В селе Кушнаренково, что в часе езды от Уфы, вот уже на протяжении 30 лет медленно разрушается усадьба Топорниных. За свою двухвековую историю это место повидало многое: оно было родовым гнездом русских дворян, селекционным центром, плодоовощным техникумом, профессиональным училищем и даже секретной школой разведчиков. Но сейчас, увы, оно, как и многие памятники истории и архитектуры в России, пребывает в полном забвении.
Расположилась усадьба в живописном месте на так называемой Девичьей горе, откуда открывается прекрасный вид на окрестности реки Белой. Она состоит из главного дома, «людских» комнат, хозяйственных построек и конюшен, окружающих большой двор, в центре которого когда-то был цветник с фонтаном.
Усадьба была построена в 1812-1824 гг. семьей знатного помещика и отставного военного Степана Егоровича Топорнина. Земли в этих местах он получил за верную службу императору и участие в Отечественной войне 1812 года. Родом он был из Симбирской губернии, а фамилия Топорниных известна как минимум с XV века.
Возникшее здесь село сначала называлось Степановка, а уже позже, по фамилии владельца этих земель - Топорнино. Поселившись в этих краях, Степан Егорович построил на холме небольшой деревянный дом, а уже после его смерти, сын Андрей Степанович в 1818 году начал строительство большого кирпичного особняка. Вместе с цокольным, в нем было четыре этажа, множество комнат и большие окна, впускавшие внутрь много света. Параллельно был разбит фруктовый сад, высажена липовая аллея и обустроена каменная лестница, ведущая к реке Белой. Остатки лестницы сохранились до сих пор.
Главной особенностью дома была современная система отопления, при которой его толстые стены нагревались благодаря проходящим по ним трубам. Затем они долго не остывали, отдавая тепло помещениям, даже когда отопление прекращалось.
В 1865 году Топорнины продали имение купцам Грибушиным и уехали к себе на родину в Симбирскую губернию. Местные краеведы связывают это с отменой крепостного права. Новые жильцы также души не чаяли в своем поместье, активно его благоустраивали и занимались здесь бизнесом. В усадьбе работала пекарня, чаеразвесочная фабрика и производство круп.
Грибушины и их потомки жили в усадьбе вплоть до Октябрьской революции 1917 года, после которой имение было национализировано. В 1926 году на базе фруктового сада здесь заработала садово-огородная станция, где в том числе выводили новые сорта яблонь и винограда. А в 1931 году на территории имения открылся плодовоовощной техникум.
Имя первых владельцев здешних земель село Топорнино носило до 1936 года. Затем его переименовали в Кушнаренково - в честь начальника политотдела Башнаркомзема Ивана Ильича Кушнаренко.
Одна из самых интересных страниц в истории усадьбы Топорниных связана с работой в ее стенах секретной разведшколы Коминтерна в 1941-1943 гг. Исполнительный комитет последнего эвакуировали в Уфу осенью 1941 года. В школе из числа выходцев из европейских стран готовили разведчиков для заброски на оккупированные фашистами территории. Сведения о ней засекречены до сих пор.
Подробнее о преподавателях и учениках школы разведчиков можно узнать в Кушнаренковском краеведческом музее. Среди них были Софья Дзержинская (супруга революционера и партийного деятеля Феликса Дзержинского), Каридад Меркадер (кубинская коммунистка и советская разведчица, мать убийцы Льва Троцкого Рамона Меркадера), Кармен Пинедо (мать актера Альгиса Арлаускаса, сыгравшего главную роль в фильме «Спортлото-82») и Маркус Вольф. Последний в 1958 году стал руководителем «Штази» - главного управления разведки ГДР. В своих мемуарах он много писал о школе Коминтерна в Кушнаренково. В 2004 году он даже приезжал сюда и был поражен состоянием усадьбы. К сожалению, его обещаниям помочь с восстановлением особняка не суждено было сбыться - он умер через два года после своего визита.
После войны в усадьбе Топорниных разместилось сельскохозяйственное профессионально-техническое училище, а в 1994 году в ней случился крупный пожар, после которого и началось постепенное обветшание этого уникального памятника истории и архитектуры.
Как и во многих подобных объектах, крыша у главного дома сейчас отсутствует за исключением правого крыла здания, полы обрушились и сгнили, а внутри растут деревья. Всюду присутствуют таблички об опасности нахождения внутри зданий. Стоит отметить, что хозяйственные постройки защищены даже лучше: на них висят замки, и попасть в них невозможно.
В апреле 2021 года у защитников архитектурного наследия появилась надежда на то, что усадьбу Топорниных в Кушнаренково восстановят. По инициативе Башкирского отделения общества охраны памятников истории и культуры здесь организовали субботник, в котором приняли участие активисты, неравнодушные уфимцы и местные жители. Тогда же началось согласование документов, позволяющих получить территории усадьбы статус исторического поселения. А он в свою очередь позволил бы Кушнаренково принять участие в федеральной программе благоустройства исторических поселений и получить финансирование из федерального бюджета.
К сожалению, по прошествии трех лет здесь ничего не изменилось. А в апреле этого года в усадьбе снова вспыхнул пожар, который практически уничтожил хозяйственную постройку, не задев, к счастью, главный дом Топорниных.
Стоит отметить, что Девичья гора в Кушнаренково привлекательная еще как минимум двумя достопримечательностями: в 10 минутах ходьбы от дворянского гнезда Топорниных есть Парк каменных скульптур, созданный местным жителем, художником Ильфиром Хайруллиным. Над ним «нависает» настоящий самолет АН-24Б, а со смотровой площадки в этом месте открывается отличный вид на бельские дали. Старинные купеческие здания есть и в центре села. Все это наводит на мысль, что эти места - отличный вариант для туристической экотропы, какую создали, например, в усадьбе Кощеева в Бирском районе.
А если найти заинтересованного инвестора, то вполне реально восстановить двухвековое здание, ведь его метровые стены, я уверена, могут простоять еще не одну сотню лет. В нем вполне может расположиться музей или даже гостиничный комплекс. Вспомним проект реконструкции усадьбы Груздевых в Караидельском районе Башкирии - ее планировали переделать под аутентичный отель. Все вопросы упираются в финансы, а также преодоление бюрократии и равнодушия властей. Что можем сделать мы, простые граждане? Посещать заброшенные памятники архитектуры, привлекать к ним внимание и участвовать в субботниках. И, быть может, настанет время, когда эти прекрасные свидетели других эпох начнут восставать из пепла в прямом и переносном смысле.