Найти в Дзене
Еще один книголюб

Поразмышлять о кукольном мире

Оглавление

Генрика Ибсена я читала так давно, что ничего и не вспомнила. Но совсем недавно мне попалась на глаза его пьеса "Кукольный дом", и, что называется, "их как магнитом притянуло".

Огромное удовольствие почитать что-то настолько драматичное, что потом с удовольствием размышляешь над всеми персонажами.

Для тех, кто так же, как и я, напрочь всё забыл, напомню о сюжете «Кукольного дома». Как обычно, когда речь идёт о книгах XIX века, я не буду беспокоиться о спойлерах, ведь я уверена, что абсолютное большинство эту книгу когда-то читали (смотрели спектакль или кино).

О сюжете

В центре сюжета семья Хельмеров: красавица Нора, её муж Торвальд, только что ставший директором банка, и трое детишек.

Читателя погружают в их домашний уют в сочельник.

Нора разбирает подарки, а муж нежно критикует ее за расточительность. Уменьшительно-ласкательные прозвища для жены: жаворонок, белочка, птичка и так далее; смех Норы, и ее забавные оправдания, - всё смотрится крайне мило. Такое добродушное семейное улюлюканье царит в преддверии праздника.

Завязка начинается с приезда старой подруги, успевшей за это время овдоветь и потерять средства к существованию. Однако жизнерадостная Нора делится своей радостью и успехами мужа, и только позже осознает, что подруге можно помочь, и пристроить ее к мужу в банк. Вследствие доверительного разговора Нора рассказывает и свой секрет:

Несколько лет назад, ради спасения тяжело заболевшего мужа Торвальда, которому срочно требовалось пребывание в итальянском пансионе, Нора заняла крупную сумму денег у малознакомого человека, и подделала подпись своего отца на векселе. Нет, она помнит о долге, втайне от мужа работает, и потихоньку закрывает свой долг. Рассказать мужу она не смеет, он как юрист никогда бы не одобрил сей факт, хотя про себя думает, что когда-нибудь, когда уже пройдет много времени и долги будут погашены - тогда может и признается...

Вины своей она толком не ощущает, она же из-за любви и желания спасти мужа пошла на это, да и расплачивается вовремя. В общем, Нора считает, что жизнь прекрасна, а в связи с выросшими доходами мужа, она и вообще сейчас быстро-быстро разделается с той историей.

Однако случившееся повышение сразу повлекло вполне себе логичное последствие.

Частный поверенный Крогстад, у которого и находится та самая расписка с поддельной подписью, приходит к Норе с просьбой помочь в продвижении по службе в связи с повышением мужа.

Муж и слышать не хочет о повышении этого человека, более того, он его уже увольняет... Все мольбы Норы тщетны.

Тогда поверенный опускает письмо в их почтовый ящик с рассказом о подложном займе и угрозами все обнародовать.

Как отреагирует Хельмер, весь такой идеальный глава семейства, и как отреагирует Нора на его реакцию? Крайне эмоциональная концовочка у книги.

У мужа настоящая истерика, и, пожалуй, тут лучше всего привести прямо цитаты:

ХЕЛЬМЕР. Несчастная… Что ты наделала?!
НОРА. Дай мне уйти. Нельзя, чтобы ты платился за меня. Ты не должен брать этого на себя.
ХЕЛЬМЕР. Не ломай комедию! (Запирает дверь в переднюю на ключ.) Ни с места, пока не дашь мне отчета. Ты понимаешь, что ты сделала? Отвечай! Ты понимаешь?
НОРА (глядит на него в упор и говорит с застывшим лицом). Да, теперь начинаю понимать – вполне.
ХЕЛЬМЕР (шагая по комнате). О, какое ужасное пробуждение! Все эти восемь лет… она, моя радость, моя гордость… была лицемеркой, лгуньей… хуже, хуже… преступницей! О, какая бездонная пропасть грязи, безобразия! Тьфу! Тьфу!
Нора молчит и по-прежнему не отрываясь глядит на него.
(Останавливается перед ней.) Мне бы следовало предчувствовать возможность подобного. Следовало предвидеть. Все легкомысленные принципы твоего отца… Молчи. Ты унаследовала все легкомысленные принципы своего отца. Ни религии, ни морали, ни чувства долга… О, как я наказан за то, что взглянул тогда на его дело сквозь пальцы. Ради тебя. И вот как ты меня отблагодарила.
НОРА. Да, вот как.
ХЕЛЬМЕР. Теперь ты разрушила все мое счастье. Погубила все мое будущее. Ужас подумать! Я в руках бессовестного человека. Он может сделать со мной, что хочет, требовать от меня, чего угодно, приказывать мне, помыкать мной, как вздумается. Я пикнуть не посмею. И упасть в такую яму, погибнуть таким образом из-за ветреной женщины!
НОРА. Раз меня не будет на свете, ты свободен.
ХЕЛЬМЕР. Ах, без фокусов! И у твоего отца всегда были наготове такие фразы. Мне-то какой будет прок из того, что тебя не будет на свете, как ты говоришь. Ни малейшего. Он все-таки может раскрыть дело. А раз он это сделает, меня, пожалуй, заподозрят в том, что я знал о твоем преступлении. Пожалуй, подумают, что за твоей спиной стоял я сам, что это я тебя подучил! И за все это я могу благодарить тебя! А я-то носил тебя на руках все время. Понимаешь ли ты теперь, что ты мне причинила?
НОРА (с холодным спокойствием). Да.
ХЕЛЬМЕР. Это до того невероятно, что я просто опомниться не могу. Но придется постараться как-нибудь выпутаться. Сними шаль. Сними, говорю тебе! Придется как-нибудь ублажить его. Дело надо замять во что бы то ни стало. А что касается нас с тобой, то нельзя и виду подавать: надо держаться, как будто все у нас идет по-старому. Но это, разумеется, только для людей. Ты, значит, останешься в доме, это само собой. Но детей ты не будешь воспитывать. Я не смею доверить их тебе… О-о! И это мне приходится говорить той, которую я так любил и которую еще… Но этому конец. Отныне нет уже речи о счастье, а только о спасении остатков, обломков, декорума!

