Первые минут 15-20 «Культурной комедии» отзыв о фильме у меня зарождался гневный и даже слегка ругательный. И даже местами матом. Но потом вроде распогодилось. Расскажу по порядку, что понравилось, а что нет. Но сначала, о чём вообще кино.
Сюжет фильма «Культурная комедия»
Пермский заммэра Виктор (Алексей Чадов) демонстрирует вопиющее отсутствие не то что какой-либо культуры и душевной глубины, а даже их напыления. Обычный тупой и примитивный чинуша, которого любят рисовать наши фильмы. Новые тренды и новые веяния, а также грядущее 300-летие города требуют от властей соответсвующего ответа, обновления и возрождения культурного кода края, на что Виктор абсолютно не способен. Чтобы не лишиться кресла, он начинает брать «уроки культуры» у преподавателя местного института культуры и искусств Марины (Яна Гладких).
Дальше фабула не нова - одухотворенная девушка поразит неандертальское воображение чиновника, который бросит ради нее красивую, но (конечно же!) глупую модель, сам станет чувствующим и понимающим и бла-бла-бла-где-то-мы-это-всё-миллион-раз-уже-видели.
Минусы «Культурной комедии»
Сугубо субъективные, конечно, минусы. Для кого-то они, может, лучшее, что есть в картине. Как я упомянула, сначала кино мне не нравилось, поэтому и начну с того, почему не.
1. Фильм не продал Пермь
А он на это явно рассчитан. Прямо с первых кадров видно, что одна из целей кино - пропиарить город. Я только «за» такие вещи, и как человек, больше всего любящий кататься по разным городам России, очень «тёплый» клиент подобной рекламы. Но она даже меня не зацепила. Почему👇🏻
Достопримечательности Перми в кадр или не попали, или попали так, что было непонятно, что это достопримечательности. Красивая природа? Так-то да, но чтобы ее увидеть, мне можно за час доехать до Абрамцева под Сергиевым Посадом, а не лететь три часа за конские деньги на самолете. Почему надо в Пермь, где елки, как в Подмосковье?
Еще в городе есть прекрасный театр оперы и балета и в фильме его показывают, обещая отремонтировать. Ребята, я всё понимаю, но зачем из Москвы со своими великолепными театрами ехать в Пермь? Авторы этого не раскрывают, делая лишь вялую попытку, намекая непонятно о чем, но про Чайковского.
Это вообще не значит, что в Пермь не за чем ехать
Это значит лишь то, что фильм неубедительно показал, чем город может быть интересен гостям.
Знаете, когда весной я посмотрела фильм «Ненормальный», первое, что хотелось сделать по окончании, купить билеты в Харбин, куда я в жизни не хотела и не собиралась. Когда я посмотрела «Поехавшую», аж сердце заныло, как захотелось на дальневосточные сопки и в бескрайнюю Сибирь. Вот этого магнетизма я не почувствовала в «Культурной комедии». В Пермь я когда-нибудь непременно хочу добраться, но этот фильм не вложил ни толики в моё желание.
2. Дискредитация культуры и искусства
Я не могу по-другому это назвать. В фильме нет ни одного ракурса, с которого культура и искусство смотрелись бы красиво.
Главный их носитель - преподавательница Марина Николаевна - зубодробительно нудная, унылая и спесивая особа, свысока смотрящая на обычного в общем-то человека, действительно не соображающего во всей этой «культур-муртур». Черт, так бывает, что люди не читают Чехова, не учат Пастернака и не отличают Чайковского от Нечайковского. Но снобизм и корона до небес великой и ужасной преподавательницы отшибают насмерть всё желание как-то с этим соприкоснуться, если уж так вышло, что раньше не.
Дама, падающая в обморок от слова «*опа», уже сама по себе выглядит слегка пришибленной. Кстати, отношение к этому слову является своего рода лакмусовой бумажкой трансформации личности героини. В конце фильма она уже довольно уверенно, хоть и не без заминки, посылает Чадова именно «в *опу».
Это два главных минуса, которыми отметилась для меня «Культурная комедия». А теперь о позитиве
Плюсы фильма «Культурная комедия»
Во-первых, музыка
На протяжении всей картины сюжет сопровождает лиричная мелодия, как в старых советских фильмах. Мои аплодисменты композитору Антону Силаеву и тому человеку, который принимает решение, что в кино будет оригинальный звук, а не перепевки.
Во-вторых, актерская игра
Наблюдать за героем Чадова одно удовольствие. Он живой, он пластичный, свободный, раскованный. Здорово! Марина Николаевна хоть и противная, но свою противность тоже отыгрывает на любо-дорого, а в конце еще и перестает этой противной быть.
Еще в фильме задействованы Юрий Стоянов в роли спившегося поэта и Андрей Федорцов в роли мэра. Они тоже живут в кадре освежающей душный летний кинозал настоящестью. Режиссер Владимир Котт, похоже, сумел найти подход к своим актерам.
Третье, что нравится - развитие характеров героев
Да, это наив, да, это лошадиная доза условности, но жанр комедии не обязывает к мариинским глубинам. А потому дубина-чиновник в какой-то момент становится ну таким обаятельным! И располагает к себе и даже чуточку влюбляет. А заумная училка превращается в милую, понимающую и понятную зрителю девушку. Хеппи энд неизбежен.
В-четвертых, романтичность
Да, понятно, что это романтическая комедия и в конце все обязаны если не пожениться, то хотя бы поцеловаться. Но на всякий случай в начале, в том месте, где обычно идет бестолковое предупреждение, что фильм содержит сцены курения, отмечается, что это лучшее кино для свиданий, а потому, когда на экране появится значок ❤, можно и даже нужно целоваться.
Целовать незнакомых соседей, если своей пары нет, авторы не рекомендуют))
Сердечко на экране, конечно, появится.
Как итог
«Культурная комедия» мне понравилась, от меня на Кинопоиске фильму 7 баллов. Есть какие-то минусы, но они нивелируются легкостью содержания, отсутствием откровенной тупости и пусть не новым, но неоднократно подтвердившим свою востребованность у зрителя сюжетом, когда абсолютно разных мужчину и женщину любовь делает лучше.
P.S. А еще мне от души понравился стеб над современным искусством, которое чаще всего и не искусство вовсе.
P.P.S. А еще заходите ко мне в гости.