Вывести увлечение открытками и историей на бизнес-уровень и оставить карьеру в нефтяной компании ради семьи и творчества – сюжет не из фильма о выходе из крысиных бегов корпорации, а реальная история Наталии Фещенко.
Наталия Фещенко: «Всë, что так или иначе связано с творчеством, мне близко»
Наталия Фещенко – дизайнер, коллекционер, член Союза филокартистов и организатор исторических арт-вечеров с лекциями и мастер-классами, получила филологическое образование и второе высшее в сфере журналистики, а потом много лет работала главой пресс-службы в компании “Сибнефть” – Фещенко отвечала за связи с общественностью, СМИ и вела корпоративный блог организации.
Можно сказать, что Фещенко не один год жила в ритме работа-дом, вот только её отдых отличался от досуга большинства:
«Я всегда стремилась к истории, к старым вещам, винтажным ценностям.
Все это привлекало, манило и заставляло сердце биться чаще» – рассказала Наталья в интервью журналу Собака.ру.
Кстати, интервью Фещенко почти не даёт – то ли не очень доверяет коллегам по диплому, то ли Наталье поступает мало предложений от интернет-изданий. Хотя человек явно начитан и образование тут не для галочки: чтобы действительно любить винтажные вещи и понимать мировую историю (или историю страны, что по объёму не меньше мировой), нужно в них разбираться на уровне выше любительского: идти дальше исторических дат, отделять подтверждённые источники информации от домыслов, а ещё изучать мельчайшие детали каждой эпохи и историю нравов: социальные тренды на поведение во всех слоях общества на каждом отрезке времени – иначе отделить стоящую винтажную вещь от подделки не получится (даже на аукционах обманывают).
И здесь тот случай, когда образование подпитывало увлечение: журналистика учит способам работы с информацией и отделению зёрен от плевел, а филология позволяет читать старые книги и документы в оригинале, не спотыкаясь ни о старорусский, ни о дореволюционный слог и легко находить недостающие пазлы в иностранных источниках.
Поездки по музеям и дворянским усадьбам, экскурсии по городам и квартирам писателей, аукционы и мастер-классы по декору и коллекционирование дореволюционных открытых писем (открыток) долго были хобби: Наталия много лет не задумывалась о том, чтобы превратить увлечение в источник дохода и создать своё комьюнити по интересам – это казалось несерьёзным для взрослой женщины с карьерой в нефтяной компании. Да, в отличие от многих женщин, которым о том, что их увлечение – ерунда, рассказывают нетактичные родственники и друзья, Фещенко с родными повезло: её всегда поддерживали. Но общий фон того, что солидно, а что не солидно, держится в обществе до сих пор. Держится, несмотря на множество примеров успешных бизнесов на культурологической и handmade основе. Наталия об этом пишет и в своём блоге:
«Я – Наталия Фещенко, дизайнер и создатель открыток ручной работы.
Знаете, в моей жизни был период, когда я стеснялась произносить эти слова. Мне казалось, что это принижает меня. Хорошо, что этот период непринятия был не долог»
Вдумайтесь, женщина, у которой материально и психологически обеспечены тылы (есть капитал и моральная поддержка семьи), долго сомневалась в том, что о её хобби можно заявлять вслух! То есть, интересоваться историей в свободное от работы время – ещё куда ни шло, но открытки самой делать – это принижает. Кажется, нашему обществу ещё нужен не один десяток каналов от мастеров-предпринимателей и не один десяток лет, чтобы женщинам не приходилось оправдываться перед самими собой за то, что им нравится.
Изменила жизнь после декрета: как уход из профессии ради семьи обернулся новыми проектами
Всё меняется, когда Наталия уходит с работы – не просто в декретный отпуск, а окончательно:
«Долгое время я работала в нефтяной компании, но когда появилась семья и дети, я сделала выбор в их пользу».
С этого момента могла начаться история домохозяйки, но у Фещенко не тот характер. Когда дети немного подросли и отправились в детский сад, она захотела работать и выбирала сферу так, чтобы это не отнимало время у семьи и приносило удовольствие лично ей:
«Я стала скучать по своей работе и поняла, что должна найти занятие для себя, которое будет позволять заниматься им в свободное время. Так мой путь начинался с создания открыток ручной работы»
Одна из авторских открыток Натальи. Фото с её официального сайта
Баланс между работой и семьёй – нормальное условие жизни, но в наших условиях всё ещё роскошь, доступная не всем: большинство мечется между трудоголизмом чтобы заработать сумму свыше прожиточного минимума и периодом выгорания, когда на работу уже нет сил. В нашей стране это не вопрос тайм-менеджемента – всё упирается в разрыв между необходимой для нормального уровня жизни зарплатой и тем, что эту зарплату с каждым годом всё сложнее получить без переработок. А саморазвитие и поиск своего дела требуют времени.
