После перемирия заключенного в июне 1918г. между Кубано-Черноморской Советской республикой и германскими оккупационными властями линия разграничения на Таманском полуострове установилась на участке Темрюк – Джигинка – Анапа.
Несмотря на предельно малую территорию, оставшуюся на Тамани у восставших, вакуума власти не случилось – под эгидой Германии, и возникло некое протогосударственное образование. Возглавили «Тмутараканскую республику», как и следовало ожидать, вожди восстания: командующий – полковник В.Ф. Перетятькин, начштаба – полковник И.Н. Камянский и начоперчасти – есаул Г.И. Горпищенко. Ввиду слабохарактерности старших начальников, а также кипучей энергии и большого честолюбия фактическим руководителем повстанцев стал Горпищенко. Есаул установил дружеские отношения с оккупационными властями – лояльность и поставки зерна в обмен на германскую поддержку и стал миниатюрной копией гетмана Скоропадского. Интересной статьёй пополнения бюджета нового государство стало каперство в Керченском проливе.
До Кубанского Правительства в изгнании дошли радужные вести – пусть небольшая территория Кубанской области, но освобождена от большевиков, своими кубанскими казаками. Немедленно атаман А.П. Филимонов направил своих эмиссаров – сотника Балабаса и есаула Федоренко для подчинения законному правительству освобождённых территорий. Но есаул Горпищенко стал стремительно превращаться в «удельного князя» и выслал посланников и из своей республики вон! Сторонники «законного правительства» созвали в станице Таманской народный сход с целью выяснить причину конфронтации. Ответ народу последовал через начальника контрразведки «инженера» Каштанова: «…- Войсковое Правительство гроша ломанного не стоит, так как в феврале оно позорно бежало из Екатеринодара. Войсковой атаман – вор и мошенник, и если он сунется сюда, то тоже будет арестован…». (Калинин И.М. Русская Вандея.1926г.). На жёсткий ответ, оспаривать решения «президента» среди казаков желающих больше не нашлось.
В августе 1918г. после неудачного сражения под Кореновской и оставления Красной армией Екатеринодара настала очередь и Тамани. Красные полки Таманского фронта под началом И.И. Матвеева, И.Я. Сафонова, Казбиева свернули оборону, и ушли в сторону Новороссийска. Безземельное кубанское правительство, продолжающее следовать в обозе Добровольческой армии, вновь потянулось к землям, освобождённым своими родными кубанскими казаками. На Тамань прибыл генерал-майор И.Т. Борисевич – доверенное лицо атамана Филимонова, уполномоченный правительством возглавить все повстанческие части. Но и на этот раз подчинить казачьего «самостийника» не удалось. Когда Борисевич распорядился расформировать штаб повстанцев, то Горпищенко взял его под арест, а затем через немцев выслал из Тамани. Белая идея на Тамани грозила зайти в тупик – сначала повстанцы воевали против красных, а теперь и против «родных» белых точили шашки.
Внешне казалось «президент-самостийник» упивается властью, но этому явлению были объективные причины. Успешное продвижение Добровольческой армии А.И. Деникина на Кубани всерьёз обеспокоило германское оккупационное командование, в планы которого не входило занятие хлебного края иной враждебной вооружённой силой. Действуя через Горпищенко, немцы закрепили за собой и планировали расширить «Тмутараканскую республику», с целью выкачивания продовольственных ресурсов. В близлежащие станицы поскакали нарочные с воззваниями к станичным сходам, в которых предлагалось обсудить вопрос о призыве германской армии и изгнании, как большевиков, так и представителей кубанского правительства. Станичные сходы в сложной «международной обстановке» на территории края проявили выдержку и благоразумно отмолчались. Тогда Горпищенко начал действовать силой оружия, установив свой суверенитет в ряде станиц и городе Темрюк. Дальнейшее продвижение «тмутараканских войск» уперлось в дивизии Добровольческой армии. Призывы Горпищенко к кубанскому казачеству о разрыве с добровольцами и Войсковым Правительством, однако, успеха не имели, а глазах белого командования «тмутараканский президент» стал изменником, на что незамедлительно должны были последовать оргвыводы.
Отряд из дивизии Покровского под началом генерала П.А. Карцева, занял Темрюк, где был созван казачий съезд по вопросу взаимоотношений местного населения с законной властью – кубанским правительством. Горпищенко, рассчитывая на автономию, прибыл с целью продвигать в жизнь свою прогерманскую программу. Карцев немедленно арестовал «тмутараканского президента» вместе с его соратниками и направил в распоряжение войскового атамана.
28.09.1918г. есаул Горпищенко, полковники Камянский и Толмазов, унтер-офицер Абдул-Земиль предстали перед военно-полевым судом по обвинению в мятеже против краевого правительства. Горпищенко и Камянский были приговорены к четырем годам арестантских работ, Абдул-Земиль – к двум месяцам тюрьмы, Толмазов – оправдан. Впоследствии атаман Филимонов помиловал Горпищенко и Камянского.
Так трагикомически завершилось существование самостийной «Таманской республики».
По теме:
Кубань 1918г. Таманское казачье восстание
Уважаемые читатели! Если понравилась статья - ставьте лайк и подписывайтесь на канал