Найти в Дзене
Гандбольная Жизнь

Алексей Стельмах: «Детский гандбол – основа нашей игры»

Оглавление
Досье: Стельмах Алексей Сергеевич, родился в 1998 году в Котово (Волгоградская область). Первый тренер – Галичкин Валерий Николаевич. Выступал за команды: «Чеховские Медведи-2» «УОР №2» (Москва), «Чеховские медведи», «Динамо» (Астрахань), ГК «Воронеж». Четырёхкратный чемпион Суперлиги и четырёхкратный обладатель Кубка России в составе «Чеховских медведей» (2017–2021).

Гандбольного вратаря Стельмах Алексея немало побросало по России. Он работал с Владимиром Салмановичем Максимовым в «Чеховских медведях», выступал за астраханское «Динамо». А закончил свою карьеру Алексей в ГК «Воронеж». И теперь работает в столице Черноземья детским тренером. О своём непростом игровом пути; о том, как играл в Чехове, как оказался в Воронеже; об особенностях работы детского тренера Алексей Стельмах рассказал в интервью.

«Выделялся среди детей высоким ростом и плотным телосложением»

– Вы начали заниматься  гандболом в шестом классе. Не поздно?

– Вообще не почувствовал ни разу за карьеру, что поздно. А пришёл в ручной мяч я стандартным в общем-то путём. Зашёл тренер в школу для набора детей, пригласил в СДЮШОР №1 Камышина, там я и начал заниматься гандболом. Это был 2010 год.

Я был высоким и плотным, выделялся этим среди сверстников. Поэтому сначала меня поставили линейным. И говорят: стой здесь и жди паса, когда тебе отдадут мячик.

А потом мы поехали на турнир, там вратарь получил травму. Меня поставили его заменять. Что-то отбил, мне понравилось. И так отбивал уже до конца карьеры.

– И дальше это было уже в областном центре?

– Да, в седьмом классе меня заметил тренер Владимир Геннадьевич Саливон, пригласил играть за сборную Волгограда. И я по выходным уезжал тренироваться из Камышина в областной центр. Это расстояние в 200 километров. Родители провожали, тренер встречал; я у него ночевал, потом он меня провожал обратно. Так и жили.

– Ходили стабильно? Иногда в таком возрасте бросают на время?

– У меня такого не было. Хотя занимался ещё футболом, рукопашным боем, плаванием. Но это было всё на уровне «попробовать». А гандбол на всю жизнь.

-2

«Павел Сукосян научил меня терпению»

–Как переходили во взрослый гандбол?

– Это был путь через несколько школ. В начале была волгоградская. Потом уехал в Астрахань, два года учился в школе-интернате для одарённых детей имени А.П. Гужвина. В составе астраханской команды под руководством Евгения Ивановича Куделина выиграл два своих первых титула – чемпиона России среди команд 1998 года рождения. Это были 2012–13 годы.

Дальше перешёл в Чехов. И начал тренироваться уже в системе «Чеховских медведей». Пригласил меня туда тренер Александр Васильевич Коваленко. Всё делалось через родителей, чьи контакты дал мой первый тренер Валерий Николаевич Галичкин.

–Чем отличалась ваша жизнь в Чехове от астраханской?

– Стало больше соревнований, чем в Астрахани. Непосредственно игровой практики, выездов на турниры. Финансирование, конечно, в чеховской школе было лучше. Поэтому и выступать себе они могут позволить чаще. Вот в Чехове я закончил десятый класс и, минуя одиннадцатый, перешёл в Училище олимпийского резерва №4, которое с успехом закончил – с дипломом преподавателя физкультуры. Жалею, кстати, что в одиннадцатый класс не пошёл, ещё год учёбы школы был совсем не лишним. И для знаний, и для более плавного взросления. Игровую базу мне нарастили в Астрахани, эту базу я совершенствовал в Подмосковье. И именно там я стал тем, кем стал.

-3

– Подготовка гандболистов-юниоров в Астрахани и Чехове. В чём различия?

– Главное различие в системе. В Астрахани больше всё-таки своих ребят, а Чехов собирает талантливых юниоров со всей страны. Для любого парня в 15 лет попасть туда – это просто мечта. А своих на тот момент в Чехове практически не было, подавляющее большинство было приезжих.

– Но первой взрослой командой для вас фактически стало «УОР №2» в Москве, а не чеховский клуб. Почему?

– Сезон 2016-17 я начал в «Чеховских медведях-2». Но не успел там толком поиграть. Причина, по которой меня отдали в аренду «УОР №2», была в том, что основной состав «Медведей» нуждался в третьем вратаре.

Тот сезон был последним в Чехове для знаменитого Олега Грамса, который уходил во Францию, в «Дюнкерк». А у «Чеховских медведей» всегда такой принцип, что они берут третьим вратарём молодого и перспективного. И перед тем, как взять в основной состав, они меня отправили на полгода в Москву, в аренду. Чтобы посмотреть в деле, смогу ли я пополнить их ряды. Так я оказался в «УОР №2». Это было своего рода испытание.

