Найти тему
Art&Culture

Художник Кирилл Крапивин: «Считаю, что искусство должно служить конструктивным целям и на благо общества»

Снова продолжаем серию интервью с российскими художниками, финалистами и полуфиналистами всероссийского фестиваля «Время, вперед!», чьи работы были представлены в рамках групповой выставки «Искусство труда» в Западном крыле Новой Третьяковки в разные годы работы Фестиваля. На сей раз пообщались с талантливым художником в третьем поколении Кириллом Крапивиным.

Кирилл, расскажите немного о себе.

Родился и живу в Москве. Окончил МГХУ памяти 1905г. (Дизайн среды) и МГХПУ им. С. Строганова (Художественная обработка металла). Состою в живописной секции Московского Союза Художников. Деятельность у меня разносторонняя: работаю арт-директором в области упаковки и фирменного стиля, занимаюсь преподавательской деятельностью в сфере творчества (живопись, рисунок, композиция) и преподаю единоборства. В своих работах не ограничиваюсь одной техникой и много экспериментирую (пишу, как классические работы маслом, так и делаю современную графику).

Есть ли в вашей семье творческие люди?

Да. Я вырос в семье профессиональных живописцев и педагогов и продолжаю творческую линию своей семьи уже в третьем поколении. Мой дед заслуженный художник Крапивин Николай Никитич, а мама, Крапивина-Солунина Татьяна Валентиновна — художник, педагог и арт-терапевт, которая в свое время получила звание «Отличник народного просвещения» и высшую учительскую категорию за разработку своей методики обучения «вьющаяся линия». От деда и мамы очень многое взял из их работ и наработок, копировал некоторые работы деда, многое использую в своей работе из маминой методики, благодаря которой мы продолжаем обучать в нашей семейной студии.

«Атомные лодки у пирса», 1961 г. (картон, масло). Картина деда, Крапивина Николая Никитича.  Фото: архив художника
«Атомные лодки у пирса», 1961 г. (картон, масло). Картина деда, Крапивина Николая Никитича. Фото: архив художника
Крапивина-Солунина Татьяна Валентиновна. «Рыбзавод», 1978 г. (картон, масло). Фото: архив художника.
Крапивина-Солунина Татьяна Валентиновна. «Рыбзавод», 1978 г. (картон, масло). Фото: архив художника.
Улица Праги, 2020 г. (бум., акварель, гуашь бел.)  Картина мамы, Крапивиной-Солуниной Татьяны Валентиновны, написанная по методике «вьющаяся линия». Промежуточный (слева) и итоговый (справа) варианты.  Фото: архив художника.
Улица Праги, 2020 г. (бум., акварель, гуашь бел.) Картина мамы, Крапивиной-Солуниной Татьяны Валентиновны, написанная по методике «вьющаяся линия». Промежуточный (слева) и итоговый (справа) варианты. Фото: архив художника.

Были ли у вас персональные или групповые выставки? Где и когда?

Выставочную деятельность я веду со студенческих времен — участвовал в художественных выставках «У мечты есть крылья» (2008 г.), «Русские традиции» (2008 г.), «Строгановские традиции» (2009 г.), так и в дизайнерской «Современная усадьба. Дизайн. Обустройство. Комфорт» (апрель 2007г.). Были небольшие совместные выставки с моими друзьями-художниками (2016 и 2019 гг.). В 2021 году участвовал в выставке-пленэре, посвященной 40-летию музея ДПИ.

Участвую в выставках и социального характера, среди которых, помимо Фестиваля «Время, вперед!», могу назвать «Всероссийский конкурс антинаркотического рисунка и плаката», проведенного в рамках Всемирного дня борьбы с наркоманией (2011 г.), благотворительная выставка «Ангелы России» в поддержку детей с синдромом Ангельмана (2023г.) и выставка «Картина победы», в рамках которой проводился проект АГИТФРОНТ в поддержку бойцов СВО (2023 г.).

А как вы узнали о Фестивале «Время, вперёд!»? Чем вас привлекает тема труда?

