В Евангелии, которое мы сегодня читали, евангелист Матфей передаёт нам слова Христа Спасителя, Который говорит Своим апостолам, которых Он посылает на проповедь Евангелия: «Не берите с собою ни золота, ни серебра, ни меди в поясы свои, ни сумы на дорогу, ни двух одежд, ни обуви, ни посоха, ибо трудящийся достоин пропитания. В какой бы город или селение ни вошли вы, наведывайтесь, кто в нем достоин, и там оставайтесь, пока не выйдете; а входя в дом, приветствуйте его, говоря: мир дому сему; и если дом будет достоин, то мир ваш придет на него; если же не будет достоин, то мир ваш к вам возвратится. А если кто не примет вас и не послушает слов ваших, то, выходя из дома или из города того, отрясите прах от ног ваших; истинно говорю вам: отраднее будет земле Содомской и Гоморрской в день суда, нежели городу тому» (Мф. 10, 9 - 15 ).
Вот две тысячи лет назад в Палестине, оккупированной римлянами, можно было войти в город, спросить у людей, кто тут исполняет заповеди, прийти в его дом и там остановиться. А сейчас этому совету нельзя даже последовать, это невозможно, потому что нравственное состояние сегодняшних людей много хуже нравственного состояния людей, которые жили ещё в дохристианскую эпоху. И апостолы были призваны для того, чтобы их начать просвещать.
Один умный путешественник сказал: «Когда отправляешься в путешествие, бери поменьше вещей и побольше денег». И правда, всё в дороге можно купить. Сейчас в любой стране можно купить всё, правда, это всё будет китайское, но это неважно. Главное, что любой товар, который ты хочешь, начиная от автомобиля и кончая компьютером, или кремом, или купальными костюмами, чего угодно: рюкзаки, лодки, самолёты, – сколько денег есть, всё можешь купить там уже, на месте, незачем эти чемоданы таскать. Если, конечно, деньги есть. Если денег нет, приходится одним и тем же пользоваться, всё возить за собой в чемодане.
Господь же, отправляя, говорит: вообще ничего не берите. Но это же вроде риск: а если? Господь их учил чему? Что если ты во всём доверяешь Богу, научился этому, сумел, так сказать, то Господь Сам о тебе и позаботится. И действительно, потом Он у них спрашивал: ну как, имели вы в чём-то нужду? Нет, говорят, ни в чём. То есть Он их учил вере, вере в Него. Вере Его словам, что раз Он так сказал, раз они этим словам последовали, то будет так, как Он сказал. Вот этому неплохо и нам поучиться, потому что мы, к сожалению, Евангелие не рассматриваем как школу жизни. Евангелие Евангелием, а мы сами по себе. Поэтому берём и денег, и чемодан, и что? Остаёмся сами наедине с ужасами этого мира и с чемоданами, вместо того чтобы иметь надежду на Бога.
Сегодня ко мне подходит один человек и говорит, что он хотел бы быть богатым. Я говорю: «А зачем тебе это?» Он говорит: «Для того чтобы иметь больше всяких возможностей». Я говорю: «Но ты давеча у меня спрашивал, что даже не можешь определиться, чем тебе заняться. Если ты даже не можешь определиться с собственным выбором, куда тебе идти, зачем тебе тогда такие возможности? Чтоб голова закружилась?»
Когда мне было двадцать лет, у меня была одна знакомая, Катя, ей было двадцать два (а может, мне ещё девятнадцать тогда было), она и сейчас жива. Она говорит: «Когда у меня появилась вторая юбка, у меня возникли большие сложности. Я стала везде опаздывать, потому что не знаю, какую надеть. Была одна, я её натягивала. Если лопнул шов, я прямо сверху зашивала и шла на работу, или в гости, или в театр – на все случаи жизни». Поэтому всякая такая альтернатива без того, чтобы знать, что ты хочешь и куда ты идёшь, только ухудшает качество жизни.
Давно известно, что зарплата никак не мотивирует на качественный труд. Если перед тобой халтурщик, ты можешь заплатить ему миллион, можешь два, можешь тысячу миллионов, он лучше не сделает. Как у одного цыгана спросили: «А если бы ты был король?» – «Я бы царствовал, а потом бы взял казну и убежал». – «Но зачем тебе казна, ты истратишь, тут и так всё твоё?» Но он так привык, что надо украсть и убежать. Качество жизни, счастлив человек или нет, зависит от того, кем он является внутри себя. Хороший, честный, добросовестный, любящий, трудолюбивый или скотина, негодяй, подлец, жулик и прочее – от этого только зависит. Человек думает, что от чего-то внешнего что-то изменится.
