохи Ренессанса. Плаутилла долгое время занималась только живописью, но позже заинтересовалась тем, как можно менять жилое пространство вокруг себя. Изменение интерьеров в комнатах родной виллы амбициозной девушке с отличным глазомером и практической сметкой показалось мало: как хозяйка аристократического дома, Бриччи знала, что нужно для комфортной жизни и сколько места нужно.

У знатной итальянки было классическое домашнее образование и карьера художницы, так что архитектурному делу её обучал брат Базилио и помощники действующих архитекторов (сами мастера брать в ученики женщины не хотели даже за деньги, считая это мало значащим капризом). В качестве практики Плактилла взялась за перестройку родного дома: она расширила окна и увеличила их колличество, поработала с внутренней планировкой: сократила количество одних комнат в одной части дома, снеся межкомнатные стены и увеличив жилую площадь (а в другом крыле наоборот, построила пару новых помещений), сделала более просторными кухню, изменила фасад родной виллы и так далее.

Но любая работа заканчивается – и перестроенная вилла Бриччи стала готовым портфолио. Но заказов от друзей и гостей дома, несмотря на общее восхищение работой Плаутиллы так и не поступало.

Нет, в деньгах она не нуждалась: картины Бриччи хорошо продавались, да и свои капиталы у семьи были. Но

Плаутилле хотелось строить!

Полгода женщина маялась без дела, а потом ей поступил заказ от аббата Эльпидио Бенедетти: он хотел, чтобы Бриччи взяла на себя проектирование и руководила строительством его виллы в Риме.

Плаутилла в сопровождении брата съездила на место будущей стройки, выслушала пожелания аббата и за пару месяцев создала эскизы и чертежи будущего дома. Строительство виллы началось в 1663 году и закончилось в 1665-ом.

Изображение вилла Бенедетти (сейчас Вилла дель Вашелло)
Изображение вилла Бенедетти (сейчас Вилла дель Вашелло)

Посмотреть на виллу аббата можно и сейчас – она является памятником и частью культурного наследия Италии, поэтому тщательно охраняется и реставрируется.

Исследователь А. В. Ипполитов, посетив виллу Бенедетти, оценил идею Плаутиллы по достоинству:

«Здание столь необычно на вид, что увидев его в первый раз и ничего о нём не зная, оказываешься в полной уверенности, что эта отчаянная архитектура есть порождение ар нуво и вкуса Эктора Гимара»

Казалось бы, если так оценили работу Бриччи скатя века, то современники должны были выстроиться в очередь за заказами? Нет. Бенедетти, довольный результатом, хорошо заплатил Плаутилле, но тщательно скрывал, что архитектурный шедевр строила именно Плаутилла – на прямые вопросы гостей аббата отвечал, что Бриччи работала только над фасадом виллы, а всё остальное сделал Базилио,брат Плаутиллы. Как говорится, не фатально, но осадочек от ситуации остался.

Возможно, Плаутилла бы и не вела с ним больше никаких дел, но других заказчиков у неё пока не было, а Бенедетти оценив талант архитектора и точные чертежи, отдал ей работу по оформлению капеллы святого Людовика в церкви Сан-Луиджи-деи-Франчези.

Церковь Сан-Луиджи-деи-Франчези снаружи
Церковь Сан-Луиджи-деи-Франчези снаружи

И этот факт потом не получилось скрыть,что вполне понятно – религиозное сооружение доверили строить женщине! Тем более, что капелла Святого Людовика была очень популярна у итальянцев.

Церковная капелла внутри. Кстати, роспись алтаря тоже делала Плаутилла
Церковная капелла внутри. Кстати, роспись алтаря тоже делала Плаутилла

Правда, здесь Плаутилле пришлось подгонять свои идеи под требования Церкви, но это Бриччи не расстроило: после работы над капеллой её репутация как архитектора выросла, да и аббат видя новый успех Плаутиллы, перестал скрывать, что та проектировала виллу Бенедетти от и до.

За пять лет Плаутилла Бриччи стала уважаемым архитектором и стала членом Академии Святого Луки.

На руинах построила замок, но стала вдовой – Кэтрин Бриссонне

Эскиз замка, спроектированного Кэтрин Бриссонне. Портрета самой Кэтрин, к сожалению, не сохранилось: даже в архиве напротив исторической справки нет изображения нашей героини
Эскиз замка, спроектированного Кэтрин Бриссонне. Портрета самой Кэтрин, к сожалению, не сохранилось: даже в архиве напротив исторической справки нет изображения нашей героини

Жена генерального казначея королевской армии Кэтрин Бриссонне- Бойе и подумать не могла, что черчение и рисование однажды приведут её в архитектуру, но в эпоху Возрождения возможно и не такое. В 1512 году муж Кэтрин, Томас Бойе покупает в долине реки Луары древний замок Шенонсо и загорается идеей его перестроить по современной моде. Но было две проблемы: нехватка свободного времени и отсутствие архитектурного таланта. Так что, шепнув жене: ”Дорогая, я тебе доверяю!“ Томас разрешил супруге тратить сколько угодно денег на строительство и быстро уехал ко двору – служить королю.

Кэтрин такому раскладу удивилась, но надо – значит надо, и отправилась в долину Луары, где нашла замок Шенонсо в состоянии полуруин: одно крыло было разрушено полностью, а второе готово рассыпаться.

