Разрезая острыми носами коричневую дунайскую воду, ладьи помчались к берегу. Прыгая из ладей на поле выстраивался передовой отряд русской пехоты. Ровный строй больших щитов казался непреодолимой стеной, за которой, не опасаясь вражеских лучников, начали высадку остальные воины Святослава.
Разгромом Хазарского каганата Святослав завершил укрепление восточных рубежей своего государства. Теперь его взор был обращен на Балканы, которые манили еще его отца и деда. Видимо, уже давно в голове зрела мысль о переносе своей столицы с Днепра на Дунай. Именно к этому периоду относится знаменитая реплика Святослава, адресованная матери княгине Ольге и боярам.
Не любо ми есть в Киеве быти, хочу жить в Переяславци на Дунае, яко то есть середа в земле моей, яко ту вся благая сходятся: от грек злато, паволоки, вина, овощеве разноличия, из чех же, из Угор серебро и комони, из Руси же скара и воск, мед и челядь.
В этих словах кроется внешнеполитический курс, который взял Святослав. Поэтому говорить о чистом авантюризме князя говорить не приходится.
Не соглашусь я с доводами византийского историка Льва Диакона, который утверждал, что Святослав явился в Болгарию в качестве византийского наемника. Внешняя политика Руси не носила стихийный характер, она была явно последовательной в своем курсе.
Шел 968 год. Святослав вел в Болгарию войско, которое Лев диакон оценил в 60 тыс. копий. Конечно же хитрый грек явно преувеличил численность воинства русов. Скорее всего Святослав вел войско численностью от 10 тыс. до 30 тыс, но не более. На берегу Дуная русские ладьи поджидало 30-тысячное войско болгарского царя Петра. Думаю, что и здесь Лев Диакон несколько слукавил, прибавив болгарам веса.
Болгары не успели опомниться, как ладьи русов причалили к Дунайскому берегу. Святослав ломал стереотипы и все общепринятые правила ведения войны. Еще никто не осмеливался высаживаться на берег, подконтрольный противнику. На глазах изумленного царя Петра вырастала стена из красных щитов. Еще мгновение, и плотный строй тяжелой пехоты с большими щитами и длинными копьями, в полном составе, выстроился перед болгарским воинством.
Долго Петр приходил в себя. Команда коннице начать атаку запоздала, и конница, не достигнув войска русов, развернулась. А вдоль Дуная к Святославу спешили наемные всадники венгров и печенегов. Воспользовавшись заминкой, Святослав дал приказ своим воинам идти в атаку. Несокрушимый строй русов пришел в движение.
Тяжелым мерным шагом, от которого, казалось, вздрагивала земля, русы надвигались на неприятеля. Не то стон, не то тысячеголосый горестный вздох пронесся над полем битвы. Руссы вклинились в ряды воинов царя Петра и начали теснить их.
Когда к царю Петру пришло осознание того, что его армия может оказаться в окружении, что означало не просто поражение, а гибель всей армии, он приказал трубить отступление. Но они опоздали, эти багроволицые, надменные царские трубачи в нарядных кафтанах, с серебряными цепями на выпуклой груди! Бегство началось раньше, чем они поднесли трубы к губам.
Разбив главное войско болгарского царя, Святослав взял штурмом город Доростол. Вся придунайская Болгария оказалась во власти русов, а это 80 городов. Мечта Святослава сбылась - он сел княжить в Переяславце на Дунае.
Подписывайтесь на Телеграмм канал с одноименным названием