Сегодня многие подростки и молодые люди употребляют алкоголь и другие наркотики, чтобы облегчить свои эмоции. Вместо того, чтобы через несколько лет столкнуться с последствиями зависимости для здоровья вашего ребенка, нужно поговорить с ним и понять, почему он пьет или злоупотребляет наркотиками.
— Сегодня молодые люди имеют доступ ко многим наркотикам, поэтому, казалось бы, алкоголь больше не является проблемой. Как вы считаете доктор Келли?
— Помимо алкоголя появляются и другие стимуляторы, в первую очередь марихуана в большом количестве, но алкоголь никуда не делся, как среди младших подростков – в порядке тестирования, так и среди молодежи. Хотя многие подростки не чувствуют необходимости экспериментировать с алкоголем или другими веществами.
— Какие вещества составляют самую большую «конкуренцию» алкоголю?
— Помимо вышеупомянутой марихуаны, вокруг которой сейчас идет бурная дискуссия о том, насколько она вредна и насколько полезна в некоторых ситуациях, проблемой для молодежных психотерапевтов является злоупотребление препаратами, прописываемыми психиатрами. Проблема обострилась с пандемией COVID-19, когда появились электронные визиты.
Молодые люди занимаются самолечением, смешивают их с алкоголем или марихуаной. Иногда они также принимают успокаивающие и стимулирующие вещества. Например, алкоголь в долгосрочной перспективе является депрессантом: он поднимает настроение сразу после употребления, но на следующий день снижает его, поэтому молодые люди принимают что-нибудь, чтобы почувствовать себя лучше. Такое сочетание веществ затрудняет определение фактической причины симптомов. Подростки очень хорошо осведомлены о наркотиках и часто считают, что сами справятся лучше, чем врач.
— Что могут сделать взрослые, чтобы защитить детей от зависимости?
— Мне кажется, стоит отказаться от позиции всеведущего наставника. Помню уроки из школы, на которых нам рассказывали о пагубных привычках, в основном грозящих последствиями для здоровья, что при общении с совсем молодыми людьми является не лучшим аргументом, ведь перспектива, например, 50 лет действительно далека.
Я думаю, что лучше создать пространство для дискуссии, потому что в подростковом возрасте мы очень сильно развиваемся как личности, нам хочется выражать свои взгляды и бороться за то, что для нас важно. Если взрослые выступают против этих взглядов, они становятся своего рода врагами и в некотором роде поощряют драки или словесные перепалки. Когда родитель говорит, что ребенку нельзя курить сигареты, потому что это вредно, он находит контраргументы, например, что лучше курить, чем принимать наркотики...
Мне кажется, у родителей сегодня нет возможности поговорить со своими детьми, не осуждая, а с интересом, почему они ведут себя определенным образом, что им это дает. Например, может случиться так, что у ребенка настолько высокий уровень социальной тревожности, что только при употреблении алкоголя он сможет заговорить с новыми людьми. Между тем, для старших подростков и молодых людей отношения со сверстниками имеют важное значение. Поэтому без открытости к диалогу мы не сможем помочь молодому человеку.
Я думаю, самое главное это научить принимать осознанные решения. Алкоголь – часть мира, в котором мы часто движемся осознанно именно потому, что опираемся на чёрные и белые запреты и приказы.
— Но сможет ли такой старший подросток или молодой человек, скажем, лет 20-ти, принять самостоятельное решение, связанное с алкоголем? Я не говорю, что здоровье в 50 лет его вообще не интересует, но способен ли он с точки зрения развития собрать воедино информацию – даже если у него есть к ней доступ – и спрогнозировать последствия своего решения? Не лучше ли установить четкие границы?
— Я не знаю, можем ли мы еще установить резкие границы для такого двадцатилетнего человека – взрослого в юридическом смысле... Кроме того, я бы не стал принижать интеллектуальные способности подростковой молодежи. Конечно, психологически возраст имеет договорное значение, но у человека в 20 лет обычно возникает большая потребность в исследовании и поиске. Он может даже лучше осознавать последствия употребления алкоголя, чем человек в возрасте 40 или 50 лет.
