«Расстрел Матвеева, пользовавшегося в войсках Таманской армии авторитетом, произвел ошеломляющее впечатление на весь ее личный состав. Прав ли был Реввоенсовет, вынесший решение расстрелять Матвеева? С формальной стороны Реввоенсовет армии мог прибегнуть к чрезвычайной мере – расстрелу командующего Таманской армией за невыполнение приказа. Но в этом случае Реввоенсовет, безусловно, поспешил с применением столь крутой меры. Командный состав и бойцы в своей массе не хотели дальнейшего отступления с территории Кубани, не желая оставлять свой родной и любимый край…
…Выход из окружения Таманской армии и воссоединение ее с главными силами Красной Армии Северного Кавказа высоко подняло их боевой дух и возродило веру в победу. Желание вернуться в родные станицы Кубани было велико. План Матвеева о переходе в наступление на Кавказскую, Тихорецкую и Екатеринодар предлагал отбить у врага богатые продовольственные районы Кубани и захватить имеющиеся там боеприпасы. План Матвеева в основном соответствовал замыслу Реввоенсовета Южного фронта, выраженному в приказе №118, — разъединить белогвардейские армии Деникина и Краснова ударом правого фланга северокавказских войск на Батайск – Ростов…
…Реввоенсовет приступил к весьма сложной перегруппировке войск, часть которых сначала должна была отступить из-под Армавира в тыл на 100 км, в район Невинномысской, лишь для того, чтобы оттуда начать наступление на Ставрополь. Эту задачу можно было бы более просто и успешно выполнить наступлением Таманской армии из района Армавира на Кавказскую с одновременным ударом по Ставрополю. При этом для удара по Ставрополю можно было, использовать две Ставропольские дивизии и кавбригаду общей численностью до 15.000 чел., получившие в сентябре из Царицына значительную партию патронов и снарядов…
…Начало октября было самым благоприятным моментом для перехода в наступление таманцев и войск 7-й колонны на Кавказскую и Тихорецкую. В этой обстановке Реввоенсовет должен был особенно гибко руководить войсками, а не осложнять без необходимости свои взаимоотношения с командным составом, остававшимся до конца преданным Советской власти. Реввоенсовет армии не должен был прибегать к ненужным тяжелым жертвам в угоду самолюбию уже тогда ненадежного в политическом отношении главкома Сорокина. В крайнем случае, Матвеева можно было бы отстранить от командования Таманской армией, дав ему другое назначение, или отправить в распоряжение Реввоенсовета Южного фронта, но ни в коем случае не расстреливать его. Казнь Матвеева не вызывалась требованиями обстановки и была плодом поспешных решений, игравших на руку авантюристу Сорокину, стремившемуся под видом борьбы с партизанщиной убрать с дороги тех командиров, которые ему были потенциально опасны и заведомо не поддержали бы его в заранее задуманной попытке установить на Северном Кавказе свою личную бонапартистскую диктатуру, ликвидировав там органы Коммунистической партии и Советской власти.
К сожалению, Реввоенсовет армии, и в первую очередь его председатель Я.В. Полуян, который сам был, безусловно, преданным партии и Советской власти человеком, не понимал всего этого, проявил недальновидность и неспособность разгадать подлинное лицо Сорокина… (В.Т. Сухоруков «XI армия в боях на Северном Кавказе и нижней Волге»).
Капитальный труд, где в жертву советскому официозу была принесена историческая правда. Сухоруков пошёл на явный подлог, скрывая эмоциями события и искажая исторические факты. Несправедливый приговор? Если полагаться на трактовку событий Сухоруковым – наверно да. Но не будем торопиться с выводами, а попробуем разобраться в судьбе легендарного командарма И.И. Матвеева на основе фактического материала.
Вернемся в жаркий август 1918г. В результате прорыва под станицей Кореновской частями Добровольческой армии был занят Екатеринодар, фронт Красной армии Северного Кавказа был рассечен, а советские войска на Таманском полуострове оказались под угрозой окружения. Главком И.Л. Сорокин, оценив обстановку как критическую, решил не цепляться за рубеж реки Кубань, а отдал приказ на общий отход войск в район станицы Невыномысской. Используя послезнание решение главкома можно оценить как абсолютно верное в той ситуации – штаб Деникина рассчитывал прижать армию Сорокина к горам Кавказа, где лишив её продовольствия – добить. Уход армии к Невыномысской позволял оторваться от противника, собрать и реорганизовать подразделения и консолидировать фронт.
