Найти в Дзене

Бросила карьеру в нефтяной компании ради рукоделия: "Знаете, в моей жизни был период, когда я стеснялась произносить эти слова"

Оглавление

Вывести увлечение открытками и историей на бизнес-уровень и оставить карьеру в нефтяной компании ради семьи и творчества – сюжет не из фильма о выходе из крысиных бегов корпорации, а реальная история Наталии Фещенко.

Наталия Фещенко: «Всë, что так или иначе связано с творчеством, мне близко»

Наталия Фещенко – дизайнер, коллекционер, член Союза филокартистов и организатор исторических арт-вечеров с лекциями и мастер-классами, получила филологическое образование и второе высшее в сфере журналистики, а потом много лет работала главой пресс-службы в компании “Сибнефть” – Фещенко отвечала за связи с общественностью, СМИ и вела корпоративный блог организации.

Фото с сайта журнала собака.ру
Фото с сайта журнала собака.ру

Можно сказать, что Фещенко не один год жила в ритме работа-дом, вот только её отдых отличался от досуга большинства:

«Я всегда стремилась к истории, к старым вещам, винтажным ценностям.

Все это привлекало, манило и заставляло сердце биться чаще» – рассказала Наталья в интервью журналу Собака.ру.

Кстати, интервью Фещенко почти не даёт – то ли не очень доверяет коллегам по диплому, то ли Наталье поступает мало предложений от интернет-изданий. Хотя человек явно начитан и образование тут не для галочки: чтобы действительно любить винтажные вещи и понимать мировую историю (или историю страны, что по объёму не меньше мировой), нужно в них разбираться на уровне выше любительского: идти дальше исторических дат, отделять подтверждённые источники информации от домыслов, а ещё изучать мельчайшие детали каждой эпохи и историю нравов: социальные тренды на поведение во всех слоях общества на каждом отрезке времени – иначе отделить стоящую винтажную вещь от подделки не получится (даже на аукционах обманывают).

Фото из интервью sobaka.ru
Фото из интервью sobaka.ru

И здесь тот случай, когда образование подпитывало увлечение: журналистика учит способам работы с информацией и отделению зёрен от плевел, а филология позволяет читать старые книги и документы в оригинале, не спотыкаясь ни о старорусский, ни о дореволюционный слог и легко находить недостающие пазлы в иностранных источниках.

Фото из интервью
Фото из интервью

Поездки по музеям и дворянским усадьбам, экскурсии по городам и квартирам писателей, аукционы и мастер-классы по декору и коллекционирование дореволюционных открытых писем (открыток) долго были хобби: Наталия много лет не задумывалась о том, чтобы превратить увлечение в источник дохода и создать своё комьюнити по интересам – это казалось несерьёзным для взрослой женщины с карьерой в нефтяной компании. Да, в отличие от многих женщин, которым о том, что их увлечение – ерунда, рассказывают нетактичные родственники и друзья, Фещенко с родными повезло: её всегда поддерживали. Но общий фон того, что солидно, а что не солидно, держится в обществе до сих пор. Держится, несмотря на множество примеров успешных бизнесов на культурологической и handmade основе. Наталия об этом пишет и в своём блоге:

«Я – Наталия Фещенко, дизайнер и создатель открыток ручной работы.

Знаете, в моей жизни был период, когда я стеснялась произносить эти слова. Мне казалось, что это принижает меня. Хорошо, что этот период непринятия был не долог»

Вдумайтесь, женщина, у которой материально и психологически обеспечены тылы (есть капитал и моральная поддержка семьи), долго сомневалась в том, что о её хобби можно заявлять вслух! То есть, интересоваться историей в свободное от работы время – ещё куда ни шло, но открытки самой делать – это принижает. Кажется, нашему обществу ещё нужен не один десяток каналов от мастеров-предпринимателей и не один десяток лет, чтобы женщинам не приходилось оправдываться перед самими собой за то, что им нравится.

Изменила жизнь после декрета: как уход из профессии ради семьи обернулся новыми проектами

Всё меняется, когда Наталия уходит с работы – не просто в декретный отпуск, а окончательно:

«Долгое время я работала в нефтяной компании, но когда появилась семья и дети, я сделала выбор в их пользу».

-5

С этого момента могла начаться история домохозяйки, но у Фещенко не тот характер. Когда дети немного подросли и отправились в детский сад, она захотела работать и выбирала сферу так, чтобы это не отнимало время у семьи и приносило удовольствие лично ей:

«Я стала скучать по своей работе и поняла, что должна найти занятие для себя, которое будет позволять заниматься им в свободное время. Так мой путь начинался с создания открыток ручной работы»

-6

Одна из авторских открыток Натальи. Фото с её официального сайта

Баланс между работой и семьёй – нормальное условие жизни, но в наших условиях всё ещё роскошь, доступная не всем: большинство мечется между трудоголизмом чтобы заработать сумму свыше прожиточного минимума и периодом выгорания, когда на работу уже нет сил. В нашей стране это не вопрос тайм-менеджемента – всё упирается в разрыв между необходимой для нормального уровня жизни зарплатой и тем, что эту зарплату с каждым годом всё сложнее получить без переработок. А саморазвитие и поиск своего дела требуют времени.