Там у меня был прекрасный тандем с Павлом Алексеевичем Сукосяном, олимпийским чемпионом Сиднея 2000 года. Который вернулся в «УОР №2» в 55-летнем (!) возрасте, помочь команде сохранить место в Суперлиге. Он меня очень многому научил.

– Чему главному?

– Главное, чему он научил – это терпению, смирению. Имею в виду во вратарском плане. Не «пылить», держать позицию. И держать эмоции в себе. Потому что они затмевают разум. А для вратаря хладнокровие очень важно. Всё то же самое актуально и для жизни в принципе.

-4

«Владимир Максимов разбирал игры так подробно, что – если бы уборщица сидела рядом, она бы поняла, как играть в гандбол»

– Сезон 2017-18 вы начали уже в основной команде «Чеховских медведей». В главной тогда команде России вы провели четыре сезона и выиграли все возможные титулы. Расскажите об этом.

– Что тут можно сказать. Эмоции были шикарными, поскольку я попал в безусловно ведущую команду страны. Да, титулы все у меня есть, но, честно говоря, игровой практики было очень мало. Потому что у «Медведей» все эти сезоны были два очень классных вратаря – Дмитрий Павленко и Артём Грушко, конкурировать с которыми за место в составе было практически невозможно. Они там неизменно уже больше 10 лет. Поэтому и выпускали меня обычно, когда судьба матча уже была решена.

– Тем не менее, провести четыре сезона в основной команде «Чеховских медведей» – это не шутка. Хоть и третьим вратарём. Что вам дало пребывание в этом клубе?

– Видение игры, прежде всего. Дух чемпионского поведения, состояния. И, конечно, то, что я тренировался у великого Владимира Салмановича Максимова и его ассистента, знаменитого тренера Виталия Владимировича Иванова.

Вот они показали, как видеть игру с разных сторон. Как вести тренировочный процесс. Как общаться с игроками. И в этом самый неоценимый опыт, который я получил в «Чеховских медведях». И Максимов мне всегда говорил, что полезнее быть третьим среди лучших, тогда ты сам станешь лучше и будешь лучше развиваться.

– Можно немного поподробнее о Владимире Салмановиче?

– Прежде всего – как о человеке могу о нём сказать только положительное. Всегда отзывчивый, всегда придёт на помощь. Очень понимающий, никаких проблем в общении с ним.

Ну, а как тренер. Все знают, кто он. Это скала и величина. А если говорить об особенностях тренировочного процесса. В первую очередь запомнился разбор игр. Бывало, что по полтора-два часа шёл анализ некоторых игр. С подробнейшим разбором всех нюансов. Настолько подробно, что – если бы уборщица сидела рядом с нами, он а бы тоже поняла, как играть в гандбол.

И Максимов понимает досконально все аспекты гандбола, все амплуа. В том числе, и как вратарям играть. На тот момент у нас не было тренера по вратарям, когда я там был. Но Владимир Салманович с успехом его заменял. Плюс он мог выполнять функции и тренера по физподготовке. Да и массажиста, и врача. То есть он своего рода гандбольная энциклопедия.

– А интересные какие-нибудь упражнения можете вспомнить?

– Мне всегда нравились у него «кресты». Это такие деревянные приспособления в виде креста. На кресте стоят две бутылочки, и внизу на верёвочке подвешены еще две. Игрок подбегает к такому сооружению, и надо сделать какую-нибудь комбинацию. Допустим, «правый низ – верхний левый». И коснуться там, там, там бутылочек рукой. Защитники выполняли свои действия, нападающие свои. Голкиперы что-то для вратарской техники. Таким образом у игроков развивалась особая подвижность и координация.

– Плюс Чехов – это гандбольный город. Там особая атмосфера?

– Отмечу, что там ведётся огромная работа с болельщиками. С детьми. Они приходят болеть с барабанами, кричалками. Дети потом вырастут, придут болеть со своими детьми, отдадут их в гандбольную секцию. Так рождается связь поколений. Да, это по-настоящему гандбольный город, хотя их система, повторю, пока в том, чтобы набирать лучших юношей со всей страны.

-5

«Сезон в Воронеже оказался последним в игровой карьере»

– Потом вы ещё год играли в Астрахани. А затем был Воронеж. Как вы оказались в столице Черноземья?

– По окончании сезона 2021-22 мы с командой «Динамо» (Астрахань) по обоюдному согласию решили не продлевать контракт, который был заключен на год. Летом я искал клуб. Со мной связался Алексей Вячеславович Доронкин. Предложил перейти в стан воронежской команды. Я, недолго думая, согласился.

– И как вам сезон в Воронеже?