16.08.1918г. командующий Таманским фронтом И.К. Ойцев получил приказ главкома Сорокина – немедленно скорым маршем начать отвод войск в направлении станицы Белореченской. 1-й Северо-Кубанский полк Ф.И. Рогачева, выступив из Старовеличковской, должен был обеспечить коридор для выхода Таманской группы войск в районе станицы Новодмитриевской. Но с исполнением приказа главкома в Таманской группе возникли сложности, обусловленные отсутствием дисциплины комсостава, низким оперативным кругозором полевых командиров Красной армии и нежеланием личного состава уходить с обжитых мест. Попытка Ойцева выполнить приказ об отступлении, привела к тому, что командир 4-го Днепровского полка И.И. Матвеев и командир Кубано-Черноморского полка И.Я. Сафонов во главе толпы красноармейцев избили и арестовали своего командующего. Исполнение приказа было сорвано, а время безвозвратно упущено. 1-й Северо-Кубанский полк под давлением частей Добровольческой армии отошёл к Белореченской и коммуникации с войсками на Тамани были разорваны. Командирами Матвеевым, Сафоновым и Казбиевым было совершено воинское преступление – невыполнение приказа вышестоящего командования, которое повлекло тяжкие последствия – войска на Таманском полуострове оказались окружены и оказались на грани уничтожения.
Представим себе – осень 1941-го. Вермахт в «силе тяжкой» идет на Москву. Командующий Западным фронтом Г.К. Жуков ставит боевые задачи командующим армиям. Через некоторое время в штаб Западного фронта приезжают командармы Говоров, Ефремов или Голиков с Рокоссовским во главе некоторых подразделений своей армии – избивают Жукова, арестовывают и решают, что воевать нужно по-другому, иначе, и самое главное как каждому угодно. Вопрос – возможно ли было с такими командармами отстоять Москву? Ответ однозначный – нет! Какая судьба могла ожидать мятежных командиров в военное время?
Неувядаемой славой покрыл себя поход самоорганизованной Таманской армии под началом выборного командира И.И. Матвеева по тылам кавказской контрреволюции. Но это была рискованная крайность! Для советских войск все могло закончиться полным разгромом и уничтожением. Большой удачей для таманцев стало то, что в их рядах оказался талантливый командир – Епифан Иович Ковтюх, возглавивший 1-ю колонну – авангард армии. Его колонна провела ряд успешных боев, а его самостоятельность и оперативный кругозор вывели из окружения Таманскую армию.
Это было первое воинское преступление красного командира Матвеева, которое поставило под угрозу поражения группу войск и стоило больших потерь.
В сентябре 1918г. командование Южного фронта решило попытаться перехватить инициативу, путём проведения фронтовой наступательной операции с целью разъединения войск Краснова и Деникина. РВС Южного фронта издал приказ о наступлении на стыке Донской и Добровольческих армий:
ПРИКАЗ РЕВВОЕНСОВЕТА ФРОНТА
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ И.Л. СОРОКИНА
КОМАНДУЮЩИМ ВОЙСКАМИ СЕВЕРНОГО КАВКАЗА
И ПЛАНЕ ОПЕРАЦИИ НА СЕВЕРНОМ КАВКАЗЕ
№ 118 24 сентября 1918 г.
§ 1
Военно-революционный совет Южного фронта постановил: утвердить командующим войсками, оперирующими на Северном Кавказе, т. Сорокина.
§ 2
Все советские войска, оперирующие в пределах Ставропольской губернии, входят в безусловное подчинение командующему войсками Северного Кавказа т. Сорокину.
§ 3
Все советские войска Северного Кавказа, действующие под командой т. Сорокина, объявляются мобилизованными на общих основаниях.