Сейчас я говорю с точки зрения крупных городов, но многие молодые люди сегодня более осведомлены, чем их родители, у которых не было таких возможностей. К тому же в этом возрасте наше мышление гибкое, кругозор расширяется гораздо быстрее, чем в более поздние годы, скажем, после сорока.
— Действительно, молодые люди только что закончили школу и обладают более тренированным умом, чем, например, 40-летний человек, который если и завершает знания, то только в определенных областях.
— Или у него может быть суженная перспектива из-за какой-то концепции функционирования. Некоторые уже устоявшиеся убеждения о мире, себе и других людях, а также о наркотиках.
— Предположим, подросток говорит, что все его друзья пьют на вечеринках. В этот период очень важно принятие группы, так как же убедить ребенка не пить?
— С терапевтической точки зрения я, конечно, не был бы убедителен, потому что моя роль в процессе не в том, чтобы указывать, кому что делать. Я вернусь к тому, что лучше вместе подумать, действительно ли подросток хочет пить, что это ему дает и что отнимает. Потому что интересно, что, с одной стороны, подросткам иногда сложно выделиться из группы, но им также важна определенная индивидуальность и некоторые люди даже ценят то, что они выделяются в каком-то аспекте, и они могут выражать это, например, не употребляя алкоголь.
Рефлексивность важна, поскольку чрезмерная скованность может быть еще более опасной. Бывает, что люди, которые долгое время не пили, например, потому, что они из зависимой семьи, в дальнейшем впадают в зависимость, потому что не научились ориентироваться в этом контексте осознанно.
— Как терапевт, что вы думаете о решении, которое используют некоторые родители, т.е. впервые дают пробовать алкоголь подростку в их присутствии?
— Конечно, ребенок не должен быть несовершеннолетним, и я не могу себе представить, чтобы родитель поощрял его пить. Однако на этот вопрос трудно ответить однозначно, не зная более широкого контекста функционирования данной семьи.
— Давайте представим себе какую-нибудь семейную ситуацию, ужин или день рождения бабушки и дедушки, когда возникает эта тема. Дедушка предлагает – родители протестуют или наоборот.
— Это очень индивидуальный вопрос, могут быть различия поколений, но также и некоторые семейные правила. Хорошо обговорить это заранее, чтобы не поставить себя или ребенка в трудную ситуацию. Стоит не сужаться до собственной точки зрения, даже если решение в конечном итоге принимает родитель. С другой стороны, стоит помнить, что взрослый человек уже имеет полное право решать сам в этой области.
— К подросткам старшего возраста или молодым людям применяются те же критерии диагностики зависимости, что и к взрослым?
— На самом деле зависимость может возникнуть даже в молодом возрасте, но чаще всего у подростков или молодых людей случается рискованное употребление алкоголя (это этап, когда мы еще не говорим о зависимости, но есть некоторые неблагоприятные последствия) или регулирование эмоций с помощью алкоголя. или другие стимуляторы, например, уже упомянутые препараты. Особенно в крупных городах, среди молодежи в возрасте 14-21 года, это более распространенная проблема, чем алкоголизм в стереотипном понимании.
Как терапевты, мы постоянно развиваем знания о зависимостях или употреблении психоактивных веществ в целом. Мы больше стремимся обнаружить причину конкретного поведения и углубить понимание, чем уменьшить сам симптом.
— Я читал, что молодые люди более склонны к зависимости, потому что у них, конечно, нет жизненного опыта, но и определенные биологические защитные механизмы у них еще не выработаны. О чем все это?
— Благодаря нейробиологии было обнаружено, что только у взрослых существует баланс между возбуждением и торможением. У подростков преобладает возбуждение, поэтому у них могут возникать более непредсказуемые, бурные реакции или необычные идеи. Этот эффект также виден при тестировании стимуляторов. Кроме того, замечено, что подростки при принятии решений активируют другую область мозга, чем взрослые.
