Тибетцы – одна из древнейших этнических групп в Китае и Южной Азии. Как коренное население Цинхай-Тибетского плато, они оставили после себя богатое культурное наследие, включающее литературу, музыку, танцы, живопись, скульптуру, архитектуру и многое другое. Тибетцы являются результатом слияния коренных жителей Тибетского плато и части древней этнической группы цян. Обитающие на "крыше мира" с высоким рельефом, суровым климатом и тяжёлыми природными условиями, тибетцы живут за счёт животноводства и земледелия. Эти экологические условия и образ жизни определили их традиционную одежду. Основные черты одежды тибетских предков – это тяжёлые и тёплые одежды с широкими поясами и длинными рукавами. Согласно историческим данным, уже в XI веке до н.э. сформировались основные характеристики тибетской одежды. Традиционная тибетская одежда богата разнообразием и коннотациями, имеет определённые структурные особенности, различия по уровням и регионам, а также соблюдает некоторые специфические правила.
Привет! Меня зовут Артур, я увлекаюсь историей и веду свой Телеграм-канал "Века Древних", где публикую фотографии древних артефактов и исторических мест. Мне интересно исследовать прошлое, делиться уникальными находками и рассказывать о культурных и археологических сокровищах со всего мира.
Особое внимание в тибетской культуре уделяется женским нарядам во время праздников, значимых событий в жизни и церемоний. Известно, что тибетские праздничные наряды намного богаче и величественнее повседневных. Женщины в праздничных одеждах украшают головы коронами из кораллов или бирюзы, называемыми "базху", носят серьги из золота или серебра, инкрустированные бирюзой. На левой руке – серебряный браслет, а на правой – браслет из белого раковины. Белую раковину надевают с детства, и говорят, что она помогает найти путь к счастью после смерти. На шее женщины носят ожерелья из янтарных бусин и амулеты с изображениями Будд или священных предметов. Существует значительное различие в одежде женщин до и после совершеннолетия и брака, что также является одной из особенностей тибетского наряда.
Когда тибетские девушки из сельскохозяйственных районов Цинхая достигают пятнадцати или семнадцати лет, они меняют детские косы на взрослые. Это их церемония взросления, дата которой должна быть выбрана как благоприятный день. Сначала монахи проводят религиозные обряды, затем взрослые женщины помогают девушкам нарядиться, поклониться Буддам, предкам и родителям. В этот момент родственники поют песнопения в честь предков. В пятнадцать лет девушки из Хайси должны носить "мартлон" – головной убор из ткани или атласа, украшенный серебряными щитами и кораллами. Новобрачные женщины из Голо носят длинные платья с радужными швами вокруг манжет и роскошные жилеты. Подобным образом, у незамужних женщин из Тяньчжу головные уборы короче, чем у замужних, тогда как тибетские женщины в Аба начинают заплетать косы только после шестнадцати лет. Незамужние девушки из Чжони, Ганьсу, заплетают три косы, тогда как замужние женщины здесь заплетают волосы от середины головы до пояса, избегая кос по бокам.
Кроме того, тибетские женщины в сельских районах предпочитают носить яркие радужные фартуки поверх своих платьев и заплетать волосы в две косы. Женщины в северных пастбищных районах предпочитают заплетать волосы в множество мелких косичек, которые они оставляют за спиной.
Нгарийский округ – самый удалённый регион Тибета. В районе Пуланг популярны меховые плащи, изготовленные из овечьей шкуры и украшенные искусно и элегантно. Ткань для таких плащей – шерстяная материя. Воротник, рукава и нижняя часть полы отделаны выдровым мехом. Поверх пальто надеваются шёлковые и атласные ткани, инкрустированные множеством драгоценностей, что является уникальным для всего тибетского региона. Среди них наиболее представительным, изысканным и уникальным нарядом Пуланга является женский костюм "павлин". Он тесно связан с известной рекой Конгке в Нгари, исток которой напоминает павлина – символ красоты и благополучия.
Если вам было интересно, подписывайтесь на мой канал @agesofancients.
Там я делюсь фотографиями древних артефактов и исторических мест, сопровождая их познавательными описаниями и уникальными деталями.