– Он был очень нервным. Игрового времени было достаточно. Сезон этот, конечно, был лучше, чем прошлый. И я сам сыграл значительно увереннее. Но надо учитывать, что это была уже Высшая лига, а не Суперлига. Играть было проще. Но, увы, задачу повышения в классе решить не удалось. Роковым оказался выезд в Москву на встречи с «МССУОР №2- Академией», где мы проиграли первый матч и сыграли вничью второй. Потом ещё в Казани с «Зилантом» обменялись победами. Растеряли преимущество в очках. Ну а потом уже были всем известные волгоградский «Каустик» и омский «Скиф».

– Чего же не хватило?

– Думаю, дело было главным образом в физподготовке. Не хватило сил на концовку сезона. «Каустик» нас просто перебегал. А омичи были поопытнее, чем мы. Эта всё-таки команда Суперлиги.

– А  почему вы после того сезона закончили карьеру профессионального игрока всего в 25 лет?

– Решил для себя, что от меня будет больше пользы в качестве тренера, чем игрока. Всё-таки работал с такими специалистами. У меня «собирательный» стиль вратаря. Такой опыт надо передавать другим. Так в гандбол внесу больше.

-6

«Важно, чтобы дети увлеклись гандболом, начали им жить»

– И теперь о вашей тренерской работе.

Я работаю с детьми из воронежской СШОР №7. У меня набор 2014–15 годов рождения. В группе около 20 человек, учу их потихоньку ручному мячу. Совсем ещё маленькие, 2-3 класс.

– Что главное в работе детского тренера, как считаете?

– Энтузиазм. Без него с детьми работать сложно, если не невозможно. И терпение, конечно, тоже.

– Когда дети делают самые первые шаги в гандболе, что требуется от тренера прежде всего?

– Поддержать их интерес. Чтобы не бросили, чтобы им интересно было заниматься. Чтобы увлеклись гандболом, начали им жить. Чтобы ходили на матчи взрослых команд, знакомились с игрой мастеров. И в этом плане очень рад за ГК «Воронеж», что команда вышла в Суперлигу. Это даст огромный импульс развитию детского гандбола в Воронеже. Даст детям стимул стремиться к чему-то и развиваться.

-7

– О талантах в таком возрасте говорить ещё рано?

– Ну почему же. Уже в таком возрасте можно разглядеть определённые задатки. Хотя связано это главным образом с физическими данными. Речь идёт в первую очередь о координации. И о росте и весе, конечно же. Первые признаки игрового мышления, кстати, тоже можно заметить.

– Что можете в целом сказать о состоянии детского воронежского гандбола?

– Могу сказать, что воронежский гандбол сейчас возрождается, как Феникс из пепла. И мы проделываем большую работу с детьми, чтобы привлечь их в наш спорт. Для этого проводим мастер-классы, посещаем школы, общаемся с директорами. Чтобы, например, открыть новые секции, набрать новых ребят. Приглашаем детей на гандбольные матчи.

ГК «Воронеж» сейчас начал прекрасно работать медийно. Видео, интервью – всё это привлекает парней и девчат. Способствует тому, чтобы стало больше болельщиков. Но и о том, чтобы завоевать сердца взрослых, тоже забывать не стоит. Ведь они потом тоже приведут детей на ручной мяч. Популяризация гандбола очень важна.

– А когда вы приходите в школы, с какими словами вы обращаетесь к детям?

– Сначала знакомлюсь, рассказываю немного о себе. А потом повествую о том, что такое гандбол. Что это олимпийский вид спорта. Что он открывает большие возможности, например, много путешествовать. Что он развивает такие качества, как сила, ловкость, координация, скорость, мышление. Сравниваю ручной мяч с другими видами спорта. Выделяю плюсы, говорю, что гандбол фактически – это совокупность футбола, волейбола, баскетбола. В ручном мяче присутствует частичка каждого из этих видов спорта. И это делает его уникальным.

– Что самое сложное в работе с детьми такого возраста?

– Отвлечь их от мира технологий, телефонных игр и привлечь к миру спорта. Бывает же так – пришёл ребёнок на тренировку и перед ней сидит в телефоне. Разве он так настроится на занятие? Или в паузе в тренировке бежит к гаджету. Я им запрещаю поэтому вообще в спортзале брать мобильный телефон в руки.

– Сколько у них тренировок в неделю?

– Три. Для десятилетнего возраста это оптимально.

– А главная проблема детского гандбола в Воронеже?

– Нехватка тренеров. Их должно быть значительно больше. Тренер – основа всего. Будут больше тренеров – будет больше талантливых ребят. Для этого нужно и большее внимание властей. Всё-таки пока ручной мяч в Воронежской области недооценён. Но мы активно пытаемся исправить ситуацию.

-8

Беседовал Владимир Сапунов
Фото: из личного архива Алексея Стельмах и пресс-службы ГК «Воронеж»

Гандбол
6692 интересуются