Долгое время архитекторами были мужчины, но нашлось женщины, которые смогли пройти сквозь гендерные ограничения и построить здания, в которых удобно жить и работать всем.
Ей доверили постройку виллы для аббата и проект капеллы – гений Ренессанса Плаутилла Бриччи
Плаутилла Бриччи была итальянской аристократкой, которая вместе со своим братом жила в Риме эпохи Ренессанса. Плаутилла долгое время занималась только живописью, но позже заинтересовалась тем, как можно менять жилое пространство вокруг себя. Изменение интерьеров в комнатах родной виллы амбициозной девушке с отличным глазомером и практической сметкой показалось мало: как хозяйка аристократического дома, Бриччи знала, что нужно для комфортной жизни и сколько места нужно.
У знатной итальянки было классическое домашнее образование и карьера художницы, так что архитектурному делу её обучал брат Базилио и помощники действующих архитекторов (сами мастера брать в ученики женщины не хотели даже за деньги, считая это мало значащим капризом). В качестве практики Плактилла взялась за перестройку родного дома: она расширила окна и увеличила их колличество, поработала с внутренней планировкой: сократила количество одних комнат в одной части дома, снеся межкомнатные стены и увеличив жилую площадь (а в другом крыле наоборот, построила пару новых помещений), сделала более просторными кухню, изменила фасад родной виллы и так далее.
Но любая работа заканчивается – и перестроенная вилла Бриччи стала готовым портфолио. Но заказов от друзей и гостей дома, несмотря на общее восхищение работой Плаутиллы так и не поступало.
Нет, в деньгах она не нуждалась: картины Бриччи хорошо продавались, да и свои капиталы у семьи были. Но
Плаутилле хотелось строить!
Полгода женщина маялась без дела, а потом ей поступил заказ от аббата Эльпидио Бенедетти: он хотел, чтобы Бриччи взяла на себя проектирование и руководила строительством его виллы в Риме.
Плаутилла в сопровождении брата съездила на место будущей стройки, выслушала пожелания аббата и за пару месяцев создала эскизы и чертежи будущего дома. Строительство виллы началось в 1663 году и закончилось в 1665-ом.
Посмотреть на виллу аббата можно и сейчас – она является памятником и частью культурного наследия Италии, поэтому тщательно охраняется и реставрируется.
Исследователь А. В. Ипполитов, посетив виллу Бенедетти, оценил идею Плаутиллы по достоинству:
«Здание столь необычно на вид, что увидев его в первый раз и ничего о нём не зная, оказываешься в полной уверенности, что эта отчаянная архитектура есть порождение ар нуво и вкуса Эктора Гимара»
Казалось бы, если так оценили работу Бриччи скатя века, то современники должны были выстроиться в очередь за заказами? Нет. Бенедетти, довольный результатом, хорошо заплатил Плаутилле, но тщательно скрывал, что архитектурный шедевр строила именно Плаутилла – на прямые вопросы гостей аббата отвечал, что Бриччи работала только над фасадом виллы, а всё остальное сделал Базилио,брат Плаутиллы. Как говорится, не фатально, но осадочек от ситуации остался.
Возможно, Плаутилла бы и не вела с ним больше никаких дел, но других заказчиков у неё пока не было, а Бенедетти оценив талант архитектора и точные чертежи, отдал ей работу по оформлению капеллы святого Людовика в церкви Сан-Луиджи-деи-Франчези.
И этот факт потом не получилось скрыть,что вполне понятно – религиозное сооружение доверили строить женщине! Тем более, что капелла Святого Людовика была очень популярна у итальянцев.
Правда, здесь Плаутилле пришлось подгонять свои идеи под требования Церкви, но это Бриччи не расстроило: после работы над капеллой её репутация как архитектора выросла, да и аббат видя новый успех Плаутиллы, перестал скрывать, что та проектировала виллу Бенедетти от и до.
За пять лет Плаутилла Бриччи стала уважаемым архитектором и стала членом Академии Святого Луки.
На руинах построила замок, но стала вдовой – Кэтрин Бриссонне
Жена генерального казначея королевской армии Кэтрин Бриссонне- Бойе и подумать не могла, что черчение и рисование однажды приведут её в архитектуру, но в эпоху Возрождения возможно и не такое. В 1512 году муж Кэтрин, Томас Бойе покупает в долине реки Луары древний замок Шенонсо и загорается идеей его перестроить по современной моде. Но было две проблемы: нехватка свободного времени и отсутствие архитектурного таланта. Так что, шепнув жене: ”Дорогая, я тебе доверяю!“ Томас разрешил супруге тратить сколько угодно денег на строительство и быстро уехал ко двору – служить королю.
Кэтрин такому раскладу удивилась, но надо – значит надо, и отправилась в долину Луары, где нашла замок Шенонсо в состоянии полуруин: одно крыло было разрушено полностью, а второе готово рассыпаться.
