Пока мировая финансовая пресса следит за финансовым состоянием, американская пресса внимательно следит за состоянием финансового сектора США. Такие вот они странные. Вместе тесно, а врозь не могут пока вообще никак.
Как пишут, продолжающийся банковский кризис в Китае проверит пределы способности Коммунистической партии Китая (КПК) управлять экономикой своей страны.
Ликвидация застройщика China Evergrande, о чём было объявлено в начале года, фактически указывает на то, что бремя безнадежных долгов страны ляжет на банковскую систему Китая, которая уже столкнулась с дефолтами со стороны сектора недвижимости и со слабой потребительской активностью.
Самая большая сложность в решении банковских проблем Китая заключается в том, что тот самый сектор, который дал толчок недавнему росту ВВП Китая и поддержал благосостояние домохозяйств среднего класса – недвижимость – теперь является виновником текущего экономического спада, а банковская отрасль переживает потрясения, в первую очередь под ударом малые и региональные банки.
В преддверии этого года политики уже приступили к масштабным усилиям по консолидации мелких кредиторов. Сотни небольших, в основном сельских [с нашей точки зрения это региональные банки, работающие на территории одной провинции Китая] банков, были объединены в начале этого года, в результате чего были созданы более крупные финансовые учреждения.
За неделю с 17 по 23 июня 40 китайских банков исчезло и было поглощено более крупными финансовыми учреждениями. Большинство этих банков находились в северо-восточной провинции Ляонин и они были поглощены Ляонинским сельским коммерческим банком, организацией, недавно созданной специально для объединения обанкротившихся банков.
А 9 июля рухнул и другой региональный банк — Jiangxi Bank of China [активы примерно 71 млрд. долларов].
Спасение китайских банков осуществлялось специализированными государственными «плохими банками» или компаниями по управлению активами (КУА), скупавшими безнадежные кредиты с балансов китайских банков.
В 1999 году Чжу Жунцзи в то время премьер-министр Китая создал четыре крупных КУА для покупки проблемных кредитов у четырех крупнейших коммерческих банков Китая. Эти управляющие активами позже сами выдали новые кредиты, а в начале этого года три из этих компаний, испытывающих трудности, были объединены в китайский суверенный фонд благосостояния China Investment Corp. Четвертый был переименован в China CITIC Financial Asset Management в 2021 году.
По мере падения потребительского доверия вкладчики, скорее всего, будут забирать деньги и активы из более мелких учреждений и переводить их в крупные учреждения, что приведет к еще большему количеству банкротств малых банков в будущем. Этот цикл спасения, консолидации и захвата банковского сектора государством, скорее всего, ускорится.
В прошлом году китайские провинции использовали облигации специального назначения на сумму 31 миллиард долларов для поддержки небольших региональных банков, многие из которых предоставили значительные суммы кредитов китайским застройщикам.
Из-за устойчивого спада на рынке недвижимости продажи земли и сборы за недвижимость снижают доходы региональных правительств. Однако региональные правительства имеют большие долги и у них нет финансовых резервов для спасения региональных банков.
Вместо этого КПК теперь стремится централизовать выпуск долговых обязательств на национальном уровне. Премьер Ли Цян заявил в марте, что Пекин выпустит долгосрочные специальные облигации на сумму 1 триллион юаней (около 138 миллиардов долларов), что станет первым выпуском с 2020 года и четвертой такой продажей за последние 26 лет.
До сих пор мы обсуждали только регулируемый банковский сектор. В течение последних нескольких лет КПК бил тревогу по поводу задолженности так называемых "теневых" банков. Эти частные квазибанковские учреждения, такие как страховые компании, трастовые компании, управляющие активами и другие конгломераты, также активно кредитуют застройщиков и капитализируются путем выпуска высокодоходных продуктов для рядовых потребителей.
Один из таких финансовых конгломератов — Zhongzhi Enterprise Group Co. Ltd. — в настоящее время находится на грани ликвидации [на пике компания владела активами почти в 150 млрд. долларов].
Окажет ли Пекин помощь и этим компаниям? Если экономика продолжит расти и потребители будут доверять этим институтам, китайские власти смогут свести к минимуму свою помощь.
Но экономического рост никак не стабилизируется. Китай борется с циклическими и структурными экономическими проблемами [которые серьезнейшим образом обострились во времена ковида], глубокими проблемами доверия потребителей и с уже имеющимися большими долгами региональных правительств.
Если система финансовой помощи Китая начнёт серьёзно сбоить, это дестабилизирует всю финансовую индустрию и может привести к социальной нестабильности. Потребители и инвесторы будут перенаправлять все свои средства в твердые активы [драгоценные металлы] или иностранные активы [тут сильно вряд ли]. Китай может столкнуться с экономическим кризисом, расширением финансового неравенства и ростом безработицы.
Как всё красочно расписывают западные журналисты. Потому что знают о чём пишут - на своём примере они всё это проходили и проходят сейчас.