Поэтому, когда молодые люди принимают решения, они руководствуются больше удовольствием или личными интересами, чем тем, как кто-то другой отреагирует на их решения. Мы не можем воспринимать это как расчет, а только как непрерывный процесс изменений на нейроуровне.
Говоря простым языком, это выглядит так, будто подростки ведут себя менее понятно для нас. Поэтому не столько жизненный опыт, сколько естественные процессы изменений делают не все решения, с нашей точки зрения, точными. Все это способствует большей импульсивности, что, в свою очередь, связано со склонностью к экспериментам с веществами и рискованным поведением.
— Как должен реагировать родитель, когда его ребенок, формально взрослый, но все еще проживающий дома, например, каждую пятницу возвращается явно пьяным? Мы уже знаем, что напугать его последствиями в будущем вряд ли до него дойдет, но пьянство может навредить ему в учебе, в реализации мечты...
— В терапии у нас есть подход, который называется мотивационный диалог. Говоря простым языком, этот подход предполагает, что если мы только скажем человеку, почему не следует что-то делать, он быстро найдет аргументы в пользу этого. Таким образом, он не обнаружит мотивации к изменениям. Более полезным, чем страх последствий, является общее понимание того, почему я что-то делаю, соответствует ли это мне и хочу ли я внести изменения и как это сделать.
Таким образом, родитель может начать разговор с того, что каждую пятницу ребенок приходит домой пьяный и спрашивает, что происходит. На основе партнерства, а не с позиции власти, потому что это часто может принести противоположный эффект, бунт, мысли «а что мне скажут!». В зависимости от отношений между родителем и ребенком это может привести, а может и не привести к честному разговору...
Давайте, однако, помнить, что у ребенка может возникнуть множество аргументов, даже если поначалу это не так выглядит. Это я наблюдаю и в терапии, когда через какое-то время подросток возвращается к тому, что раньше казалось ему безразличным. Слишком сильное давление, скорее всего, вызовет только сопротивление.
Ставьте лайки, если статья понравилась, пишите комментарии. По вашей активности будет понятно, какие темы вам наиболее интересны.
Подпишитесь на канал и вы будете первыми узнавать о новых статьях.
Читайте сотни статей об отношениях между мужчиной и женщиной, а также другую полезную информацию на канале «Беседы с психологом» >>>
Другие интересные статьи канала:
О чем говорит кусание губ и щек?
Многие пагубные привычки, такие как обдирание кутикулы, кусание ногтей или губ и щек, являются результатом бессознательного стресса. Ваше тело, годами остававшееся без внимания, требует внимания в виде болезненных...
У вас есть сотни друзей во ВКонтакте. Большинство из них вовсе не друзья
Большинство ваших друзей во ВКонтакте даже не интересуются вами и вашими проблемами. Сколько из ваших онлайн-контактов являются действительно стоящими и надежными? Скорее всего, единицы.
Когда полезна ложь в отношениях. Советы для женщин
Бывают ситуации между двумя влюбленными, в которых правдивые слова могут стать началом конца или серьезно подорвать основы отношений (особенно новых). Нужно знать и понять, в каких случаях мелкая ложь...
Как познакомиться с богатым мужчиной
Какая женщина не мечтает о встрече с богатым мужчиной? Но при этом следует учесть, что если человек достиг все сам, то значит он хорошо образован, обладает креативным умом, постоянно следит за всем, что...
О сексуальности зрелых женщин
Зрелость – это время, когда секс освобождается от несексуальных потребностей, это время обрести и сохранить любовь. В зрелом возрасте женщина возвращается к ощущению чувственного наслаждения, которое...
Киберзапугивание. Как не стать жертвой
Киберзапугивание – это вид насилия, применяемый с использованием Интернета и других средств. Это угроза, которую можно разделить на несколько типов и которая с каждым годом расширяет свой масштаб...