Найти тему
КиноБуква

Роман «Печали американца» - очередной психологический шедевр Сири Хустведт для ценителей интеллектуальной прозы

Оглавление

Роман о любви и искусстве «Что я любил» произвел на меня такое впечатление в прошлом году, что к новой для себя книге Хустведт я шла дольше, чем следовало. Не хотелось портить послевкусие и впечатление. Но автор меня не разочаровала. И путь «Печали американца» не стали таким же сильным и где-то даже знаковым произведением, как «Что я любил», я всё равно восторге. Хустведт определенно мой автор.

«Человеческая память — это не кладовка для застывших образов и слов, а подвижная цепь ассоциаций, которая ни на миг не замирает и меняется всякий раз, как только мы возвращаемся мыслями к некогда виденному или сказанному. Свои дары она преподносит лишь после толчка извне, из настоящего».
Сири Хустведт

📚Сири Хустведт «Печали американца»

Это четвертый роман писательницы, опубликован в 2008 году и вновь написан от лица мужчины. И вновь это совершенно никак не заметно, в том плане, что трудно писать, как мужчина, если ты женщина, но Хустведт делает это гениально.

В центре романа норвежско-американская семья и их проблемы. Как и в прошлой книге, здесь все пропитано искусством, психоанализом и образованием. И это прекрасно.

Фото из личного архива автора
Фото из личного архива автора

Эрик Дэвидсен – психоаналитик. Его сестра Инга – писатель и преподаватель. Умерший муж Инги Макс – талантливый писатель, еще при жизни ставший культовым романистом. Дочь Инги и Макса Соня, пережившая трагедию с башнями-близнецами, пишет стихи и восхищается Ахматовой и Цветаевой.

«Боже, что это был за писатель! В своих книгах ему удавалось разворошить преисподнюю и облечь весь этот саднящий ад человеческой жизни в слова, которые понятны любому».
Сири Хустведт

Отец ребенка Миранды, квартирантки Эрика – странный, но гениальный фотограф. Сама Миранда – художник.

Здесь есть даже куклы, как часть искусства, потому что в куклах этих первична история, а не сам персонаж (это кукла Генри, он только что получил похоронку на сына).

В семье Дэвидсенов умирает отец. Инга и Эрик, разбирая его архив и дневники в «год тайн», как называет его Инга, натыкаются на одну заметку и пытаются разгадать секрет из прошлого отца, связанный с неизвестной никому Лизой. Если отец так хотел скрыть это, зачем оставил подсказку?

«Потянув на себя ящик картотеки, я вдруг пронзительно ощутил, что сейчас происходит обыск человеческого мозга, когда с чужой жизни сдираются последние покровы, и перед глазами возник лежащий на столе труп с рассеченной грудиной, вроде тех, что я студентом вскрывал в анатомичке».
Сири Хустведт

Инга пытается пережить смерть любимого мужа, вступить в новые отношения, но неожиданно на горизонте появляется одна из муз Макса с шокирующими новостями.

«У каждого из нас есть призраки, которых мы носим внутри, но, если они говорят — это еще полбеды, куда страшнее, когда они молчат».
Сири Хустведт

Эрик в разводе и бесконечно рефлексирует на темы проблем своих пациентов и своих собственных. Он исследует память. Он страшно одинок, и ответы ищет в снах. Пациенты Эрика, их подсознание – его зеркало. Психоаналитик, которому трудно успокоить собственных демонов.

Фото из личного архива автора
Фото из личного архива автора

«На своем больничном веку я повидал слишком много ветеранов, чтобы купиться на ура- патриотическую дребедень, которой пичкали зрителей с экранов телевизоров: танки перед камерой, флаги в облаках пыли, вырядившиеся в полевую форму ретивые журналисты, с пеной у рта славящие наши доблестные войска, крепкие семьи, дождавшиеся своих героев; жертвы во имя, священный долг, Америка, отечество... Инга в своей книге прямым текстом говорила об этом нелепом фарсе, но я был больше чем уверен, что ее голоса никто не услышит. Историю вершит амнезия».
Сири Хустведт

По словам Хустведт, роман получился во многом автобиографический, так как она использовала подлинные факты из истории трех поколений ее семьи, а многие истории воспоминаний Ларса, главы семейства Дэвидсенов, взяты из мемуаров её собственного отца, Ллойда Хустведта.

«Травма не является частью истории, она вынесена за скобки. Травма — это то, что мы отказываемся признать частью своей истории».
Сири Хустведт

Стиль Хустведт, тематика, то, как она нежно, трепетно и по-философски походит к своим героям – бесценно.

Это пример литературы, которую мне очень хочется советовать, но я знаю, что такой жанр по нраву не всем.

Спасибо за внимание, друзья. Кто читал «Печали американца» и «Что я любил», какой из роман зацепил больше?