Фото из интервью
Фото из интервью

У Наталии было это время и сейчас она – создатель собственной линии открыток "My Happy Cards": открыток в винтажном стиле, а также поздравительных карточек по мотивам книг и кино. Наталия никогда не считала открытки просто куском бумаги и приложением к подарку:

«Они - как карта желаний, в которой собраны все Ваши большие и маленькие цели, главное только в них верить и все осуществится»

Добавим, что кроме веры в свои цели, нужно иметь возможность их осуществить: время, средства и дисциплину, чтобы не бросать все дела на полпути. Но то, что без веры нет мотивации, а открытки могут эту мотивацию поддерживать – это факт.

Для самой Наталии открытки стали шагом к новой цели.

Знаменитый журнал “Мир Искусства” из Российской Империи и арт-вечера Наталии Фещенко – где связь

Фото из telegram  NewsArt
Фото из telegram NewsArt

«Со временем, когда открытки заняли важное место в моей жизни, пришла идея создать нечто более масштабное, глобальное, а главное историческое» – слова арт-бизнесвумен из интервью для интернет-журнала.

При этом речь не шла об академических лекциях или стандартных экскурсиях и Наталия долго думала, какими должны быть её мероприятия. Ответ пришёл во время очередной поездки в музей:

«Однажды, приехав в Санкт-Петербург, и став первой гостьей в квартире Григория Распутина, у меня сложился очень интересный разговор с хранителем гостиной - Павлом Дуровым.

Я рассказала ему о том, что уже 12 лет я собираю дореволюционные открытые письма и Павел попросил привезти их и показать гостям, а вернее организовать такое мероприятие, где каждый может увидеть их и прикоснуться»

Часть экспонатов с арт-вечеров. Фото с офсайта
Часть экспонатов с арт-вечеров. Фото с офсайта

В итоге появилась концепция арт-вечеров, где лекция строится в формате чаепития или светской беседы, а героями вечера становятся винтажные вещи с аукциона, которые каждый гость может со всех сторон рассмотреть и потрогать. Можно задавать любые вопросы по теме встречи, а в конце вечера нередко проводится мастер-класс по созданию открыток в винтажном стиле.

Фото с мастер-класса (оф.сайт)
Фото с мастер-класса (оф.сайт)

Интерактивные экскурсии сейчас не редкость, Наталия взяла востребованную идею и переработала её под себя. Кроме того, у Фещенко не просто гости арт-вечеров, а члены коммьюнити. При этом Натали удалось объединить коммерческие интересы и своё увлечение историей, с миссией:

«Я не просто собираю свою коллекцию, но и стараюсь вернуть утраченное на историческую родину, показывая важность, нужность и ценность этих вещей для будущих поколений»

Вы спросите: а причëм здесь дореволюционный журнал из заголовка? На одном из арт-вечеров Наталия продемонстрировала редкость: выкупленный на аукционе выпуск журнала “Мир Искусства”, экземпляры сейчас которого доступны широкой публике только под стеклом в музее К. А. Федина или в онлайн-формате.

Фещенко же, выкупив один из выпусков, дала своим гостям возможность не только подержать раритет в руках, но и аккуратно его пролистать, сравнить качество и стиль книгопечатания в Российском империи с современными изданиями и ознакомиться с отрывками из известных классических произведений, заметок писателей, поэтов и рецензий от известных литературных критиков, а ещё иллюстрации от популярных в то время художников и почти забытых сейчас авторов, которых обожали их современники.

Обложки разных выпусков журнала
Обложки разных выпусков журнала

Журнал “Мир искусства” в 1898 году основал Александр Бенуа, а главным редактором стал Сергей Дягилев, чьи “Русские сезоны” вошли в мировую историю культуры и балета. Мало того, придуманный изначально как чтение для образованной публики Российской империи журнал был так популярен, что его заказывали иностранные читатели.

Редакция журнала “Мир Искусства”
Редакция журнала “Мир Искусства”

“Мир искусства” выходит каждый месяц с 1898 до конца 1904 года и сейчас сохранилось не так много выпусков этого издания, оно считается редкостью и частью культурного наследия.

Теперь понимаете, какой уровень у арт-вечеров, если их организатор может выкупать на аукционах такие экспонаты (а в некоторых случаях и договариваться с другими коллекционерами и музеями, чтобы брать эти вещи напрокат)?

-13

Естественно, цена за билет на арт-вечер не демократичная и стоит на уровне билета в Театр Оперетты – так компенсируются затраты на аренду места для проведения вечеров и отбиваются расходы на покупку винтажа с аукционов. Число гостей тоже ограничено – не более 15 человек. Так что попасть на эти вечера сложно не только из-за финансов, но и по количеству мест.

Темами арт-вечеров становятся интересные исторические периоды (чаще всего – до 1910х годов), истории создания предприятий и уникальных произведений искусства, которые делали только в нашей стране, либо связанные с историческими личностями события.

Фото с официального сайта Н. Фещенко
Фото с официального сайта Н. Фещенко

Можно сказать, что Наталия Фещенко продолжает традиции предпринимательниц прошлого, которые всегда находили время и ресурсы, для просвещения других людей. Но в отличие от своих предшественниц Фещенко не занимается меценатством и на её исторические вечера и к предметам личной коллекции есть доступ только тем, кто может заплатить, а это – представители среднего класса. Для остальных – покупка её авторских открыток, бесплатные образовательные платформы от агрегаторов и государственные музеи.

Подписывайтесь на канал, оставляйте свое мнение в комментариях и следите за новыми публикациями!