§ 4
Тов. Сорокину приказывается немедленно принять все меры и срочно установить как телефонную, так и телеграфную связь между своими частями, а также с войсками царицынского фронта и Военно-революционным советом через следующие пункты: Дивное, Кресты Астраханской губернии, Заветное и Царицын.
§ 5
Для скорейшего очищения от кадетских банд и для ликвидации контрреволюционных выступлений на Северном Кавказе необходимо отрезать все банды Алексеева и Деникина от г. Ростова и Новочеркасска, которые являются для них стратегическими центрами и базой снабжения. Задача может быть решена, если наши войска, пройдя по левому берегу р. Маныча, выйдут к Батайску — ключу Ростова.
Исходя из таких соображений, Военно-революционный совет Южного фронта приказал: командующему войсками Северного Кавказа т. Сорокину, закрепившись на удобных позициях по фронту Апшеронская — Бжедуховская — Михайловская — Гулькевичи — Армавир — Невинномысская, выделить оттуда до 15000 штыков с достаточной кавалерией и артиллерией, перебросить их в Ставропольский уезд к с. Винодельному, где, влив в ставропольские войска, отделить ударную группу, каковую, разделив на три участка (правофланговый, центральный и левофланговый), подготовить для следующих операций.
Правофланговый участок ударной ставропольской группы. Построив фронт от оз. Маныч на юг и тесно связавшись левым своим флангом с частями центрального участка, немедленно открыть энергичное наступление вдоль левого берега Маныча, держа направление на Батайск и не теряя все время связи с центральным участком.
Центральный участок ударной ставропольской группы. Тесно связавшись с частями правофлангового участка и расположившись фронтом на запад южнее его уступом, одновременно перейти в наступление, продвигаясь в направлении на села Дмитриевское, Медвежье, Белая Глина, Егорлыкская, Кагальницкая, Батайск, все время держа тесную связь как влево, так и вправо.
Левофланговый участок ударной ставропольской группы. Установив тесную связь с центральным участком вправо и влево с частями, расположенными в Александровском уезде, одновременно с продвижением частей правофлангового [и] центрального участков стремительным ударом двинуться в направлении на Безопасное, Успенскую, Новопокровскую, Незамаевскую, Тихорецкую, Сосыку, Кущевскую и Батайск.
Части, расположенные в Александровском уезде и севернее его к востоку от Ставрополя. Стремительным ударом выровнять фронт и окружить Ставрополь, перерезать линию железной дороги (Ставрополь — Кавказская) около ст. Пелагиада, взять Ставрополь, стягивая к себе все части, расположенные в Александровском уезде и Лабинском отделе. Все время операций держать тесную связь с соседями вправо, влево и тылом.
Частям, расположенным в отделах Баталпашинском, Лабинском и Майкопском, связавшись между собою и со штабом командующего Северо-Кавказским фронтом, твердо закрепиться на своих позициях, демонстрируя наступление в различных местах по указанию т. Сорокина.
§ 6
Командующему войсками Северного Кавказа т. Сорокину предписывается принять все меры для ограждения г. Грозного от нападений кадетских банд и охраны от порчи всех промыслов.
§ 7
Всю операцию в северных уездах Ставропольской губернии Военно-революционный совет приказывает провести самому т. Сорокину.
§ 8
Выбор и назначение командующих, а также границы их участков Военно-революционный совет поручает т. Сорокину, который обязан об этом немедленно ставить в известность Военно-революционный совет секретным пакетом.
§ 9
Тов. Сорокину Военно-революционный совет приказывает извещать о ходе операции до восстановления телеграфной связи один раз в день, а с восстановлением телеграфной связи – два раза в день, утром и вечером.
§ 10
Выполнение настоящего приказа должно быть начато в ближайшее время, а потому все перегруппировки предписывается т. Сорокину произвести экстренно.
Председатель Военно-революционного Совета Южного фронта Сталин
Члены: Минин, Ворошилов (ЦГАСА, ф. 6, on. 1, д. 25, лл. 57-58.)