Бриссонне вздохнула и взялась за дело: наняла строителей для разбора руин, а себе – учителей. Возведение замка – дело на годы и Кэтрин быстро поняла, что ей это дело нравится: через полгода женщина поймала себя на мысли, что не просто выполняет распоряжение супруга, а получает от работы с чертежами и эскизами удовольствие. Она так увлеклась, что появлялась в свете только по прямому приглашению супруга или его сюзерена.
При создании эскизов Кэтрин вдохновлялась французской готикой и итальянским ренессансом, умело сочетая эти два стиля в оформлении фасада, окон, необычной лестницы на второй этаж, интерьера комнат внутри замка и помещений для слуг. Над охранной системой замка Кэтрин тоже работала сама, доказав, что стратегическое мышление и понимание того, как работает оборона замка – не привилегия мужчин.
К сожалению, Томас Бойе, которого Кэтрин так ждала в новый дом и видела в эти годы редко из-за его службы, до завершения строительства замка, который сам же и доверил жене, не дожил – в 1924 году он погиб в Италии. Так Кэтрин Бриссонне стала архитектором и трагически потеряла мужа, который уже собирался выйти в отставку и жить с ней в новом замке.
Фабрика-кухня и Казанский Вокзал от Екатерины Максимовой – конструктивизм, практичность и красота
Спорим, вы хоть раз были на Казанском вокзале, а если были в Самаре, то слышали или видели необычное здание в виде серпа и молота? Оба здания принадлежат Екатерине Максимовой – первой женщине -архитектору в Советском Союзе.
Екатерина предпочитала работать в стиле конструктивизма, искренне считая, что красивое здание, в котором неудобно жить и которое сложно обслуживать порабощает своих хозяев.
В то же время, Максимова не любила слишком утилитарный вид зданий и когда ей доверили оформление Казанского вокзала в Москве, уделила эстетике не меньше времени, чем комфорной эксплуатации зданий. При проектировании вокзала Екатерина советовалась с командой из опытных инженеров, а также железнодорожников и машинистов, которым предстояло работать в этом месте.
Строительство железнодорожного вокзала – такой сложный процесс, что не каждый архитектор его вытянет даже с командой, а Екатерина Максимова спроектировала Казанский вокзал так, что он до сих пор считается одним из самых удобных в стране и входит в список самых посещаемых туристами достопримечательностей Москвы.
Не менее громкий проект, который к тому же имел социальное значение – фабрика-кухня в Самаре для рабочих завода.
Вообще, архитектурный комплекс в Самаре – не первая фабрика-кухня, которую построила Максимова, но самая запоминающаяся. Екатерина была борцом с кухонным рабством и всегда стремилась снять с женщин нагрузку по приготовлению пищи для свои близких дома и коллег на работе.
Поэтому, когда в 1929 году администрация Самары наняла местных архитекторов для возведения фабрики-кухни для рабочих завода имени Масленникова, Екатерина с интересом следила за ходом проекта через свои связи. Увы, первые разработки по самарской фабрике-кухни содержали столько технических ошибок, что строить такое здание было просто стыдно. Мэр города отказался от услуг местных специалистов и нанял Екатерину Максимову.
Екатерина сразу согласилась: она считала, что фабрики-кухни должны быть в каждом городе:
«В будущем фабрика-кухня должна стать ключевым элементом в теории социального урегулирования, освободить женщину от скучных домашних обязанностей и дать возможность полноценной жизни и самовыражения наравне с мужчинами» – писала архитектор в своем докладе для партии. Те же слова она сообщила репортеру местной газеты, когда приехала в Самару.
Максимова предложила возвести здание кухни в форме серпа и молота и ленточными окнами от пола до потолка, а разные части архитектурного комплекса разделить по секторам: на “прихожую”, зону хранения продуктов, непосредственно кухню и зону столовой с конвейерной выдачей блюд.
Фабрика-кухня за один приём пищи могла накормить сотни рабочих, а посуду после приготовления и приёма пищи кухонные работники мыли в специальных установках, куда можно было сразу загрузить от 50 до 200 тарелок и другие столовые приборы.
Екатерина Максимова была первым промышленным архитектором СССР, её здания до сих пор приносят людям пользу и радуют глаз, а это уже – признание мастерства на века.
Есть ли отличие женской архитектуры от мужской?
Это сложный вопрос, но для себя мы сформулировали разницу между подходами так: большинство архитекторов мужчин из прошлого, представляя себе будущий дом, думали о том, какое впечатление он должен производить, а женщины-архитекторы смотрели на то, кто и как в этом доме будет жить или работать. Тот же Версаль проектировал мужчина (и дворяне жаловались, что жить там невозможно), а виллу для аббата Бенедетти, где он жил круглый год построила женщина.
Конечно, этот принцип не относится ко всем архитекторам, особенно современным. Но общая тенденция именно такая. А о каких женщинах-архитекторах знаете вы? Мы готовы продолжить серию статей на тему женщин в архитектуре. Хотите? Пишите ответы в комментариях.
Подписывайтесь на канал, оставляйте свое мнение в комментариях и следите за новыми публикациями!