Я однажды врезался в автомобиль «Бентли». Выходит женщина, и как она страдала! Тут же приехали полдюжины телохранителей, четыре юриста, потом такой маленький муж приехал. И она такая расстроенная, и вот она своей ножкой, сама худенькая, изящная, я думал, ей двадцать пять лет, оказалось, тридцать шесть, у неё двое детей, уже взрослая дама, просто такая миниатюрная. И вот она ногой в этой туфельке как даст по этому «Бентли» и говорит: «Я не буду больше ездить на этой драной машине!» И вы знаете, как она страдала! Я говорю: «Чего ты мучаешься, подари мне. Я уж на крыло-то соберу и буду ездить. Прихожане будут радоваться: батюшка на «Бентли» рассекает! Оливкового цвета! Патриарх будет доволен. Он очень любит, когда духовенство рассекает на хороших машинах. А уж «Московский Комсомолец» вообще!.. Эта полоса вся в цвете выйдет. Наконец-то! Что на каких-то машинах всё не таких?» Но она как-то уж так страдала, что даже не заметила моего предложения её от этого избавить. От этой «драной» машины, потому что всё крыло я ей разбил.
Поэтому не зависит никак от того, что ты имеешь, сколько нулей. Абсолютно. Ты от этого не станешь ни лучше и ни хуже. И более того, всё, что у тебя есть, досталось по наследству или ты украл, то есть заработал, всё это останется на земле. С собой ты заберёшь только качества своей души. И понятно, Господь об этом знает и хочет, чтобы мы собрали здесь богатство неветшающее, и наша душа с собой взяла бы на Небеса. То есть смысл жизни в этом.
А можно рассуждать даже в терминологии бизнеса. Этому учил ещё преподобный Серафим. Он говорил: я сам из купцов (по-нашему, по англосаксонски, значит «бизнесмен»). И он говорил: ты смотри, что даёт больше прибыли, имея в виду благодать Божию. Если у тебя хорошо получается с молитвой, молись. Если у тебя хорошо получается заниматься благотворительностью, благотвори. Если ты можешь написать какую-то толковую книгу, которую люди будут читать и спасаться, и она будет полезна, занимайся. Если ты хочешь призреть и воспитать сирот, тоже дело весьма похвальное, и так далее. Это всё будет на твоей душе благодатно отражаться, то есть душа будет изменяться. Она будет умягчаться. А зачем нужно, чтобы душа умягчалась? Только с одной целью: чтобы Господь Святой Дух пришёл в эту душу, потому что только в ту душу, которая способна к умилению, может войти благодать Святого Духа. Это и есть для христианина искомый смысл жизни, которого, собственно, и нужно искать.
Так и преподобный Серафим – сам был изрядный бизнесмен, и семья такая была. Я был в этом храме, который построили его папа с мамой, откуда он с колокольни упал во время строительства. Огромный храм, если сейчас такой строить, ну я не знаю, под пять миллионов долларов выйдет, вполне. Если человек даёт на строительство храма такую сумму, уж не последнее. Такое редко встречалось, чтоб кто-то…несколько случаев в истории Церкви есть за две тысячи лет, но так, чтоб всё отдать и что-то построить, всё-таки редко. Там ещё осталось немало, то есть были серьёзные люди, купцы, как их раньше называли, потому что, в основном, торговлей занимались.
И опять, этому надо поверить. А как сказано, доверяй, но проверяй. И Господь посылает апостолов, чтобы они проверили: иди по Моим словам и посмотришь, что будет. Доверься Богу. И каждого из нас, как и апостолов, Господь призывает к тому же.
И вот второе Евангелие, которое мы сегодня читали, оно, как и вообще всё Евангелие, на эту же тему: «Итак не заботьтесь и не говорите: что нам есть? или что пить? или во что одеться? потому что всего этого ищут язычники, и потому что Отец ваш Небесный знает, что вы имеете нужду во всем этом» (Мф. 6, 31 — 32).
Беда язычников в том, что они не знали Бога Отца Любящего. Они поклонялись множеству богов, которые, к сожалению, были не богами, а были бесами, которые морочили людям голову. До сих пор люди охотнее верят во всякую бесовщину, в пришельцев, в какую-то таинственную Шамбалу, в колдунов… Отчего это происходит? Каждый верит в то, что ему сродни, что ему любо, в то, что ему родное. Почему всякая бесовщина людям по вкусу? Потому что они чувствуют что-то своё, приятное. Лешие, домовые, ведьмы, гадания – всякая такая мерзость. Вот поэтому охотнее верить в это. А в Троицу Святую, к сожалению, нет. А бесы, к сожалению, человека спасти не могут. Они могут ему только временно помогать, для того чтобы шаг за шагом погрузить его всё в большую и большую бездну греха. И самое большое для них удовольствие – это довести до самоубийства, чтобы последовательно, потому что люди, которые этими практиками занимаются, так и оказываются. Если проследить любой путь, жизнь и смерть людей, которые идут этим языческим путём, можно посмотреть, как они живут и чем они кончат. А иногда просто достаточно на лицо посмотреть, на котором, к сожалению, всё отражается.