Приказ представлял оперативный замысел Южного фронта. Командарм Сорокин на основе фронтового приказа разработал план армейской наступательной операции. 07.10.1918г. состоялось совещание командиров 11-й армии и двух военачальников – Г.А. Кочергина и И.И. Матвеева возникли суждения, идущие в разрез с армейским командованием. И если Кочергин пытался убедить членов РВС в изменении плана операции, то Матвеев начал оказывать уже неповиновение.
Это было уже второе неисполнение приказа Матвеевым, которое могло поставить под угрозу поражения теперь армейскую группу войск.
Представим себе – начало декабря 1941-го. Вермахт выдыхается, но всё ещё идет на Москву. Генштаб РККА под руководством маршала Б.М. Шапошникова разработал план фронтовой контрнаступательной операции, который должен перехватить инициативу и в конечном итоге привести к победе. Но в штабе Западного фронта один из командармов – Говоров, Ефремов, Голиков, а может даже Рокоссовский считают, что план не правильный и им лучше знать, как действовать, а один из командармов вообще отказывается исполнять приказ, так как он лучше всех знает, как нужно воевать. Вопрос – возможно ли было с такими командармами провести успешное контрнаступление Красной армии под Москвой? Ответ однозначный – нет! Какая судьба могла ожидать мятежных командиров в военное время?
В этот период в Красной армии уже началась борьба с партизанщиной, а РВС 11-й армии имел на руках письмо ЦК РКП(б), в котором говорилось:
«...Никогда опасность самому существованию Советской Республики не была так грозна и близка, как в настоящий момент...
Нужно железной рукой заставить командный состав, высший и низший, выполнять боевые приказы ценою каких угодно средств.
...Командный состав должен быть поставлен перед единственным выбором: победа или смерть…».(В.Т. Сухоруков «XI армия в боях на Северном Кавказе и нижней Волге»).
Какое решение по мятежному командиру должен был принять РВС 11-й армии? Ещё три недели назад в Красной армии Северного Кавказа бушевал мятеж украинских частей Д.П. Жлобы, которые бросили фронт и ушли в Царицын, поставив армию на грань разгрома. Своими необдуманными действиями Матвеев мог внести смятение в войска и спровоцировать дезорганизацию и развал армии. РВС 11-й армии в той ситуации принял решение – расстрел командира-анархиста. Арест и предъявление обвинения накануне наступления мог привести к негативным последствиям – часть войск Таманской армии могла начать мятеж, сняться с фронта, пойти освобождать Матвеева.
Время партизанщины закончилось!
P.S. Рассмотрим план Матвеева – наступать на Тихорецкую, а затем на Екатеринодар, а в случае неудачи на Царицын (уверенности в успехе не было у самого). Конфигурация фронта представляла собой острый угол с вершиной в Армавире и со сторонами между реками Кубанью и Урупом. Южный фас этого угла находился под угрозой конницы Покровского, а в тылу в районе Баталпашинска действовали "партизаны" Шкуро.
Концентрация белогвардейских войск на периметре Армавирского выступа – четыре дивизии – это главные силы. Матвеев предлагал бить в осиное гнездо Добровольческой армии, но даже в случае успешного прорыва обороны выхода на оперативный простор не получалось. Ударами под фланги выступа Деникин окружал ударную группировку, с последующим разгромом. Сунь Цзы в «Искусстве войны» говорил «ударить твердым по-пустому – вот подлинное искусство». Это понимало командование Южного фронта и 11-й армии, планируя наступать на слабые фланги Донской и Добровольческой армий, но это не понимал матрос-анархист Матвеев.
Скорее всего, Матвеев используя опыт похода Таманской армии, рассчитывал с боем дойти до Тихорецкой, а затем вдоль железнодорожной магистрали уходить в Царицын. Разница была только в том, что Таманская армия в своём походе сражалась с кубанской дивизией В.Л. Покровского, в несколько раз по численности уступавшей таманцам, а 11-й армии предстояло всего-навсего разгромить всю Добровольческую армию.
По теме:
«Железный поток» Таманской армии
Кубань 1918г. Отступление Красной армии Северного Кавказа
Что не так с памятным знаком командарму Таманской И.И. Матвееву
Уважаемые читатели! Если понравилась статья - ставьте лайк и подписывайтесь на канал.