Личные впечатления

Книга просто не может оставить равнодушным.

Во-первых, реакция мужа. Помню, что когда в подростковом возрасте читала, думала - вот же лицемер! Ведь вот только-только называл Нору птичкой, лапочкой и белочкой, а теперь даже не реагирует на ее решение уйти из жизни!...

Сейчас по прошествии времени, таким уж ужасом это не выглядит, и вообще фокус внимания теперь и не только на Норе, интересны и Торвальд, и Крогстад, и доктор Ранк, и фру Линне.

Нора после этой истории уходит из дома. Бросает мужа и детей, так как чувствует, что за всю жизнь была только куклой.

И если раньше, мне ее решение казалось абсолютно логичным и верным (опять же проблемы женской эмансипации и так далее), что мол естественно, она должна найти саму себя, уехать в другое город и порвать все нынешние связи (напоминает мне мои юношеские мечты все бросить и уехать в Питер в одиночку); то теперь мне не дает покоя персонаж Хельмера.

-2

Серьезно. Количество негативной критики в адрес этого героя книги зашкаливает: трус, безвольный лицемер, эгоист, предатель и так далее.. так ли это? Да, идеальная реакция на произошедшее событие по мнению Норы и большинства критикующих, примерно такая:

"Ах! И ты ради меня на такое пошла, бедняжка моя любимая! Я постараюсь выпутаться и всё возьму на себя, даже не бери в голову!"

Но как ни крути, представить, что это первая реакция на то, что переворачивает твою жизнь, которая вот-вот сейчас полетит к чертям из-за тайны, в которую тебя не посветили... мне кажется не может быть такой романтичной... по крайней мере в реальности, и уж точно без времени на раздумья!

Так что уже можно дать некоторую скидку Торвальду.

Самое пожалуй страшное, что говорит Нора, это то, что мол: "Мы с тобой за время брака и не разговаривали серьезно!". Думаю, ключевая проблема именно в этом. А здесь, ведь виноваты оба, не правда ли?

В общем, перечитывать классику раз в 15 лет невероятно интересно! Это совершенно новое произведение! Весь фокус меняется, мысли меняются, ощущения. Это прям здорово!

Многие люди в реальной жизни носят маски и играют роли:

  • иногда не по собственной воле;
  • иногда и сами не понимают до определенного момента (как у Норы), что играют роль;
  • а иногда просто так получилось когда-то, и они не находят в себе силы что-то менять, живут "не свою жизнь".

Опасность в том, что возможно в какой-то момент весь этот кукольный домик вокруг может рухнуть, и они (как и Нора) поймут, что больше так не могут, или роли, которые они играют могут надоесть или просто станут ненужными тем, ради кого они играются... но ... там уже трое детей...

Ну и сам факт обретенной свободы. Интересно, много ли счастливых вариантов, что у Норы сложится своя жизнь и она будет довольна своим выбором?

Есть кстати вариации на дальнейшую историю Норы: Эльфрид Елинек написала текст «Что случилось, после того как Нора бросила своего мужа, или Опора общества» (я пока не читала. Как это правильно назвать, фанфик? 😁)

А ведь история, на основании которой сложилась эта пьеса, реальная и грустная:

По словам Х. Хейберга, даже свои знаменитые слова-понятия жаворонок и кукольный дом Ибсен применял к молодой норвежско-датской писательнице Лауре Килер задолго до того, как задумал свою пьесу. Ибсен проявлял к ней «отеческий, хотя и не без оттенка юмора интерес». И не только к самой «экзальтированной молодой женщине», но и «к её браку». От реальной Лауры вымышленная Нора унаследовала и своё лёгкое, инфантильное отношение к финансам и финансовым документам. Также история последовавшего затем семейного скандала, вплоть до развода, в целом соответствует реальности. Но только в жизни безответственный, порхающий по жизни жаворонок вовсе не вылетает из насиженного гнезда на прекрасную, хоть и неведомую свободу, а сперва попадает в психиатрическую лечебницу и затем, будучи прощена мужем, возвращается в семью, в свой кукольный дом.

Побежала смотреть "Нору" - экранизацию 1980 года с Ларисой Малеванной в роли Норы

-3
-4
  • Кстати, идея перечитать пьесу "Кукольный дом" возникла прошлой весной. Я тогда читала "Лестницу Якова" Улицкой, и там главную героиню назвали Норой именно в честь героини легендарной пьесы.
  • И еще надо не забыть поискать и другую экранизацию - с Хопкинсом 😍 Такой молодой, аж непривычно )
-5

Помните эту книгу? Делитесь впечатлениями 😉