Узнал о Фестивале из интернета. Считаю, что искусство должно служить конструктивным целям и на благо общества. Меня всегда привлекал соцреализм с его соединением классических традиций и современности. Поэтому в своем творчестве я пытаюсь найти баланс в сочетании яркости и ясности дизайна с наработками классической школы. С учетом века цифровых технологий, актуальность труда «как-будто бы» начинает снижаться. Мне всегда хотелось подчеркнуть важность человеческого фактора в сферах деятельности первой необходимости. И в тоже время я убежден в важности того, чтобы большинство людей смотрело на этот вопрос не только субъективно, но и объективно - с глобальной точки зрения. Я, в большинстве своем, поддерживаю тезис, что «труд облагораживает».

Тема труда для меня очень конкретная и я уверен, что в рамках таких тем с конструктивным посылом как раз и можно создавать талантливые и даже гениальные произведения, которые и будут формировать современный культурный код России, который в русле непростой ситуации, сложившейся в мире, будут служить на благо нашей страны.

Какие работы вы представляли для участия в выставке «Искусство труда»?

Живописно-графическая работа «Уборка урожая». Эта работа отчасти является данью уважения к одному из моих любимых художников - Александру Дейнеке, который в своих работах сумел ухватить кусочек самого лучшего и чистого из нашего детства, которое я помню, как ощущение грандиозности плодов труда человека, и в то же время его гармонии с природой. С другой стороны, моя работа представляет собой взгляд сверху на бескрайние поля, уходящие в даль, позволяющие нам как бы подняться над обыденностью и посмотреть сверху на масштаб труда многих людей в области сельского хозяйства. И в то же время эта работа — попытка справиться с некоторой грустью, так как в моем детстве я помню возделываемые поля, где я играл в стогах сена, а сейчас я вижу в этом процессе запустение — большие посевные пространства стоят заброшенными и никому не нужными. Поэтому данная работа является моим пожеланием на будущее.

Кирилл Крапивин «Уборка урожая», 2023 г., (бумага, темпера). Фото: архив художника.
Кирилл Крапивин «Уборка урожая», 2023 г., (бумага, темпера). Фото: архив художника.

Ваше место силы? Расскажите о трех таких в любом городе мира.

Место силы для меня там, где мои родные, любимые люди, поддерживающие и понимающие меня. Там, где нет раздражающих факторов, мешающих мне работать. Сам термин отсылает нас к Карлосу Кастанеде и нагвализму, но я считаю, что художник сам создает себе место силы и не должен зависеть от какого-то конкретного места, так как сила в образе, а художник — это инженер этого образа.

Расскажите о вашей самой любимой работе (созданной вами).

Любимую работу не назову, но цикл работ такой имеется – небольших квадратных живописно-графических работ 20 на 20 см, которые являются на протяжении многих лет моим художественным дневником. На них я оттачивал своё мастерство, и в тоже время каждая из этих работ является кусочком моей жизни в метафорическом смысле, переведённом в образ.

В этом цикле я выразил основной посыл - учиться видеть в обыкновенном, обыденном, привычном наполненный смыслом образ, при помощи которого ведётся внутренний диалог со Вселенной, Богом, который всегда важен и нужен для каждого из нас.

Кирилл Крапивин. «Две тысячи двадцатый», 2020 г. (тон. бум., акрил. маркеры, лайнер). Фото: архив художника.
Кирилл Крапивин. «Две тысячи двадцатый», 2020 г. (тон. бум., акрил. маркеры, лайнер). Фото: архив художника.
Кирилл Крапивин. «Посеребренный город», 2021 г. (металл. бум., маркер, фломастеры, лайнер) 20х20 см. Фото: архив художника.
Кирилл Крапивин. «Посеребренный город», 2021 г. (металл. бум., маркер, фломастеры, лайнер) 20х20 см. Фото: архив художника.
Кирилл Крапивин. Из цикла «Краски пустыни», 2021 г. (цветная бумага, акриловые маркеры, трафарет, темпера), 20х20 см. Фото: архив художника.
Кирилл Крапивин. Из цикла «Краски пустыни», 2021 г. (цветная бумага, акриловые маркеры, трафарет, темпера), 20х20 см. Фото: архив художника.