У Наталии было это время и сейчас она – создатель собственной линии открыток "My Happy Cards": открыток в винтажном стиле, а также поздравительных карточек по мотивам книг и кино. Наталия никогда не считала открытки просто куском бумаги и приложением к подарку:
«Они - как карта желаний, в которой собраны все Ваши большие и маленькие цели, главное только в них верить и все осуществится»
Добавим, что кроме веры в свои цели, нужно иметь возможность их осуществить: время, средства и дисциплину, чтобы не бросать все дела на полпути. Но то, что без веры нет мотивации, а открытки могут эту мотивацию поддерживать – это факт.
Для самой Наталии открытки стали шагом к новой цели.
Знаменитый журнал “Мир Искусства” из Российской Империи и арт-вечера Наталии Фещенко – где связь
«Со временем, когда открытки заняли важное место в моей жизни, пришла идея создать нечто более масштабное, глобальное, а главное историческое» – слова арт-бизнесвумен из интервью для интернет-журнала.
При этом речь не шла об академических лекциях или стандартных экскурсиях и Наталия долго думала, какими должны быть её мероприятия. Ответ пришёл во время очередной поездки в музей:
«Однажды, приехав в Санкт-Петербург, и став первой гостьей в квартире Григория Распутина, у меня сложился очень интересный разговор с хранителем гостиной - Павлом Дуровым.
Я рассказала ему о том, что уже 12 лет я собираю дореволюционные открытые письма и Павел попросил привезти их и показать гостям, а вернее организовать такое мероприятие, где каждый может увидеть их и прикоснуться»
В итоге появилась концепция арт-вечеров, где лекция строится в формате чаепития или светской беседы, а героями вечера становятся винтажные вещи с аукциона, которые каждый гость может со всех сторон рассмотреть и потрогать. Можно задавать любые вопросы по теме встречи, а в конце вечера нередко проводится мастер-класс по созданию открыток в винтажном стиле.
Интерактивные экскурсии сейчас не редкость, Наталия взяла востребованную идею и переработала её под себя. Кроме того, у Фещенко не просто гости арт-вечеров, а члены коммьюнити. При этом Натали удалось объединить коммерческие интересы и своё увлечение историей, с миссией:
«Я не просто собираю свою коллекцию, но и стараюсь вернуть утраченное на историческую родину, показывая важность, нужность и ценность этих вещей для будущих поколений»
Вы спросите: а причëм здесь дореволюционный журнал из заголовка? На одном из арт-вечеров Наталия продемонстрировала редкость: выкупленный на аукционе выпуск журнала “Мир Искусства”, экземпляры сейчас которого доступны широкой публике только под стеклом в музее К. А. Федина или в онлайн-формате.
Фещенко же, выкупив один из выпусков, дала своим гостям возможность не только подержать раритет в руках, но и аккуратно его пролистать, сравнить качество и стиль книгопечатания в Российском империи с современными изданиями и ознакомиться с отрывками из известных классических произведений, заметок писателей, поэтов и рецензий от известных литературных критиков, а ещё иллюстрации от популярных в то время художников и почти забытых сейчас авторов, которых обожали их современники.
Журнал “Мир искусства” в 1898 году основал Александр Бенуа, а главным редактором стал Сергей Дягилев, чьи “Русские сезоны” вошли в мировую историю культуры и балета. Мало того, придуманный изначально как чтение для образованной публики Российской империи журнал был так популярен, что его заказывали иностранные читатели.
“Мир искусства” выходит каждый месяц с 1898 до конца 1904 года и сейчас сохранилось не так много выпусков этого издания, оно считается редкостью и частью культурного наследия.
Теперь понимаете, какой уровень у арт-вечеров, если их организатор может выкупать на аукционах такие экспонаты (а в некоторых случаях и договариваться с другими коллекционерами и музеями, чтобы брать эти вещи напрокат)?
Естественно, цена за билет на арт-вечер не демократичная и стоит на уровне билета в Театр Оперетты – так компенсируются затраты на аренду места для проведения вечеров и отбиваются расходы на покупку винтажа с аукционов. Число гостей тоже ограничено – не более 15 человек. Так что попасть на эти вечера сложно не только из-за финансов, но и по количеству мест.
Темами арт-вечеров становятся интересные исторические периоды (чаще всего – до 1910х годов), истории создания предприятий и уникальных произведений искусства, которые делали только в нашей стране, либо связанные с историческими личностями события.
Можно сказать, что Наталия Фещенко продолжает традиции предпринимательниц прошлого, которые всегда находили время и ресурсы, для просвещения других людей. Но в отличие от своих предшественниц Фещенко не занимается меценатством и на её исторические вечера и к предметам личной коллекции есть доступ только тем, кто может заплатить, а это – представители среднего класса. Для остальных – покупка её авторских открыток, бесплатные образовательные платформы от агрегаторов и государственные музеи.
Подписывайтесь на канал, оставляйте свое мнение в комментариях и следите за новыми публикациями!