Замок Шенонсо сейчас, вид анфас
Замок Шенонсо сейчас, вид анфас

Бриссонне вздохнула и взялась за дело: наняла строителей для разбора руин, а себе – учителей. Возведение замка – дело на годы и Кэтрин быстро поняла, что ей это дело нравится: через полгода женщина поймала себя на мысли, что не просто выполняет распоряжение супруга, а получает от работы с чертежами и эскизами удовольствие. Она так увлеклась, что появлялась в свете только по прямому приглашению супруга или его сюзерена.

Вид замка сверху
Вид замка сверху

При создании эскизов Кэтрин вдохновлялась французской готикой и итальянским ренессансом, умело сочетая эти два стиля в оформлении фасада, окон, необычной лестницы на второй этаж, интерьера комнат внутри замка и помещений для слуг. Над охранной системой замка Кэтрин тоже работала сама, доказав, что стратегическое мышление и понимание того, как работает оборона замка – не привилегия мужчин.

К сожалению, Томас Бойе, которого Кэтрин так ждала в новый дом и видела в эти годы редко из-за его службы, до завершения строительства замка, который сам же и доверил жене, не дожил – в 1924 году он погиб в Италии. Так Кэтрин Бриссонне стала архитектором и трагически потеряла мужа, который уже собирался выйти в отставку и жить с ней в новом замке.

Фабрика-кухня и Казанский Вокзал от Екатерины Максимовой – конструктивизм, практичность и красота

-8

Спорим, вы хоть раз были на Казанском вокзале, а если были в Самаре, то слышали или видели необычное здание в виде серпа и молота? Оба здания принадлежат Екатерине Максимовой – первой женщине -архитектору в Советском Союзе.

Казанский вокзал спустя несколько лет после строительства
Казанский вокзал спустя несколько лет после строительства

Екатерина предпочитала работать в стиле конструктивизма, искренне считая, что красивое здание, в котором неудобно жить и которое сложно обслуживать порабощает своих хозяев.

Казанский вокзал сейчас
Казанский вокзал сейчас

В то же время, Максимова не любила слишком утилитарный вид зданий и когда ей доверили оформление Казанского вокзала в Москве, уделила эстетике не меньше времени, чем комфорной эксплуатации зданий. При проектировании вокзала Екатерина советовалась с командой из опытных инженеров, а также железнодорожников и машинистов, которым предстояло работать в этом месте.

Строительство железнодорожного вокзала – такой сложный процесс, что не каждый архитектор его вытянет даже с командой, а Екатерина Максимова спроектировала Казанский вокзал так, что он до сих пор считается одним из самых удобных в стране и входит в список самых посещаемых туристами достопримечательностей Москвы.

Не менее громкий проект, который к тому же имел социальное значение – фабрика-кухня в Самаре для рабочих завода.

Фабрика-кухня, вид сверху
Фабрика-кухня, вид сверху

Вообще, архитектурный комплекс в Самаре – не первая фабрика-кухня, которую построила Максимова, но самая запоминающаяся. Екатерина была борцом с кухонным рабством и всегда стремилась снять с женщин нагрузку по приготовлению пищи для свои близких дома и коллег на работе.

Поэтому, когда в 1929 году администрация Самары наняла местных архитекторов для возведения фабрики-кухни для рабочих завода имени Масленникова, Екатерина с интересом следила за ходом проекта через свои связи. Увы, первые разработки по самарской фабрике-кухни содержали столько технических ошибок, что строить такое здание было просто стыдно. Мэр города отказался от услуг местных специалистов и нанял Екатерину Максимову.

Екатерина сразу согласилась: она считала, что фабрики-кухни должны быть в каждом городе:

«В будущем фабрика-кухня должна стать ключевым элементом в теории социального урегулирования, освободить женщину от скучных домашних обязанностей и дать возможность полноценной жизни и самовыражения наравне с мужчинами» – писала архитектор в своем докладе для партии. Те же слова она сообщила репортеру местной газеты, когда приехала в Самару.

План фабрики-кухни
План фабрики-кухни

Максимова предложила возвести здание кухни в форме серпа и молота и ленточными окнами от пола до потолка, а разные части архитектурного комплекса разделить по секторам: на “прихожую”, зону хранения продуктов, непосредственно кухню и зону столовой с конвейерной выдачей блюд.

Фабрика-кухня за один приём пищи могла накормить сотни рабочих, а посуду после приготовления и приёма пищи кухонные работники мыли в специальных установках, куда можно было сразу загрузить от 50 до 200 тарелок и другие столовые приборы.

Предок посудомоечной машины. Причём, с промышленным размахома
Предок посудомоечной машины. Причём, с промышленным размахома

Екатерина Максимова была первым промышленным архитектором СССР, её здания до сих пор приносят людям пользу и радуют глаз, а это уже – признание мастерства на века.

Есть ли отличие женской архитектуры от мужской?

Это сложный вопрос, но для себя мы сформулировали разницу между подходами так: большинство архитекторов мужчин из прошлого, представляя себе будущий дом, думали о том, какое впечатление он должен производить, а женщины-архитекторы смотрели на то, кто и как в этом доме будет жить или работать. Тот же Версаль проектировал мужчина (и дворяне жаловались, что жить там невозможно), а виллу для аббата Бенедетти, где он жил круглый год построила женщина.

Конечно, этот принцип не относится ко всем архитекторам, особенно современным. Но общая тенденция именно такая. А о каких женщинах-архитекторах знаете вы? Мы готовы продолжить серию статей на тему женщин в архитектуре. Хотите? Пишите ответы в комментариях.

Подписывайтесь на канал, оставляйте свое мнение в комментариях и следите за новыми публикациями!