И вот Господь говорит: «…этого ищут язычники… Ищите же прежде Царства Божия и правды Его» (Мф. 6, 32 — 33). Потому что «правда» в переводе на русский язык (за годы советской власти слово «правда» приняло несколько другой оттенок и смысл) значит «праведность». Праведность Царства Божия – это совершенно другая праведность. Поэтому если какой-то сумасшедший человек говорит, что кодекс строителя коммунизма и Евангелие – это, дескать, одно и то же, к одному и тому же призывает, – ничего подобного. Совсем разная праведность, в которой разный смысл. И праведность Царства Божия приводит к радости о Святом Духе. А всё остальное приводит только исключительно к каким-то материальным преференциям, о чём в начале и говорили, что это, в общем, ничто.
Каждый из нас бывал в магазинах. В тот момент, когда ты загорелся, хочешь купить и ещё стоишь кассу, ты ещё радуешься. Когда тебе завернули уже, радость кончается. Когда ты принёс это домой, положил, потому что редко кто сразу повесит, а если кто уж повесил в шкаф, то потом и не носит, потому что «не хочу и смотреть». И это всё безумие, потому что цель в самой покупке: человек реализует страсть мшелоимства. А не потому, что он страдает от холода, или голода, или ветра, или ещё чего-то. Нет, нет, либо он реализует зависть, чтобы всё было как у людей, либо он реализует страсть к приобретательству. А это ему совершенно не нужно, просто захламление и без того маленькой квартиры.
«Итак не заботьтесь о завтрашнем дне, ибо завтрашний сам будет заботиться о своем: довольно для каждого дня своей заботы» (Мф. 6, 34). Опять, чтобы так положиться на Бога, нужно очень крепко в Него уверовать. И вот этого Господь, собственно, и ждёт. Он Сам хочет о нас заботиться, Ему это радостно. Он хочет, чтобы силы души мы тратили не на увеличение количества нулей на тех счетах, которые есть, потому что это всего лишь средство. Ничего плохого в деньгах нет. Это одно из гениальнейших человеческих изобретений. Может быть, и не без помощи Божией. Ну как догадаться, что шкуры тигра можно менять на мясо слона с помощью денег? И это так удобно, вместо того чтобы думать, сколько шкур тигра за одного слона, это всё очень сложно. А с помощью денег – цену назначил, и там цена, очень всё быстро и легко получается.
Но это средство, это есть некий инструмент практический. А сами по себе деньги не имеют цены, и инфляция это всё время показывает, и кризисы это показывают, и мировая финансовая система это показывает. Особенно наглядно это видно там, где деньги печатают. В одну страну ввозятся драгоценности, лес, газ, металл, а вывозится? А вывозится оттуда зелёная бумага. Это что, эквивалентный обмен, что ли? Так что это всё условные вещи, основанные на чём? На вере. Люди верят, что вот эта зелёная бумажка реально что-то стоит. На самом деле ничего. Её невозможно обменять ни на бриллиантик, ни на кусочек золота – вообще ни на что. Просто есть некий общественный договор. И люди как-то этого придерживаются, и проблема эта накапливается, долги каждого государства растут, пока не разразится кризис, когда уже вообще люди не знают, что продавать, что покупать и на что, все разоряются, и начинается страшный, уже заложенный в этой системе кризис.
Поэтому Господь говорит: ну не надо жить этим, потому что иначе жизнь теряет свой изначальный смысл. Каждому человеку отпущено очень немного, несколько десятилетий, и надо обязательно достичь Царства Небесного, или наоборот сказать: чтобы Царство Небесное достигло вас, приблизилось, покайся. Тогда, если ты покаялся, а в чём покаяние? Покаяние – это как раз изменение направления жизни. Покаяние – это не то, что пост был Петровский, я сырники не ел. А теперь пост Петровский кончился, я даже и пельмешек себе сварю. И вот она такая духовная жизнь. Это никакого отношения к духовной жизни не имеет.
А что имеет отношение к духовной жизни? Направление моей жизни – приобретение материального благополучия и здоровья – это одно направление жизни, материальное. А духовное направление жизни – это приобретение Святого Духа себе в сердце. А материальное как же? А это уже Господь будет заботиться. Он говорит: Я Сам позабочусь, вы не заботьтесь. Это же не я сказал, а Он. А веры-то нет. Поэтому человек может ходить в церковь, кушать просфорки, литрами пить святую воду, и что? Да ничего, он всё равно неверующий. Потому что верить надо словам Господним. Кто этому верит и этому следует, не только слушатель, но и исполнитель, тот человек, только тот единственный человек и есть христианин. Это, понятно, трудно, мы живём среди людей, которые исключительно заняты поиском материального благополучия.
А нужно наоборот: даже если у тебя есть материальное благополучие, потому что среди святых угодников Божиих, вот скоро будем память равноапостольного князя Владимира праздновать, что, он был бедный? Нет. Он был главой могучего государства, которое занималось и войнами, и охотой, и торговлей, и грабежом, как всякое государство в то время, и был весьма богатым человеком. Но когда он уверовал во Христа, он в Киеве всех нищих кормил из своей собственной казны и отменил смертную казнь, то есть так глубоко воспринял христианство, так сказать, всей душой, по-настоящему, и совершенно изменил направление своей жизни, и богатство ему никак не помешало. Он этим служил тем людям, которые попали в такое состояние, что оказались без средств к существованию. То есть и богатство можно на пользу использовать, именно для своей души. Это даже очень интересный феномен: берёшь материальное и его конвертируешь в духовное. С помощью материального покупаешь духовное – вот это очень интересно, только в этом смысле бывает возможна эта смена этих валют, с материальной на духовную.
Поэтому любым ресурсом человек может послужить Богу. Вот та камергерша, которая нам построила храм, Анна, у неё внучка умерла, денежки были, и она, чтобы за неё молились, построила сто пятьдесят лет тому назад храм. А мы до сих пор этим храмом пользуемся и очень даже благодарны. И всегда вспоминаем, когда заупокойная молитва идёт, и саму строительницу, и внучку её, которая на Донском кладбище погребена. Сколько, сто пятьдесят лет прошло, а вот всё-таки кто-то ещё на земле помнит, а здесь с тех пор прошло две революции, война Гражданская и Отечественная, и чего только не было. Храм был закрыт, изуродован, а всё равно память об этом осталась. Вот оно, материальное переходит в духовное. И даже памятник остался, его делал известный архитектор и скульптор, он существует до сих пор, мраморный памятник.
Так что само по себе ничто не плохо, а всё как человек этим управляет. И от этого направления жизни и зависит, движешься ли ты к Богу или наоборот идёшь от Него, нам нужно всем задуматься. И покаяние находится всё время в этом выборе человека: «…где сокровище ваше, там … и сердце ваше» (Мф. 6, 21). Или сказать можно наоборот: «К чему твоё сердце склоняется, такой ты на самом деле». Всё упирается в смысл твоей жизни. «Батюшка, а вот мой сын, батюшка, а вот мой внук, батюшка, а вот мой муж, батюшка, а вот моя мама…» Я рад, что ты добрый человек, но послушай, что Господь говорит: аще кто не возненавидит отца, и мать, и сына, и дочь, тот Меня не достоин. До свиданья. Читай, слушай, старайся понять, что это значит. Ты думаешь, что это у тебя любовь, что ли? Нет. Это у тебя пристрастие, у тебя страсть к своему: это моё! А это совсем не то, чему Господь учит. Ты посмотри, как Господь с Мамой со Своей общался, о чём Они говорили. Там всего два-три слова в Евангелии об этом сказано, но там дан пример этому, кто Мне мать, и сестра, и брат – вот давай и следуй, всё написано, для каждого человека. Нет. Страсть, к сожалению, ослепляет и мутит нам голову, поэтому наша вера в Святую Троицу, Которая шире этой вселенной, превращается в сырник со сметаной. Вместо того чтобы веровать во Христа Спасителя, Который за нас распялся на Кресте, мы, к сожалению, часто верим в сырник, что он может здесь колом встать и не пустить нас в Царство Небесное. Так что давайте его прожуём скорее и проглотим.
Дорогие братья и сестры! Мультиблог - большой многолетний проект протоиерея Димитрия Смирнова для распространения его слова. Также по благословению отца Димитрия здесь публикуются проповеди и выступления священников, разделяющих его взгляды. Для того чтобы для вас ежедневно выходил качественный материал, работает большая команда людей. Почти для всех это основная работа. Поддержите дело батюшки Димитрия, сделайте посильное пожертвование. Это поможет так же активно функционировать и развиваться нашему блогу.
Мультиблог существует только благодаря вашей поддержке. Мы очень нуждаемся в вашей помощи для продолжения этого миссионерского проекта.
https://www.dimitrysmirnov.ru/blog/donation/