Модест Петрович Мусоргский (годы жизни 1839 -1881) — выдающийся русский композитор, автор знаменитых опер и симфонических произведений. Однако мало кто знает о том, что этот одарённый человек страдал алкогольной зависимостью, которая стала причиной многих проблем в его жизни и в итоге — привела к безвременной кончине.
Русский дворянин, член творческого содружества российских композиторов Санкт-Петербурга конца 1850-х годов, придерживавшихся идеи народничества («Могучая кучка»), Мусоргский отличался либеральностью взглядов.
А как стать эмоционально ближе к горячо любимым им простым людям — крестьянам, рабочим, если «горькую» не пить?
Возможно, поэтому, создавая свои «народные» нетленные произведения, не меньшее внимание Модест уделял народному сорокаградусному напитку. Причём делал это он так усердно, что вскоре стал и выглядеть, как персонажи собственных музыкальных шедевров — блаженные и бродяги.
Процесс «превращения» молодого дворянина, юнкера, едва покинувшего родовое имение и переехавшего в Питер, в деградирующего субъекта совершился довольно быстро. Модесту пришлось перенести массу лишений — зачастую его просто выставляли из арендных квартир за неуплату, и приходилось ночевать где придётся. Но бездомная жизнь «перекати-поля», без семейного очага, детей, постоянных заработков, «бесплатные обеды» у кого-нибудь в гостях — всё это Мусоргского не смущало. Он весь был в артистических устремлениях, и постоянно «подпитывал» своё вдохновение спиртным.
Именно в период запоев были созданы знаменитые произведения «Борис Годунов» и «Картинки с выставки». В те времена (1869-1877гг.) Мусоргский ещё как-то держится «на плаву», пишет музыку, работает. Но прогрессирование зависимости привело к тому, что он всё же вынужден был оставить должность (место канцеляриста в Лесном департаменте), куда протежировал его влиятельный почитатель творчества Филиппов. После увольнения композитор обосновался в меблированных апартаментах, общения практически ни с кем не поддерживал.
Современники отзывались о Мусоргском неоднозначно. Достаточно часто его воспринимали, как недалёкого и пустого человека, пьяницу. Но это не мешало некоторым пользоваться безграничным альтруизмом Модеста.
Его, как выдающегося аккомпаниатора и виртуоза-пианиста, часто приглашали выступать на благотворительные концерты. Оплаты за его участие в них, естественно, не предполагалось. Подобное положение вещей ещё больше усугубляло алкоголизм гения.
Другие композиторы — коллеги и друзья из «Могучей кучки» замечали, что зависимость от спиртного у Мусоргского активно прогрессирует, но никто из них не пытался вытащить гибнущего товарища из «алкогольной трясины». Мало того, в последние годы жизни большинство знакомых отвернулось от него, посчитав совсем пропащим.
В феврале 1881 года Модест Мусоргский серьёзно заболел. Спутанность сознания, беспокойство, холодный пот, тревога, страх, галлюцинации — все симптомы алкогольного делирия («белой горячки»). Припадок «алкогольного сумасшествия» стал основанием для лечения в Николаевском военном госпитале.
Но уровень медицины в те годы не позволял оказывать достаточную помощь, необходимую в столь сложной ситуации. Можно сказать, что в последние два дня своей жизни Мусоргский страшно агонизировал. В момент облегчения композитор подкупает сторожа больницы, в непреодолимом желании выпить, и тот приносит ему бутылку коньяка. Эта бутыль стала последней — после неё состояние больного критически ухудшилось, и 16 марта он скончался.
Похожие публикации на нашем канале: